Когнитивная психология (лат. cognitio «знание») — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Выводы когнитивной психологии широко используются в других разделах психологии, в частности социальной психологии, психологии личности, психологии образования.
Современная жизнь характеризуется неограниченными возможностями выбора только лишь на основе собственных предпочтений и вкусов. Однако, принимая решение, вы уверены, что сделали выбор сами?.. Известно, что открытия в области психологии сегодня выходят далеко за пределы терапии и широко используются для массового привлечения внимания и формирования желаемого впечатления в самых разных областях.… подробнее
Павел Васильевич Симонов (психофизиолог, биофизик и психолог, 1926-2002) предложил разделить биологические потребности исходя из наличия физиологического субстрата в мозге, а именно конкретного отдела или части подсистемы, отвечающих за нижеупомянутые функции. Врожденно заданные поведенческие программы, для каждой из которых выделены свои мозговые центры, подразделяются на три группы: Витальные («жизненно необходимые»). Зоосоциальные… подробнее
Желтый фрукт. Белое дерево. Черный прямоугольник. С первого взгляда этот набор слов кажется несуразным и не имеющим никакого смыслового значения. Однако прочитав их, вы машинально представили себе какой-то объект. Лимон или айву? Березу или дерево в снегу? Квадрат Малевича или телефон? Для вашего рационального познания эти словосочетания бессмысленны, но в… подробнее
При изучении нового материала или в рамках работы над долгосрочным проектом важно понимать основные принципы приобретения новых навыков. Результатом поиска закономерностей стала таблица, приведенная нами в конце статьи. Мы надеемся постепенно пополнять ее в зависимости от появления у нас новых данных. Если у вас есть информация, которой можно дополнить данную… подробнее
Кто решился на проведение первых исследований в области человеческого познания, и какие результаты принесли смелые опыты новаторов? Бихевиоризм и психоанализ не были способны дать объяснение человеческого поведения без трактовки процессов в сознании. Постепенно интерес привел человечество к появлению нового направления, которое затронуло не только кибернетику, биологию, нейрофизиологию, но и лингвистику.… подробнее
«Мысль изреченная есть ложь…» (Ф. Тютчев). Мы погружены в общение – межличностное и деловое, активное и пассивное, виртуальное и реальное, мы активно используем социальные сети все с одной и той же целью – преодолеть ощущение одиночества, заявить миру: «Я есть!». Инструментом для общения является устная и письменная речь. 21 век… подробнее
Развитие нейролингвистики как науки непосредственно связано с нейропсихологией с одной стороны, лингвистикой и психолингвистикой – с другой. Затрагивая такие научные дисциплины и направления, как лингвистика, психология, учение о создании искусственного интеллекта, нейронауки, философия, эта наука требует особого подхода и профессиональных знаний многих дисциплин. В России на сегодняшний день выделяются две… подробнее
Существует миф о том, что человеческий мозг задействован на 10%. Это пример «неправильного представления о психологии» или «нейромифа». Массовая культура всячески поддерживает этот миф многочисленными литературными произведениями, кинофильмами. Интеллект можно развить посредством специальных упражнений, но сама идея о том, что возможности мозга задействованы частично, ошибочна. По данным учёных, каждый отдел… подробнее