Меню
Суббота, 13 октября 2018 18:38

Хатха-йога, как средство влияния на состояние здоровья специальных медицинских групп

В статье рассматриваются проблемы здоровья студенческой молодежи, а также современные методы его поддержания и коррекции. Введение элементов хатха-йоги, как эффективного средства влияния на состояния здоровья студентов специальных медицинских групп. Рассмотрены механизмы воздействия упражнений хатха-йоги на организм в целом, а также техника, методика и особенности их выполнения.

Проблема физической культуры и развития студентов специальных медицинских групп (СМГ), несет в себе не только общегосударственное политическое, но и научное значение. Необходимость поиска новых методов коррекционной оздоровительной работы продиктована, также, количеством студентов первокурсников, направляющихся в СМГ по состоянию здоровья. По данным медицинского осмотра, количество таких студентов составляет более 30%.

По результатам тестирований, проводившихся на кафедре физического воспитания и здоровья, НПУ им.М.П.Драгоманова, в начале учебного года наблюдается снижение подвижной активности студентов. Это является одним из первых факторов заболевания опорно-двигательной системы, что ведет за собой нарушение функций всего организма в целом. Эти данные подтверждаются показаниями, взятыми из «Дневников здоровья», в которые включены «Гарвардский степ-тест», «ФОК» и таблицы с антропометрическими данными («Дневник здоровья»/ - проф.О.Д.Дубогай, Киев - 1999г.).

В настоящий момент на кафедре физического воспитания и здоровья используются различные методы оздоровительной и коррекционной работы с СМГ. Наиболее эффективными из них являются: легкая атлетика, подвижные игры, аэробика и плавание, как системы прямого соматического воздействия и активизации опорно-двигательного аппарата, что приводит к улучшению состояния здоровья студентов. Однако, принятое определение ВОЗ в 1948 году о понятии «здоровье» звучит следующим образом, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и недомоганий», что создает необходимость учитывать не только физиологические, но и психологические изменения в процессе коррекционной оздоровительной работы с СМГ.

Одним из предлагаемых методов оздоровления студентов СМГ, где сочетаются упражнения на актуализацию, дифференциацию, коррекцию и управление соматическими и психическими структурами человека, является внедрение элементов хатха-йоги.

Взаимосвязь между организмом и психикой человека известна давно. В глубокую древность уходят своими корнями также и попытки диагностировать особенности характера человека по тем или иным внешним признакам, такие как физиогномика, хирология, френология. Однако в современной психологии данная проблема была поднята совсем недавно. Только в середине ХХ века В. Райх, У.Джеймс, А.Лоуэн, Д. Эберт и другие ученные выявили, что психика человека проецируется на его физическое тело в виде конституционных особенностей, мышечных зажимов и суставно-мышечных контрактур (ограничение подвижности в суставах и уменьшение активизации механизма сокращения мышечных волокон) отражаясь на его физическом развитии. Верно также и обратное: воздействуя на физическое тело определенным образом можно изменить психологическое и физиологическое состояние человека. Также, в работах последователей школ экспериментальной психологии В.Вундта, А.Бине, И.Павлова, И.Сеченова и др. было показано наличие связи между отдельными психическими процессами, прежде всего, чувственно-эмоциональными и соматическими процессами. Результаты данных исследований легли в основу определения термина «здоровье» данное ВОЗ в 1948 году.

Исходя из выше изложенного, целью данной работы является изучение и теоретическое обоснование использования элементов хатха-йоги в учебном процессе студенческой молодежи, как эффективного средства физической культуры.

Более подробно остановимся на физиологических механизмах влияния элементов Хатха-йоги. В работах Д.Эберта, В.Райха, А.Сафронова, Р.Минвалеева и других ученых выявлено позитивное влияние элементов хатха-йоги на основные физиологические системы: нервную, дыхательную, сердечно-сосудистую, мочеполовую, эндокринную, пищеварительную и на систему опорно-двигательного аппарата.

Исследования физиологических аспектов хатха-йоги Д.Эбертом (1986) показали, что одним из механизмов влияния на деятельность физиологических систем организма является изменение гидростатического давления в различных его полостях при выполнении упражнений хатха-йоги.

Кроме гуморального механизма в работах Г.Захарьина и Г.Геда (1883) также был выделен и рефлекторный механизм, суть которого заключается в компенсаторном усилении кровообращения после растяжения или сжатия зон физического тела, а также кожно-висцеральных и моторно-висцеральных рефлексах, позволяющих напрямую влиять на функции различных органов. Их существование основано на том, что чувствительные нервы внутренних органов, участков кожи (зоны Захарьина-Геда) и мышц пересекаются на уровне сегментов спинного мозга. Как следствие, напряжение определенных мышц и стимуляция определенных участков кожи воздействует на внутренние органы (А.Сафронов, 2005).

Кроме этого можно выделить также: стрессовый (Л.Гаркави), психосоматический (В.Райх, У.Джеймс, А.Лоуэн), гормональный (Р.Минвалеев) и энергетический (Д.Эберт, А.Сафронов) механизмы влияния элементов хатха-йоги на организм человека.

Также, необходимо подчеркнуть механизм механического влияния элементов хатха-йоги на организм человека за счет специфических деформаций формы тела. Благодаря чему оказывается механическое воздействие не только на мышечную систему, но и на внутренние органы, а также на различные участки вегетативной нервной системы, которая принимает участие в регуляции деятельности всех внутренних органов и желез, а также обмена веществ.

На основе выше приведенных исследований становятся очевидными результаты занятий хатха-йогой. Благодаря которым достигается общая рекреация организма, регулируется вес, нормализируется психоэмоциональное состояние, сон, повышается работоспособность, активизируются иммунные функции организма, улучшается иннервация и кровоснабжение внутренних органов, развивается физиологическая адаптационная реакция организма, гибкость и подвижность опорно-двигательного аппарата, происходит тренировка внутренней мускулатуры и коррекция позвоночника.

Социальное значение практики Хатха-йоги основано на активизация энергетического потенциала человека, профилактике психологического стресса и воспитании здоровой гармоничной личности.

Переходя к рассмотрению практики Хатха-йоги необходимо выделить ее наиболее характерные элементы, такие как: «асаны» - физические упражнения и «пранаямы» - дыхательные упражнения.

Освоение техник Хатха-йоги начинается с освоения пранаям. Механизм воздействия пранаям на организм основан на следующих принципах:

  • 1. Изменение соотношений концентрации кислорода и углекислого газа в организме (А.Сафронова, Л.Гаркави, С.Павленко);
  • 2. Задействование в процессе дыхания различных групп мышц (В.Райх, А.Лоуэн, У.Джеймс);
  • 3. Рефлекторное воздействие на мозг посредством активизации обонятельных и других рецепторов (П.Анохин, П.Симонов, Н.Макарчук, А.Калуев);
  • 4. Гидравлический массаж мозга и внутренних органов (Д.Эберт, Р.Минвалеев);
  • 5. Рефлекторное воздействие на симпатическую и парасимпатическую нервную систему (А.Сафронов, А.Вейн).

Основным дыхательным упражнением является полное дыхание йогов (ПДЙ). Основываясь на результатах проведенных физиологических исследований (Д.Эберт) ПЙД не имеет противопоказаний и может быть использовано на занятиях как со студентами СМГ, так и со здоровыми людьми.

Техника выполнения ПДЙ состоит из трех фаз: брюшное, грудное и ключичное дыхание. Более подробно рассмотрим каждое из них.

Брюшное дыхание. На вдохе диафрагма опускается вниз одновременно с растяжением и выпячиванием продольной мускулатурой живота за счет давления воздуха на диафрагму. С выдохом продольная мускулатура живота сокращается и диафрагма подтягивается вверх. Вдох равен выдоху. Темп медленный. Растяжение мускулатуры максимальное. Ребра и ключицы неподвижны.

Брюшное дыхание приводит к понижению артериального давления, поэтому людям с низким давлением следует быть осторожнее при его выполнении. Гипертоникам, напротив, можно его использовать в терапевтических целях (А. Сафронов).

Грудное дыхание. На вдохе расширяем и максимально растягиваем нижние ребра. При этом средняя часть легких наполняется воздухом за счет расширения грудной клетки в стороны в межреберном отделе. С выдохом межреберная мускулатура сокращается. Вдох равен выдоху. Темп медленный. Растяжение мускулатуры максимальное. Живот и ключицы неподвижны.

При выполнении этого упражнения необходимо, чтобы средний отдел грудной клетки расширялась равномерно во все стороны.

В отличие от брюшного, грудное дыхание повышает корпоральное давление.

Ключичное дыхание. Выполняется верхней частью грудной клетки, за счет ее расширения и вытягивания вверх на вдохе. На выдохе верхняя часть грудной клетки опускается в исходное положение. Темп медленный. Растяжение мускулатуры максимальное. Живот и ребра неподвижны.

Приведенные выше упражнения делаются в положении сидя или лежа с ровным позвоночником. Фазы считаются освоенными, если человек может не менять ритм дыхания в течение пяти минут. Только тогда можно приступать к выполнению ПЙД.

ПДЙ представляет собой комбинацию из приведенных выше типов дыхания. Техника выполнения ПЙД состоит в следующем.

Вдох производится животом, потом грудной клеткой, затем ключицами. Выдох выполняется в этой же последовательности: сначала из живота, потом грудной клеткой, потом опускаются ключицы.

Допускаемые ошибки при выполнении ПДЙ:

  • 1. При расширении грудного отдела человек сокращает брюшную мускулатуру, перекачивая воздух из живота в грудь.
  • 2. Дыхание «позвоночником», сгибая его на выдохе и разгибая его на вдохе.
  • 3. При сокращении брюшного отдела на выдохе происходит опускание ключичной зоны.
  • 4. Сбой темпа-ритма дыхания.
  • 5. Перенапряжение мышц в конечных пунктах вдоха и выдоха.

Теперь более подробно рассмотрим механизмы воздействия асан.

Основным механизмом воздействия асан на внутренние органы, является их стимуляция за счет специфичных деформаций опорно-двигательного аппарата. Однако существуют и другие механизмы описанные выше. Рассматривая гуморальный механизм необходимо отметить, что все асаны связаны с определенным изменением внутриполостных давлений. Поэтому скорость входа в асаны и выхода из них должна быть такой, чтобы внутриполостные давления (это совокупность давлений различных систем организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой, эндокринной, пищеварительной и т.д.) успевали стабилизироваться, т.е. входить и выходить из асаны надо достаточно медленно, а пребывать в ней достаточно долго (А.Сафронов).

Асаны развивают гибкость тела, улучшают подвижность суставов, при этом особое внимание обращается на поддержание здоровья, гибкости и силы позвоночника. Упражнения, также стимулируют эндокринные железы и осуществляют массаж внутренних органов.

Например, «Матсиасана» или поза «Рыбы» усиливает кровоток в области щитовидной железы, что стимулирует ее работу и с помощью выделенных гормонов действует на организм в целом (Р.Минвалеев).

Техника выполнения «Матсиасаны» состоит в следующем:

И.П. Сидя со скрещенными ногами или сидя на пятках, колени вместе. На локтях опускаемся головой назад так, чтобы были растянуты мышцы брюшного и грудного отдела, ставим макушку на пол, равномерно прогнув позвоночник вверх, натяжение по передней поверхности туловища. Вес тела равномерно распределяем вдоль всего позвоночника. Дыхание глубокое ритмичное. Выход из позы осуществляется в обратном порядке.

Асана выполняется после перевернутых поз для нормализации давления.

Особенно важным в процессе выполнения этого упражнения является расслабление задних мышц шеи. Именно в этом случае асана способствует оттоку венозной крови от головы. Правильное выполнение данного упражнения ведет за собой нарастающую дрожь во всем теле и жар по всему организму.

А общепринятая поза, «Сарвангасана» или поза «Березки» усиливает кровоток через позвоночную артерию в затылочную область, что стимулирует функционирование всех центров висцеральной регуляции стволовых структур головного мозга, улучшает работу всех органов и функциональных систем организма. Согласно исследований Р.Минвалеева эта поза улучшает показатели работы левого желудочка сердечной мышцы. Эта асана заменяет аэробные нагрузки, а значит, укрепляет сердце.

Техника выполнения «Сарвангасаны» состоит в следующем:

И.П. Лежа на спине. Медленно поднимаем ноги вверх вытягивая позвоночник. Вес тела на плечах руками поддерживаем поясничный отдел позвоночника. Медленное ритмичное дыхание. Упражнение выполняется 1-2 минуты. Выход начинается с медленного опускания коленей на лоб, затем позвоночник плавно выкладывается на пол, каждый позвонок должен идти за позвонком.

При наличии проблем с позвоночником или шейным отделом, можно держать туловище под углом 45-60 градусов к земле, поддерживая его руками.

Упражнение «Триконасана» или поза «Треугольника» применяется для коррекции поясничного, грудного и шейного отдела позвоночника.

Техника выполнения данного упражнения состоит в следующем:

И.П. Стоя, ноги шире плеч, стопы параллельно. С вдохом руки поднимаются в стороны до уровня груди, с выдохом начинать скручивание позвоночника снизу вверх одновременно осуществляя наклон вперед с помощью тазобедренных суставов. Спина при этом должна оставаться прямой, правая рука и голова смотрит вверх, скручивание идет позвонок за позвонком. Позвоночник должен быть скручен равномерно.

Не допускать сгибание позвоночника и изменение положения таза. Медленное и ритмичное дыхание, выход осуществляется с вдохом, начиная с головы, постепенно раскручивая и выпрямляя положение тела. То же выполняется и в другую сторону.

При этом необходимо обратить внимание на ошибки при выполнении данного упражнения:

  • 1. Выполнение упражнения с искривленной, а не скрученной спиной.
  • 2. Вынос бедра в сторону.
  • 3. Вынос бедра с дополнительным наклоном головы.
  • 4. Спина скручена не от поясничного отдела позвоночника, а от начала грудного отдела.
  • 5. Голова запрокинута назад.

Асана «Падахастасана» или поза «Аиста», усиливает работу гуморальной регуляции организма, за счет силы тяжести, которая действует на кровообращение.

Техника выполнения упражнения состоит в следующем:

И.П. Стоя, ноги вместе, ступни параллельны друг другу. С вдохом руки медленно поднимаются вверх над головой. Растянуть переднесрединный мышечно-сухожильный меридиан. Затем сделать наклон туловища вниз, опуская позвонок за позвонком, начиная наклон с нижнего отдела позвоночника. Руки поставить на пол возле ступней или взяться руками за икроножные мышцы ног и притянуть тело к ногам, растянув, таким образом, позвоночник. Ноги стараться не сгибать. Выход из асаны делается на вдохе, начиная с шейного отдела, натягивая при этом сначала передние мышцы шеи, затем грудного отдела. Руки при выходе свободно скользят по телу.

Натяжение мышц должно быть равномерным и чувствоваться на протяжении всей задней поверхности тела - от пяток до головы. Следует контролировать равномерность натяжения позвоночника.

Данные упражнения были применены в работе со студентами СМГ. Выявлены улучшения деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, а также опорно-двигательного аппарата. Отмечено положительное влияние упражнений хатха-йоги на психоэмоциональное состояние студентов, их общее физическое самочувствие и физическое развитие.

Таким образом, применение элементов хатха-йоги в практике психофизической рекреации студентов СМГ, выявила их эффективность в процессе воспитания и оздоровления современной молодежи.

Эту систему можно рекомендовать, как эффективное средство психофизической рекреации и оздоровления студентов, а также как систему гармоничного развития личности.

Литература:
  • 1. Вундт В. Очерки психологии / В. Вундт. - М.: Московское книгоиздательство, 1912. - 299 с.
  • 2. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Уколова М.А. Адаптационные реакции и резистентность организма. - Ростов-на-Дону, изд-во РГУ, 1979. - 119 с.
  • 3. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / У.Джеймс. - Репринт. изд. - М.: Наука, 1993. - 431 с.
  • 4. Дубогай О.Д., Завацький В.И., Короп Ю.О. Методика фізичного виховання студентів, віднесених за станом здоров"я до спеціальної медичної групи / О.Д.Дубогай., В.И.Завацький, Ю.О.Короп. - Луцьк: «Настир'я», 1995. - 3-15с.
  • 5. D.Ebert. Physiologische aspekte des yoga / перевод с немецкого Минвалеева, 1999.
  • 6. Лоуэн А. Физические основы динамики характера. - М., 1998.
  • 7. Муравов И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. - Киев:Здоров"я, 1989. - 245с.
  • 8. Макарчук Н.Е., Калуев А.В. Обоняние и поведение / Н.Е.Макарчук, А.В.Калуев. - Киев: КСФ, 2000. - 134 с.
  • 9. Райх В. Функция оргазма / В.Райх. - Спб. ; М.: Университет. кн. , 1997. - 302 с.
  • 10. Райх В. Психология масс и фашизм / В.Райх. - Спб. ; М.: Университет. кн. , 1997. - 379 с.
  • 11. Сафронов А.Г. Религиозные психопрактики в истории культуры / А.Г. Сафронов; Монограф. - Х. ХГАК, 2004. - 304 с.
  • 12. Сафронов А.Г. Йога: физиология, психосоматика и биоэнергетика / А.Г. Сафронов; монография. - Х.С,А,М., 2005. - 250 с., ил.
  • 13. Соньки В.Д. Энергетика оздоровительных упражнений // Теория и практика физической культуры. - 1991. - №2. - 32-39с.

Автор: Малицкая Божена Ивановна, преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья
© Б.Малицкая, 2007 год


Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!



Прочитано 19147 раз
января 10, 2018
Альберту Эллису

Искажения мышления по Альберту Эллису: двенадцать основных иррациональных идей

Вопросы иррациональности мышления сегодня активно обсуждаются теоретиками и практиками психологической науки. Альберт Эллис — американский психолог и психотерапевт, на основе иррациональных идей, выявленных у клиентов и испытуемых, разработал особый подход,…
января 18, 2018
Альберт Эллис

Краткая биография доктора Альберта Эллиса

Нижеследующий текст является выдержкой из готовящейся к выходу в свет последней работы доктора Эллиса в сотрудничестве с Майком и Лидией Абрамсами, докторами наук. Альберт Эллис родился в еврейской семье 17 сентября 1913 года в Питтсбурге. Он был старшим из…
июля 08, 2017
Инерция и ригидность мышления

Инерция мышления

В одном сборнике логических задач читателям было представлено следующее задание: «Археолог нашел монету, на которой было указано, что она изготовлена в 7 году до н. э. Но коллеги сразу сказали ему, что это подделка. Как они это определили?». Сам автор в конце…
вверх