Меню
Вторник, 29 ноября 2016 22:45

Рецензия на книгу З. А. Зориной, А. А. Смирновой «О чём рассказали говорящие обезьяны»

Проблема возникновения психики человека интересовала учёных давно. В самом деле, если теория эволюции смогла подробно объяснить становление человека как вида, то на вопросы, касающиеся развития мыслительных способностей, найти ответ гораздо сложнее. Когда произошёл качественный переход интеллектуальных способностей наших предков? На каком этапе у них возникла способность к абстрактному мышлению? Когда возник язык? Да и где вообще грань между мышлением животных и человека? В течение ХХ века учёные пытались найти ответы на эти вопросы, изучая ближайших родственников человека – высших обезьян (шимпанзе, орангутангов, горилл). Книга З. А. Зориной и А. А. Смирновой «О чём рассказали говорящие обезьяны?» - это подробное описание того, как развивалась идея наличия высшей рассудочной деятельности у животных, какие остроумные эксперименты ставили учёные, чтобы доказать или опровергнуть наличие у разных видов млекопитающих и птиц абстрактного мышления. И, конечно, центральное место занимает заглавная тема – обучение обезьян языкам-посредникам и проблема языка в целом.

Мышление и язык животных

zorina zЧто же такое вообще мышление и есть ли оно у животных? В первой части книги авторы подробно рассматривают этот вопрос. Долгое время господствовало мнение, что животные – это «живые машины» и всё их поведение сводится к инстинктивному и условно-рефлекторному. В ХХ веке этих взглядов придерживались бихевиористы и учёные павловской школы (хотя И. П. Павлов впоследствии признал наличие у животных способность к элементарной рассудочной деятельности). Авторы останавливаются на наиболее заметных исследователях (Дарвин, Северцов, Павлов, Леонтьев), которые обращали внимание на проблему соотношения инстинкт-условный рефлекс-мышление у животных и рассматривают понятия «сознание» и «мышление», а также их критерии как таковые.

Отдельная проблема, освещенная в книге, это проблема языка. В самом деле, чем отличаются естественные языки животных и язык человека? Зорина и Смирнова описывают характерные черты коммуникативных сигналов животных, обращаются к понятиям первой и второй сигнальных систем, введенных И. П. Павловым, а также останавливаются на критериях языка как аппарата абстрактно-логического мышления. Особое внимание уделяется взглядам Л. С. Выготского, который в своей работе «Мышление и речь» [2] утверждает, что мышление и речь имеют разное происхождение, а их развитие идёт независимо друг от друга. Многочисленные эксперименты по обучению человекообразных обезьян языкам-посредникам, описанные в следующей части, подтверждают это.

Языки-посредники

smirnova a a 200Вторая часть книги посвящена многочисленным попыткам ученых научить обезьян человеческой речи. Авторы касаются немногочисленных экспериментов по обучению устной речи, но, конечно, подробнее останавливаются на знаменитых опытах по обучению антропоидов языкам, которые не требуют тонкой артикуляции. Это жестовый язык – амслен, и язык, использующий лексиграммы, нанесённые на клавиши компьютера – йеркиш. Рассматриваются пионеры этого направления – супруги Гарднеры и их шимпанзе Уошо, а также их последователи, работающие и с другими видами обезьян: бонобо, гориллами, орангутангами. Все они в разной степени оказались способными усваивать языки-посредники; словарь наиболее способных доходил до нескольких сотен знаков. Обезьяны изобретали новые знаки и комбинировали старые, говорили о прошедших событиях, использовали переносные значения слов – в основном, для того, чтобы ругаться… Описание столь впечатляющих достижений перемежается в книге с бытовыми зарисовками из будней учёных. И к концу повествования мы уже неподдельно сопереживаем и исследователям, и их подопечным.

Отдельного упоминания заслуживает описание опытов с другими видами животных, традиционно считающимися высокоорганизованными. Это дельфины и две группы видов птиц: попугаи и врановые. Все они доказали наличие у этих животных абстрактного мышления и возможность обучения их знаковому языку, хотя их результаты далеко не такие впечатляющие, как у антропоидов.

Однако, даже и сейчас у ученых нет однозначного ответа на вопрос, с чем больше сходно «языковое поведение» обезьян: с естественными языками животных или с языком человека? Зорина и Смирнова с разных сторон рассматривают эту сложную проблему. С одной стороны, языковое поведение обезьян во многих случаях отвечает распространённым критериям Хоккета, разработанным для языка человека: семантичность, продуктивность, перемещаемость, культурная преемственность и т. д. [3, 199]. С другой стороны, разброс данных настолько широк, а задокументированные случаи соответствия некоторым критериям настолько редки, что вопрос остаётся открытым. В заключение авторы подводят итоги:

«…разница в «степени» вербального поведения антропоидов и языка человека весьма велика: словарь обезьян … ограничен по сравнению со словарём ребёнка даже трёх лет, а продуктивность языка (по Ч. Хоккету) проявляется только как тенденция; свойство языка развито не насколько, чтобы появились уверенные основания считать, что обезьяны действительно могут подробно «высказываться» о событиях отдалённого прошлого и о планах на будущее; собственные высказывания … ограничиваются двумя-тремя словами; понимание синтаксиса также находится у обезьян на самой ранней ступени развития… .»[2, 304]

Помочь читателю разобраться в проблеме призвана статья А. Д. Кошелева «О языке человека», помещенная в приложении к книге.

Книга З. А. Зориной и А. А. Смирновой «О чём рассказали говорящие обезьяны?» чрезвычайно ценна и для специалистов-зоопсихологов, и для рядового читателя. Написанная точным, но понятным широкому кругу языком, она ставит сложные проблемы происхождения мышления, психики и языка человека, описывает историю изучения элементарной рассудочной деятельности у животных. Основной фокус книги – на изучении языков-посредников человекообразными обезьянами, а также на дискуссиях о соотношении «языкового поведения» обезьян и языка человека. Вместе с авторами читателю предлагается углубиться в проблему критериев языка и разобраться в том, насколько близки нам «говорящие обезьяны».

Литература:
  1. Выготский 1996 – Л. С. Выготский. Мышление и речь. М., 1996 (воспр. изд. 1934 г. без цензурных изменений, в отличие от предшествующих переизданий)
  2. Зорина З. А., Смирнова А. А. О чём рассказали «говорящие» обезьяны. М.: Языки славянских культур, 2006
  3. Резникова Ж. И. Интеллект и язык животных и человека. М., 2005, с. 199

Автор: Ольга Хорошутина, биолог

Текст публикуется в авторской редакции 

Короткая ссылка на статью https://ykgr.ru/zorina

Купить книгу в Литрес Купить книгу на ОЗОН

Приветствуется договоренность на конкретный день и время, проверенные феи Арзамас, каждому удовольствие на redarzamas.ru. Теперь знайте где же найти проститутку для сегодняшнего секс марафона. Милые проверенные феи Арзамас, пылкие и страстные, они такие заботливые и чуткие, что у тебя будет сегодня классный секс. Твои мечты и желания реализуются.


Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!



Прочитано 4361 раз
сентября 04, 2017
Принцип Полианы

Принцип Поллианны

Считаете ли вы себя оптимистом? Что для вас означает быть оптимистом: надеяться на благоприятный исход решения проблемы или самому искать в любых обстоятельствах что-нибудь положительное? Почему некоторые люди сохраняют положительный настрой практически в…
февраля 23, 2020
Принстонский эксперимент: «Добрый самаритянин»

Принстонский эксперимент: «Добрый самаритянин»

Религия традиционно считается благом для человечества. Ведь она делает людей лучше, чище, добрее. Так думают многие, но действительно ли религиозные люди более склонны помогать другим в беде? Думая о Боге и о спасении своей души, становятся ли они более…
марта 13, 2018
Воспитание: 8 основных концепций в психологии

Воспитание: 8 основных концепций в психологии

Как вырастить ребенка счастливым, ориентируясь на научный подход? Каждый родитель представляет себе, что такое – воспитывать детей. И делает это каждый день в силу своего понимания и в силу необходимости. Попробуем систематизировать достижения психологической…
вверх