Меню
Пятница, 29 июня 2018 21:32

«Синдром годовщины»: как другие поколения влияют на нас?

Понятие «синдром годовщины» было введено швейцарским психологом Анн Анселин Шутценбергер в ее книге «Синдром предков». Это явление было открыто в результате более чем 20-летней практики, в течение которой автор исследовала так называемые трансгенерационные связи или связи между поколениями.

Синдромом годовщины, по Шутценбергер, называются повторяющиеся события в жизни членов семьи, происходящие в одном и том же возрасте. Обычно имеются в виду не просто жизненные вехи — окончание института, свадьба, рождение детей, а именно события, имеющие большую значимость, определяющие дальнейшую жизнь и нередко носящие трагический смысл: серьезная травма или болезнь, потери близких и материальных ценностей, разрушение семьи и т. д. Шутценбергер считает, что, реализуя синдром годовщины, дети таким образом выражают лояльность к своим родителям и роду в целом.

Открытие явления

Сама Шутценбергер так объясняет свой интерес к этой теме:

«Я начала интересоваться этой темой лет двенадцать тому назад под впечатлением от одного замечания, высказанного моей дочерью. Она сказала мне: "Мама, ты осознаешь, что ты старшая из двух детей (второй ребенок умер), и папа старший из двоих, второй ребенок умер, и я старшая из двоих детей, второй ребенок умер... и с тех пор, как умер дядя Жан-Поль, я в какой-то мере опасалась смерти моего брата..." (Так и случилось.)» [1].

Позже в своей работе она обнаружила странный случай: внезапный тяжелый рак у молодой, цветущей женщины, только что вышедшей замуж за любимого мужчину. В этом же возрасте много лет назад от рака умерла ее мать. Подобные случаи повторялись, и Шутценбергер занялась всерьез исследованием темы, в процессе обнаружив, что она не первая, кто интересовался этим вопросом: в 1991-1992 году к ней попали статистические исследования Жозефины Хилгард.

«Жозефина Хилгард (врач и психолог), изучая карты всех больных, поступавших в одну американскую клинику в течение нескольких лет (1954 — 1957), доказала, что внезапное начало психоза у больных во взрослом возрасте могло быть связано с повторением в семье травмирующего события, перенесенного в детстве, — потерей матери или отца по причине ее (его) смерти, помещения в психиатрическую клинику или несчастного случая. При повторении контекста, когда ребенок взрослеет и ему самому исполняется столько же лет, сколько было его родителю (когда тот, например, попал в психиатрическую больницу), а его собственному ребенку исполняется столько же лет, сколько было ему самому, когда его мать, к примеру, умерла или попала в больницу (двойная годовщина), — госпитализация в лечебное учреждение повторяется, и это «статистически значимо» [1].

Механизмы формирования

В своей работе с клиентами Шутценбергер использовала интегративный подход, в ходе консультации проясняя биографические данные клиента, сведения о его семье и отношениях в ней. Она составляла геносоциограмму по собственной методике, основанной на составлении генеалогического древа, но более сложной, так как в ней указывались также социометрические связи, контекст тех или иных событий.

Шутценбергер опиралась в изучении синдрома годовщины на следующие психологические концепции и понятия:

  1. Психоаналитическая концепция «скрытой лояльности семье», разработанная Иваном Бузормени-Надем.
  2. Концепт, предложенный Абрахамом и Терек, связанный с понятиями так называемого «склепа» и «призрака», который может «внедряться» в потомка как следствие полученной его предком травмы, причины которой могли быть обусловлены некоторыми несправедливыми и тяжелыми событиями жизни (исторические трагедии, тайны семьи, например, связанные с «исключенными» членами семьи – находящимися в местах заключения, психиатрических лечебницах, рожденными вне брака детьми и т. д.).
  3. Концепция триангуляции из теории семейных систем Мюррея-Боуэна: семейные союзы с исключением некоторых отдельных членов семьи.

Шутценбергер связывает также передачу тяжелых событий через поколение со стрессом, который человек испытывает во время трагических событий.

«Американский врач Джордж Энгель изучал это явление на себе (1975). Он описал, например, свой сердечный приступ в годовщину внезапной смерти его брата (сорока девяти лет) из-за остановки сердца. И в первую годовщину смерти у него самого был серьезный сердечный приступ. Можно высказать гипотезу о бессознательной идентификации с братом, вызвавшей ту же физическую реакцию на стресс годовщины (страх смерти)» [1].

Из российских исследователей и популяризаторов теории трансгенерационных травм можно назвать психолога Людмилу Петрановскую: в своей статье о передаче травмы через поколение она раскрывает механизм этого явления простым и доступным языком, объясняя влияние глобальных процессов, происходящих в стране, на жизнь человека и его потомков.

«Живет себе семья. Молодая совсем, только поженились, ждут ребеночка. Или только родили. А может, даже двоих успели. Любят, счастливы, полны надежд. И тут случается катастрофа. Маховики истории сдвинулись с места и пошли перемалывать народ. Чаще всего первыми в жернова попадают мужчины. Революции, войны, репрессии – первый удар по ним.
И вот уже молодая мать осталась одна. Ее удел – постоянная тревога, непосильный труд...

Пока мать рвет жилы, чтобы ребенок элементарно выжил, не умер от голода или болезни, он растет себе, уже травмированный. Не уверенный, что его любят, не уверенный, что он нужен, с плохо развитой эмпатией. Даже интеллект нарушается в условиях депривации. Помните картину «Опять двойка»? Она написана в 51. Главному герою лет 11 на вид. Ребенок войны, травмированный больше, чем старшая сестра, захватившая первые годы нормальной семейной жизни, и младший брат, любимое дитя послевоенной радости – отец живой вернулся. На стене – трофейные часы. А мальчику трудно учиться» [2].

Психогенеалогия

В настоящее время синдром годовщины, механизмы передачи трансгенерационных травм и родовых сценариев изучает новый раздел психологии — Психогенеалогия, основанный Анн Анселин Шутценбергер и получивший развитие во всем мире. Существует Международная Ассоциация Психогенеалогии, в настоящее время ее президент – французский психолог Шантэл Рилланд, автор бестселлера «Эта семья внутри нас». Он дает этому новому разделу науки следующее определение:

«Психогенеалогия – это изучение того, как наша семья и ушедшие до нас поколения влияют на нашу психику, а также на психику наших детей и внуков» [3].

Книга «Синдром предков» несомненно заслуживает внимания психологов и тех, кто интересуется психологическими концепциями или стремится понять причины тех или иных событий в семейной жизни. Результаты подкреплены авторскими исследованиями и примерами.

Список литературы

  1. Шутценбергер А. «Синдром предков: Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы». - М., 2001.
  2. Петрановская Л., «Механизм передачи травмы через поколение». 2016 г. https://ludmilapsyholog.livejournal.com/52399.html https://psychologytoday.ru/public/mekhanizm-peredachi-travmy/
  3. Кроник А. А., Ахмеров Р. А. «Психогенеалогия: история формирования, первые эксперименты и перспективы развития». - «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2015.

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!



Прочитано 10916 раз
Другие материалы в этой категории: « Психоанализ Double Bind: понятие и его история »

На лучшие статьи по психологии, вышедшие за последнюю неделю.

вверх