Гештальт-терапия и Гештальтпсихология: в чём разница?
Всеми известный факт, что психология имеет систему доказанных знаний, с помощью которых решаются различные практические и научные проблемы. Так, одно из направлений – гештальтпсихология – характеризуется принципом целостности и попытками объяснения восприятия, мышления личности. После продвижения её идей, когда течение достигло популярности, появляется новое движение – гештальт-терапия. Тогда же возникает предсказуемый вопрос: что общего, какие постулаты представителей гештальтпсихологии взяты в работу гештальт-терапевтов?
Пространство Гештальта
Понятие «гештальт» ввёл Христиан фон Эренфельс в 1890 году в статье «О качестве формы». В этой работе он выдвинул проблему целостности восприятия и написал: «целое – это некая реальность, отличная от суммы его частей». Хотя дальнейшим развитием этой теории он заниматься не стал, его тезис остался основным в гештальтпсихологии.
Гештальт с немецкого имеет целое разнообразие схожих определений – это и конфигурация частей, и образ, и структура, и целостность, и привидение. Другими словами, это нечто, которое есть в человеке, событии или системе, которое «выходит за пределы суммы составляющих их компонентов и связей» [1]. При этом человек уже рождается с данной структурой, она не является приобретённой.
Подробно, со всеми точностями о термине «гештальт» говорил Ф. Перлз, который является основателем гештальт-терапии. С. Гингер (1928 – 2011), являющийся теоретиком гештальт-терапии, любил обозначать гештальт как значимое множество, обладающее полисемией (многовариантностью). То есть, его значение существует не само по себе, а с индивидуальной окраской для каждого.
Также чётко интерпретировал понятие «гештальт» Освальд Шпенглер (1880 – 1936), который ввёл первым данный термин в русский язык. Благодаря его концепции понятие гештальта может быть применено к разнообразным актуальным культурным, философским и политическим вопросам, в рамках которых проблематика целостности и единства, связанная с глобализацией и смешением разнообразных дисциплинарных областей, обретает немалую значимость.
Основные идеи гештальтпсихологии
Гештальтпсихология возникла в Германии в 20-е годы XX столетия. Её основателями считаются Макс Вертгеймер (1880 – 1943), Вольфганг Кёлер (1887 – 1967) и Курт Коффка (1886 – 1941). Основной идеей было перестать изучать отдельно поведение и хитросплетения разума человека, поскольку в сознании человека части опыта организуются в целую структуру, или гештальт.
Основные открытия гештальтпсихологии связаны с:
- соотношением фигуры и фона;
- важностью интерпретации целостности или расщепленности фигуры в рамках контекста актуальной ситуации;
- структурированным целым, которое не является всеобъемлющим, но не является и элементарной частицей;
- активной организующей силой целостностей и естественной тенденцией к простоте формы;
- тенденцией незавершённых ситуаций завершаться [2].
Гештальтпсихология развивается по своему, изолированному от психологии стандартного видения пути. Она изучает поведение, речь и восприятие человеком окружающего мира, после чего анализируются отдельные принципы и объясняются их взаимодействия друг с другом, образуя что-то более крупное, объёмное.
Основные идеи гештальт-терапии
Основателем гештальт-терапии является Фриц Перлз (1893-1970). Начал заниматься в данном направлении с 1942 года, когда была выпущена его первая работа «Эго, голод, агрессия». В сотрудничестве с Лорой Перлз и Полом Гудменом к 1951 году заложил теоретические основы метода на базе гештальтпсихологии, психоаналитических, феноменологических и экзистенциальных исследований.
Главное в гештальт-терапии – это анализ происходящего здесь и сейчас, а не годами ранее, в детстве, как это принято в классическом психоанализе. Но это не означает, что стоит упускать значение биологической наследственности, опыт раннего детства или культурное давление социальной среды. Важно изучить внутреннюю связанность целостного бытия мира и одновременно развить свой собственный стиль жизни, в его специфичности, оригинальности. При этом идёт рассмотрение на трёх неразрывно связанных между собой уровнях: телесном, эмоциональном и интеллектуальном.
Главная цель гештальт-терапии – достижение более полного понимания себя внутреннего: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также осознание внешнего мира, включая межличностные отношения.
Гештальт-терапия стремится к стойкому результату, когда посредством постепенного осознания клиент получает способность сознательно выбирать своё поведение, отстранившись от невротических и других болезненных симптомов. При этом начинает устойчиво реагировать на манипуляции окружающих.
В основе данной терапии лежит несколько представлений:
- Источник силы – в настоящем.
- Опыт важнее всего.
- Сам терапевт – инструмент терапии.
- Терапия слишком хороша, чтобы ограничиваться лечением [3].
Идеи гештальт-терапии применяются в различных областях: от клинической психотерапии и до тренингов для людей, стремящихся к личностному росту и улучшению коммуникации. Сам Перлз называл разработанную гештальт-терапию – «терапией нормальных» [4]. Такими словами он хотел обозначить, что применение возможно для лиц различного возраста, всех уровней, разных культур и в различных ситуациях. Поэтому не обязательно прибегать к его методу лишь в случае физических, психосоматических, нервных или психотических расстройств и отклонений.
Гештальтпсихология и гештальт-терапия: есть ли общее?
Несмотря на то, что в обоих названиях звучит одинаковая «приставка» - гештальт, утверждать, что в основе изобретения Перлза лежат принципы гештальта, нельзя. Конечно, и отвергать тот факт, что некоторые идеи гештальтпсихологии всё-таки используются, тоже не получится. Дело в том, что Перлз ознакомился с концепцией гештальтпсихологии поверхностно, не вдаваясь в подробности. Он и сам признавался, что ни одну ключевую монографию не осилил целиком. Поэтому использовал в работе свою вольную интерпретацию понятий.
Так какие же моменты «впитаны» наследниками гештальт-терапии из положений гештальтпсихологии? Некоторые исследования основоположников гештальтпсихологии и социальные эксперименты К. Левина доказывают многое из того, что у Перлза зачастую выглядело как интуитивные догадки.
Например, эксперимент К. Коффки 1920 года по применению принципа целостности к поискам ведущих принципов развития в детской психологии и взаимодействия со средой доказывает, что каждая часть имеет свою роль и важна именно функциональная структура целого, поскольку именно она определяет тип его организации. Наряду с принципом целостности был выдвинут принцип динамичности: течение психических процессов определяется динамическими, изменяющимися соотношениями, устанавливающимися за счёт самого процесса. Оба принципа взаимосвязаны. Гештальт-психологи обнаружили, что функциональная структура целого динамична и способна сама себя поддерживать и восстанавливать, стремясь перейти в состояние максимально возможного равновесия, которое будет определяться чёткостью, завершённостью и осмысленностью.
На данные выводы опирался в своей практике Курт Гольдштейн, который занимался пациентами с черепно-мозговыми ранениями, страдающими афазией. Он заметил, что сила расстройства зависела не только от размеров поражения мозговой ткани, но и от множественных факторов, таких как страх возвращения на фронт, отношения с людьми и другие. Так, Гольдштейн пришёл к выводу о единстве физического и психического в организме. Что впоследствии пригодилось Фредерику Перлзу для развития гештальт-терапии.
Несмотря на незначительные отклики гештальтпсихологии, возможно, более правильным вариантом было бы назвать Перлзу свой подход экзистенциальной психотерапией, как ему и хотелось изначально.
Список использованных источников:
- 1. Лебедева Н., Иванова Е. Современный учебник Путешествие в Гештальт теория и практика. – СПб.: Речь, 2004. – 560 с.
- 2. Перлз Ф. Теория гештальттерапии. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004 – 384 с.
- 3. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия контуры теории и практики. – М.: Независимая фирма «Класс», 1996. – 325 с.
- 4. Гингер С. Гештальт: искусство контакта / Пер. с англ. Т. А. Ребеко. – Изд. 2-е. – М.: Академический Проект; Культура. 2010. – 191 с.
Встречаются в свое удовольствие, на своей территории, лучшие индивидуалки Тольятти могут приехать к вам, на вашу территорию, проверь сам - dosugtolyatti.ru. В настоящее время существует огромное количество сайтов, но мы рекомендуем именно этот. Изящные лучшие индивидуалки Тольятти, страстные и желанные, они такие заботливые и привлекательные, что интимный досуг тебе обеспечен. Не отказывай себе в удовольствии.
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Свежие статьи
- Исследование: процедура устранения граффити в общественном туалете
- Обзор 11 исследований: Современный взгляд на вред курения через призму научных публикаций
- Исследование: Сознание в колыбели или о возникновении младенческого опыта
- Исследование: Паттерны травм, связанные с когнитивно-моторной диссоциацией
- Исследование: Пол, возраст и зависимость от смартфонов в 41 стране