Как Фрейд увлекался гипнозом, и почему потом он от гипноза отказался
Фрейд начинал с гипноза. И, хотя он не был удовлетворен этим методом и вскоре от него отказался, традиции гипноза оказали значительное влияние на его мышление и профессиональное становление. Фрейду повезло: он стажировался во Франции, где в то время практиковали гипнотерапию и исследовали гипноз по-настоящему выдающиеся люди.
Льебо и Бернгейм
Амбруаз Огюст Льебо много лет работал сельским врачом[5]. Он был настолько увлечен гипнозом, что соглашался работать бесплатно с теми, кто был готов лечиться новым методом. А университетский профессор Ипполит Бернгейм узнал о большом опыте Льебо в применении гипноза и пригласил его к себе в город Нанси для сотрудничества. Вдвоем они занялись научным изучением трансовых состояний. Часто они делали находящемуся под гипнозом человеку внушение о том, что он должен сделать, когда выйдет из состояния транса. Например, внушили человеку, что, когда он выйдет из транса, ему надо будет взять и раскрыть зонтик. Говорят, зонтик этот человек так и не раскрыл, но взял его и стал с ним прогуливаться.
Фрейд знал об их исследованиях и благодаря им кое-что понял. Во-первых, помимо сознательных мотивов действий человека, существуют бессознательные. Во-вторых, бессознательный и сознательный мотивы могут создавать внутренний конфликт. (С одной стороны, хочется сделать, как велели. С другой стороны, не хочется выглядеть глупо: дождя-то нет.)В-третьих, психика человека будет искать способ решения конфликта. В данном случае это компромисс: человек взял в руки зонт, но не стал его раскрывать, потому что в этом явно не было надобности.
Кстати, отечественный психолог В.М. Бехтерев, который тоже в те годы стажировался во Франции и знал о Нансийской школе гипноза, вернувшись на родину, сам провел множество подобных экспериментов [1].
Немного об истерии: Жане и Шарко
«С нейслучилась истерия: она побросала все папки, разрыдалась и сказала, что больше не придет на работу». – Иногда мы слышим что-то подобное, когда говорящий путает истерию и истерику. А это не одно и то же. Истерия – это не истерика, а заболевание, когда у человека возникают «на нервной почве» различные припадки,или странные симптомы, или боли в органах, которые в действительности здоровы (более современное название этой болезни – «конверсионное расстройство»). Например, истерический припадок может быть похожим на приступ эпилепсии; а при истерической слепоте глаза здоровы, но человек при этом действительно ничего не видит. Симптомы в этом случае часто не соответствуют реальным признакам тех болезней, которые они имитируют. Например, может возникнуть «перчаточный паралич» кисти руки, который без истерии невозможен, потому что за движения пальцев руки отвечают два различных нерва, а не один (который мог бы быть поврежден в случае реального паралича.
Истерия была известна еще в Древнем мире[7]. В течение многих столетий считали, что это – болезнь женщин, и поэтому объясняли истерию особенностями женского организма. Само название происходит от греческого слова «hystera» - матка; этот орган и считали во всем виноватым. В древности было распространено убеждение, что он никак не закреплен в теле женщины, и поэтому свободно в нем перемещается, а то и «бесится» (отсюда сохраняющееся в нашей культуре представление о «бешенстве матки»). Иногда матку даже представляли в виде зверька. Гуляя внутри тела, она защемляет внутренние органы,вызывая в них боли и просто неприятные ощущения. Например, если возникает знаменитый истерический «ком» в горле, - значит, матка подступила к горлу. Врачи пытались прогнать ее оттуда различными неприятными запахами, или приманить ее на место вкусными запахами и благовониями. Так как больные истерией очень внушаемы, такие практики могли им реально помогать. Как и распространенный в средние века ритуал «изгнания бесов», когда в истерических припадках (которые могут оказаться заразительными для наблюдателя) начинали одна за другой биться десятки женщин в монастыре.
Конечно, XIX век уже больше «дружил» с анатомией и физиологией и не приписывал истерию свободным перемещениям матки, хотя по-прежнему считалось, что это – болезнь женщин. Во Франции в это время практиковали два знаменитых человека: Пьер Жане и Жан Шарко.
Жане
Классик психологии Пьер Жане не только писал книги, но и занимался психотерапией. Он начинал свою практику примерно в то же время, когда начинал практиковать молодой Фрейд. И у Жане был свой опыт работы с истеричками. Например, «случай Марии»[4]. (Психотерапевты, когда пишут книги и статьи, не называют настоящие имена пациентов, так что Марию наверняка звали как-то по-другому.) Это был случай большой истерии с различными симптомами. Каждый раз перед наступлением месячных у молодой девушки начинались конвульсии и бред. Кроме того, она не видела одним глазом (истерическая слепота).
В то время в психотерапии господствовала «теория травмы». Считалось, что за каждым симптомом стоит конкретный драматичный случай, который забылся, потому что о нем было бы слишком тяжело помнить. (Фрейд назовет этот механизм вытеснением.) Целью гипноза считалось возвращение в трансе воспоминания о травме. А уже то, как с этим воспоминанием работали, зависело от теоретической позиции терапевта. Например, Жане считал, что нужно внушить пациенту обратное: ничего страшного на самом деле не было, все было хорошо. Мария под гипнозом «вспомнила», что, когда у нее начались первые месячные, она была настолько к этому не готова, что поспешила их прекратить и для этого села в ушат с ледяной водой. Жане ей внушил, что подростком она на самом деле обрадовалась своему взрослению и наступлению первых месячных. И приступы у Марии исчезли. Также девушка «вспомнила», что, когда она была маленькой, в доме были гости, и ее, несмотря на протесты, заставили спать на одной кровати с мальчиком-родственником, у которого на лице был лишай. После этого она потеряла зрение на один глаз: с той самой стороны, где был лишай у мальчика. – Жане под гипнозом внушил Марии, что никакого лишая у этого ребенка не было, и он был очень милым. После чего слепота на один глаз тоже прошла.
Впоследствии, изучая бессознательное по материалам сновидений, Фрейд поймет, что в бессознательном много фантастических картин и событий. Так что вовсе не факт, что «вспоминаемое» под гипнозом когда-то произошло на самом деле. Но симптомы-то у пациентов проходили, и для Фрейда это значило, что фантастический материал из бессознательного сам по себе имеет терапевтическую ценность, как информация о переживаниях пациента.
Шарко
Вообще-то Жане – ученик Шарко, но, так как Шарко имеет отношение уже непосредственно к Фрейду, я начала не с него. Отечественному читателю, может, вспомнится название сохранившейся до наших дней процедуры: «душ Шарко». Да, тот самый Шарко. В конце XIX века в парижской больнице Сальпетриер было большое отделение для женщин-истеричек, и он им руководил. У Шарко стажировались многие начинающие медики (в том числе ставшие знаменитыми Фрейд и Бехтерев), которые становились свидетелями его демонстраций. Шарко лечил истеричек гипнозом, так как считал, что их болезнь – результат самовнушения, и поэтому им требуется внушение (по принципу: «клин клином вышибают»). Он представлял присутствующим молодым врачам пациенток отделения, которых он на их глазах вводил в гипнотический транс. Для некоторых незамужних девушек и женщин из небогатых семей это была возможность месяцами находиться на полном обеспечении в клинике, где они лечились и, так сказать, «работали истеричками», участвуя в демонстрациях. Оказалось, что истеричные женщины весьма артистичны, и клинические демонстрации Шарко превращались в увлекательное шоу: говорят, что таких эффектных истеричек, как у Шарко, мир не видел ни до, ни после него.
Одновременно, изучая истеричек, медики стали замечать: во-первых, что у мужчин истерия тоже встречается, во-вторых, что больные истерией часто имеют между собой значительное сходство в характере, и, в-третьих, что среди здорового населения людей с таким характером также очень много. И, кстати, не только женщин, но и мужчин. Когда Фрейд говорил о таком явлении, как мужчина-истерик, коллеги-врачи над ним посмеивались, но сам Шарко обладал несомненно истерическим характером! Люди с таким характером демонстративны (любят публику и сцену), кокетливы и совершенно явно «расцветают» в присутствии противоположного пола, общительны и артистичны, а также высоко внушаемы.Что и заставило медиков поколения Шарко рассматривать болезненные истерические состояния как самогипноз, а гипноз – как внушенную истерию [3].
История Брейера и Анны О
После стажировки Фрейд возвращается в Австрию, где его наставником становится Йозеф Брейер. И Брейер, как другие психотерапевты своего времени, использовал гипноз. Самый знаменитый случай из его клинической практики – так называемый случай Анны О., описанный Брейером и Фрейдом в их совместной книге «Этюды об истерии»[3], [6]. Мы уже знаем, что, если в книге описывается клинический случай, то настоящее имя пациента не называется, так что на самом деле эту девушку, конечно, звали не Анна. Сейчас известно, что ее настоящее имя – Берта Паппенгейм. Брейеризменил имя пациентки очень просто: взяв буквы, которые стоят в алфавите перед «Б» и «П». Получилось «А» и «О».
У Анны (Берты) возникли множественные причудливые симптомы после болезни и смерти любимого отца. Например, она разучилась говорить на родном немецком языке и говорила только по-английски. У нее отнялась кисть правой руки. С наступлением лета она обнаружила, что разучилась пить, и стала утолять жажду только фруктами. И так далее.
Мы помним, что психотерапевты того времени, применяя гипноз, исходили в своей работе из «теории травмы». Предполагалось, что, если ввести Анну в транс, то под гипнозом ей откроются забытые моменты жизни, приведшие к формированию симптомов. И Брейерверил, что все открывшееся Анне в состоянии транса – забытая правда. Например, Анна под гипнозом «вспомнила» такую сцену: она заходит в комнату, а там очень неприятная ей компаньонка поит свою собачку водой из стакана. Брейер поговорил об этом с Анной, находившейся в трансе, и после этого она снова могла пить. В другой раз у пациентки возникло совсем уж фантастическое «воспоминание». Сидя у постели больного отца, она увидела, что прямо к нему по стене ползет змея. Она махнула рукой, чтобы прогнать змею, и увидела, как пальцы руки превратились в маленьких змеек. Разделяя теорию травмы, Брейер должен был верить, что и это – воспоминание. В конце концов, это мог быть сон или галлюцинация утомленной Анны. Брейер поговорил с ней и об этом «воспоминании», и паралич руки прошел.
Кстати: Брейер не обманывал своих загипнотизированных пациентов, не внушал, что все было совсем не так страшно или неприятно. Он предпочитал работать с правдой, то есть с материалом, полученным от пациента. Этого принципа своего наставника– работать с правдой – будет придерживаться и Фрейд. И поначалу, пока он будет практиковать гипноз, и позже, когда создаст собственный метод.
Успешное исцеление Анны О., блестящий случай из практики Брейера, сделало его знаменитым. Но в «Этюдах об истерии» не упоминается то, что произошло потом. Брейер вылечил Анну и расстался с ней. И тут его к ней вызвали экстренно для оказания помощи. У Анны был эпизод бреда: у нее начались мнимые роды, она утверждала, что рожает ребенка от доктора Брейера. Доктор сумел привести Анну в чувство, но на следующий день срочно взял отпуск, забрал жену и уехал из города.
С чем же не справился Брейер? Явление, когда пациент начинает испытывать не соответствующие реальной ситуации сильные чувства по отношению к психотерапевту, Фрейд назовет переносом. Это термин означает, что сильные чувства первоначально адресовались кому-то из наиболее значимых людей в жизни пациента (обычно это бывает кто-то из его родителей), а потом были «перенесены» на терапевта. Анна только что потеряла отца; тут появился мужчина, который искренне о ней заботился, и она полюбила его. Были и другие обстоятельства, способствовавшие такому расцвету переноса. Брейер совсем не соблюдал то, что в современной психотерапии называют границами. (Он не виноват, потому что о границах терапевты в то время еще не знали.) Он не нормировал время работы с пациенткой, он работал с ней и у себя, и у нее дома, то вводя ее в транс, то просто беседуя с ней. Его общение с Анной было настолько тесным, что жена начала ревновать. После чего, как только пациентке стало лучше, он внезапно ее оставил. Реакция Анны была драматичной.
Благодаря опыту Брейера, Фрейд впоследствии понял переносную реакцию собственной пациентки, которая, поднявшись с кушетки, обняла его за шею[2]. Что Фрейд впоследствии прокомментировал: понятно, что это не он был так неотразим.
Почему Фрейд перестал практиковать гипноз
Знаменитая кушетка Фрейдабыла необходимым атрибутом в его работе с пациентами. Вначале просто потому, что Фрейд практиковал гипноз и вводил пациентов в глубокий транс. Но Фрейду это быстро надоело. Почему?
Во-первых, случай Анны О. произвел на Фрейда сильное впечатление прежде всего неконтролируемым переносом.При работе с пациентом, находящимся в трансе, могут возникнуть мощные переносные реакции, обсудить которые с нимоказывается невозможным.
Во-вторых, гипноз представлялся Фрейду слишком мистическим средством, механизм действия которого трудно понять. А Фрейд был по натуре человеком очень рациональным.
В-третьих, сам Фрейд признавал, что владеет гипнозом не очень хорошо и не всегда может ввести пациента в транс.
В-четвертых, Фрейд не думал, что гипноз на самом деле «раскрывает правду» о том, что случилось в прошлом. Конечно, фантазии из бессознательного не менее ценны для терапии, но к ним можно получить доступ и без гипноза. Например, через сновидения пациентов.
Так или иначе, Фрейд оставил гипноз, но первое время по-прежнему использовал внушение.Положив ладонь на лоб пациента и слегка надавливая, Фрейд говорил ему, что сейчас он все вспомнит. (Имелась в виду, конечно, травма.) Пока как-то раз одна пациентка не рассердилась, сказав, что он ей только мешает. Фрейд оказался достаточно гибким, чтобы задуматься о ее словах. Этот момент стал поворотным в его работе: теперь он позволял пациентам говорить, что им приходит в голову. Это было так называемое правило свободных ассоциаций, новый способ доступа к бессознательному материалу пациента.
Так стало формироваться новое направление психотерапии, отказавшееся от внушения: психоанализ. А знаменитую кушетку Фрейд сохранил. Сам он объяснял это своим характером, признаваясь, что ему не очень-то комфортно весь день смотреть пациентам в глаза. Конечно, характеры у психоаналитиков разные, но с классической кушеткой они до сих пор не расстались.
ЛИТЕРАТУРА:
- Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. – СПб.: Питер, 2001.
- Браун Д., Педдер Д. Введение в психотерапию. Принципы и практика психодинамики. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
- Бройер Б., Фройд З. Этюды об истерии. http://www.rulit.me/books/ocherki-ob-isterii-read-402250-3.html
- Лейбин В.М. Психоанализ. – СПб.: Питер, 2008.
- Лоренцер А. Археология психоанализа: интимность и социальное страдание. – М.: Прогресс-Академия, 1996.
- Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций. В кн.: Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х годов – середина 3-х годов XX в.), - М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 148 – 184.
- André Green Private Madness. – L., NY: Karnac, 2005.
Автор: Татьяна Литвинова
Психолог, кандидат философских наук
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Свежие статьи
- Исследование: процедура устранения граффити в общественном туалете
- Обзор 11 исследований: Современный взгляд на вред курения через призму научных публикаций
- Исследование: Сознание в колыбели или о возникновении младенческого опыта
- Исследование: Паттерны травм, связанные с когнитивно-моторной диссоциацией
- Исследование: Пол, возраст и зависимость от смартфонов в 41 стране