Нигилизм
Сестра Ницше во вступительной части книги "Воля к власти" (незавершенной и разрозненной, изданной после смерти автора, по оставшимся черновикам) писала:
Я прибавлю ещё несколько пояснений по поводу тем, трактуемых главным образом в первых двух книгах «Воли к власти»: нигилизма и морали. Известно, как неверно было понято отношение автора именно к этим двум материям. Быть может, именно слова «нигилизм», «имморализм», «неморальность» («нигилистично», «неморально») подали главным образом повод к недоразумению. Поэтому я ещё раз хочу подчеркнуть, что нигилизм и нигилистично ничего не имеют общего с какой-либо политической партией, но обозначают то состояние, при котором отвергаются ценность и смысл жизни, а равным образом и всякие идеалы. Столь же мало общего имеют слова имморализм, неморальность с половой невоздержанностью и распущенностью, как то предположили пошлые, грубые и глупые люди, основываясь на том, что в обыденной жизни эти слова иногда употребляются в подобном смысле. Мой брат понимал под моралью «систему оценок, соприкасающуюся с нашими жизненными условиями». Против этой системы наших современных оценок, не находящих себе оправдания в данных физиологии и биологии, а потому противоречащих смыслу жизни, обращены его термины «имморалист» и «неморальность». Быть может, было бы лучше, если бы он в этих целях установил и употреблял слова «аморализм» и «аморально», ибо несомненно много недоразумений было бы тем предотвращено. В общем же мне хотелось бы ещё подчеркнуть, что критику наших современных моральных ценностей может себе позволить только такой высоко стоящий философ, как Ницше, который всем своим жизненным поведением столь ясно доказал, что он не только совершеннейшим образом осуществляет эти ценности, но стоит выше их, почему и имеет право поставить себе ещё более высокую цель и ещё более высокие требования. Подобные цели и проблемы — удел весьма немногих; во всяком случае для этого надо иметь, как он сам пишет: «Чистые руки, а не грязные лапы».
Чтобы понять значение слова "нигилизм", нужно быть способным на это.
Также важно осознавать, что под "отвергаются ценность и смысл жизни" подразумевается не метафорическое значение этой фразы со всеми вытекающими смыслами, а буквальное. В буквальном понимании, ценность и смысл жизни сотворяются самостоятельно человеком (в его голове). И нигде кроме человеческой головы (ни в естественном мире, ни в науках — биологии, физике и т. д.) этой ценности не существует. Говорящий "нигилизм" не просто стоит на этом, он отчетливо осознает это, и действует исходя из знания и принятия этого естественного факта природы вещей. Он не закрывается ложными ментальными конструкциями и верой в "чудо". Нигилист это циник, прежде всего в отношении себя самого. И только потом из осознания того, что ценность и смысл присваиваются всему человеком, следует целый ряд выводов, причем у разных людей это могут быть совершенно разные выводы, даже противоположные. Поэтому и возникает так много споров по поводу того, кто такие нигилисты. Отсюда и неверная трактовка (приземленная) — от сложности предмета, и огромного количества возможных выводов (иногда полярных), которые можно сделать из осознания естественного отсутствия ценности и смысла жизни.
Значительная часть книги Ницше "Воля к власти" посвящена объяснению этого термина и описанию философии нигилизма:
13. [...] Предпосылка этой гипотезы: нет никакой истины, нет абсолютных свойств вещей, нет «вещи в себе». — Это само по себе только нигилизм и притом крайний. Он видит ценность вещей именно в том, что этим ценностям не соответствует и, вообще, не соответствует реальности, это лишь симптомы силы на стороне устанавливающих ценности, симптомы упрощения в целях жизни. [...] 15. [...] Мерилом наших сил служит то, в какой мере можем мы, не погибая от этого, признать эту иллюзорность и эту необходимость лжи. [...] 16. Если мы и «разочарованные», то не по отношению к жизни, — у нас лишь открылись глаза на «желательности» всех видов. [...] 23. Нигилизм — естественное состояние. Он может быть показателем силы — мощь духа способна так возрасти, что ныне существующие цели («убеждения», символы веры) перестанут соответствовать ей (верование, в общем, именно и выражает собой принудительность некоторых условий существования, подчинение авторитету таких условий, при которых человеческое существо благоденствует, растёт, приобретает власть...); с другой стороны нигилизм — показатель недостатка силы, способности вновь творчески поставить себе некую цель, вопросить некое «зачем», обрести новую веру. Максимума относительной силы он достигает как насилие, направленное на разрушение: как активный нигилизм. [Противоположностью его был бы усталый нигилизм, утративший наступательность; его знаменитейшая форма — буддизм, как пассивный нигилизм,] как знамение слабости: сила духа может быть так утомлена, истощена, что все дотоле существовавшие цели и ценности более не соответствуют ей и уже не вызывают веры к себе, — что синтез ценностей и целей (на котором покоится всякая мощная культура) распадается и отдельные ценности восстают одна на другую (разложение), — что только всё утешающее, целящее, успокаивающее, заглушающее выступает на передний план под разнообразными масками: религиозной или моральной, политической или эстетической и т. д.
Источник: Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е. Герцык и др. — М.: Культурная революция, 2005.
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
- Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей (1822 Скачиваний)
Свежие статьи
- Байесовский подход к предсказаниям и Маркус Гуттер
- Гипертимезия или гипертиместический синдром
- Эксперимент Вегнера по подавлению мыслей
- Феномен конформизма. Исследование Соломона Аша
- Синдром самозванца