Как формируется поведение одаренной личности? Часть 2: Внешние факторы
Мы говорили ранее о внутренних механизмах, регулирующих поведение творческих личностей. Настало время обратить внимание и на социально важные факторы – не секрет, что влияние социума примерно наполовину обусловливает наше поведение, и без широкой аудитории гению трудно действительно состояться. Итак, какие объективные факторы стоит учитывать при анализе поведения творческой личности?
Расцвет гения на фоне бездарностей. Этот фактор обеспечивает максимально полное восприятие шедевров искусства и научной мысли. Как писал в своем дневнике Делакруа, «Бездарности… стараются стать наивными, как художники, предшествовавшие большим эпохам. Они подчеркивают своё презрение к полному совершенству, которое является естественным завершением всякого искусства. …Манера есть то, что нравится пресыщенной и, следовательно, жадной до новизны публике; но именно манера ведёт к тому, что произведения … артистов, вдохновенных, но обманутых ложной новизной, которую, по их мнению, они ввели в искусство, необыкновенно быстро стареют. Тогда часто случается, что публика возвращается вновь к забытым шедеврам и снова начинает постигать обаяние бессмертной красоты» [1, С. 234-235]. Все познается в сравнении, и даже падкая до всего нового, необычного аудитория в конце концов понимает и интуитивно чувствует подлог – именно поэтому мы говорим о «вечных» темах, авторах, произведениях, которые обновляются в каждой эпохе новым содержанием даже и после смерти своих создателей.
Отношение окружающих к продуктам деятельности. История культуры и науки доказывает, что внешняя оценка художественного и научного творчества очень важна: это связано и с культурным меценатством, и с общим увлечением искусствами и науками. Так ли много сделал бы Ломоносов, если бы у него не было возможности реализации в условиях 18 века? Причем данный тезис относится как к широким слоям социума, так и к ближайшему окружению. В искусствах и в науке важно появление первооткрывателей, которые отваживаются не идти проторенными тропами. Их роль – раскачать косное общественное сознание, обрести последователей, а далее неизбежны закономерности социального взаимодействия: механизмы конкуренции, деградации, ускорения и торможения творческой мысли и т. п. Вначале истинный гений всегда один, последователи появляются значительно позже. Но когда они уже появились, художнику (мыслителю, гению) важно сохранить духовный вектор, не гнаться за славой и новизной, не снижать планки, следуя вполне человеческим желаниям, но оставаться верным внутренней истине. Не все гениально одаренные личности смогли сохранить это качество: так, Леонардо да Винчи направлял своего гения не только на движение науки и ни с чем не сравнимые живописные полотна, но и, скажем, по просьбе власть предержащих, на создание подслушивающих устройств, а Рафаэль писал изображения богатых заказчиков, далекие от тех вдохновенных картин, которые и сегодня привлекают толпы посетителей музеев. «Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать…», - писал классик, и это верно. Однако есть случаи, когда «продажа» условной рукописи влекла за собой творческое бесплодие в дальнейшем – не из-за злого рока, но потому, что была снижена планка, интеллектуальный и эмоциональный накал, и творческая личность внутренне расслабилась, не получая пищи для вдохновения.
География рождения и становления гения. Еще в прошлом веке данный фактор был взят на вооружение мыслителями, учеными, культурологами. Так, описывая теорию Декандоля, авторы монографии говорят о том, что с северной части континента к южной «уменьшается способность к активной умственной деятельности... Доказательство этому Декандоль видит в том, что среди иностранных членов Парижской академии нет ни одного учёного, родившегося к югу от Пиренеев или к югу от Центральной Италии» [2, С. 264]. Прямая причина этому, по мнению Декандоля, - повышение температуры, что затрудняет лабораторные эксперименты, естественно-научные исследования, работы в полевых условиях. «В южных странах... можно заниматься философией, правом, чистой математикой, а то время как большинство естественных наук требует слишком больших физических усилий» [2, С. 264]. Характерно, что и в современности, когда американские ученые проводили эксперименты, выяснилось, что своевременное кондиционирование воздуха повышает работоспособность в условиях жаркого климата.
Состояние общества в данный момент. Уровень социального развития также влияет на концентрацию гениев – и об этом еще в 19 веке задумывался А. Жоли: «гении появляются всего чаще в моменты основания и организации новых устоев... Возвышаясь над окружающей его средою, великий человек почерпает однако из неё тысячи впечатлений, которым он придаёт большую ясность, продолжительность и силу, облекая их в яркие образы собственной фантазии» [3, С. 21]. Иногда наличие одного гениально одаренного человека в какой-либо области мешает появлению равных ему по одаренности. К примеру, во времена Пушкина существовали заметные талантливые поэты: Д. Веневитинов, К. Батюшков, Н. Языков и другие, но их творчество теряется в тени Пушкина. Сложно представить, как одному ему удалось своим творчеством реформировать русский литературный язык, как, например, В. Далю удалось собрать такой пласт опыта «живого великорусского языка» той эпохи. Открытым остается вопрос, кто стимулирует прогресс – гении-одиночки или социум, благоволящий к одаренным личностям. Скорее, первое, потому что истинный реформатор ищет свой путь, а общественная система, как любая другая, отличается ригидностью, всегда стремясь сохранить свой статус-кво.
«Парное появление гениев». Это неожиданное наблюдение тоже принадлежит Анри Жоли. «Нередко случается, что подлежащие организации научные материалы бывают так богаты, требующие себе выражения новые идеи так разнообразны и предстоящие для выполнения задачи так сложны, что их оказывается достаточно для гения нескольких великих людей» [3, С. 77]. И далее автор рассуждает о том, что нередко это выражено в отношениях соперничества двух гениев, разрешающих одну и ту же либо сходные задачи. В книге приводятся параллели Гераклита и Демокрита, Данте и Ариосто, Вольтера и Руссо, Гете и Шиллера, Корнеля и Расина, Микеланджело и Рафаэля и многих других. От себя добавим, что в этот ряд вписались бы М. Цветаева и А. Ахматова, русские поэтессы, родившиеся практически в одно время, но столь по-разному разрешившие вопросы «женского» подхода к поэтическому творчеству. Допустим, это несколько искусственная полярность, но возможности выработки разных стратегий в одной избранной отрасли – это то, что движет вперед искусство и науку. А конкуренция – вполне понятное человеческое качество.
Регресс потомков к среднему показателю роста и интеллекта. Этот вывод был сделан Ф. Гальтоном в конце 19 века на базе исследования более двухсот пар родителей и порядка девятисот их потомков. Этот закон, обозначенный его первооткрывателем как «закон дочерней регрессии к посредственности», считался базовой закономерностью наследственности (см.: [4, С. 213]). Здесь важно подчеркнуть и то, что чаще всего именно наука берется в качестве точки отсчета, считается вершиной развития цивилизации, а этот тезис сам по себе спорный: далеко не все можно понять разумом. А если сопоставить качество жизни и степень притязаний аборигенов полуострова Индостан, например, или малоразвитых народностей Мексики, Африки, то станет очевидным, что они по субъективному ощущению счастья намного превосходят развитых европейцев, у которых с каждым годом растет число самоубийств. Поэтому примат науки должен корректироваться и иными составляющими, показателями развитости разных обществ: искусством, философией, религией и даже этикой.
Тенденция к подражанию гению. Эта черта заметна в общекультурной истории еще со времен великих богов-царей древности, харизматичных личностей, которые двигали свой народ порой на столетия вперед по уровню социального развития. Вспомним Александра Македонского, Дмитрия Донского, Петра Первого и многих других, когда подчиненные им народы сотнями приветствовали их и шли за ними, реализуя «потребность в вере без идеи, потребность в деятельности без средств для действия» [5, С. 72]. И если роль гениально одаренной личности – вдохновить и повести за собой, заразив идеей или даже ее отсутствием, то роль массы, усредненного большинства – сохранить наработки, приумножить, упрочить традицию – по закону рационального мышления. И если бы не это равновесие, то жизнь социума развивалась бы рывками, без принципа поступательного развития. Это проницательное наблюдение принадлежит Г. Лебону, исследователю социальной психологии, говорившему о среднем слое так: «…он [средний слой] …изменяется, только очень медленно, потому что малейшие изменения, чтобы стать прочными, должны накапливаться наследственно в том же направлении в продолжение многих веков» [5, С. 42].
Коллективное поле, по Юнгу, или однородные социологические условия, по И. Лапшину. А чем еще можно объяснить многочисленные ситуации «совпадений», когда в науке и технике делались открытия лишь с незначительным временным разрывом учеными разных континентов, не знакомыми друг с другом? Такие ситуации можно объяснить случайностью (однако их подозрительно много), договоренностью (но это мало правдоподобно) или же социальным детерминизмом, наличием аналогичных социальных условий.
А русский философ А. Чижевский связывал подобные явления с воздействием космических, природных факторов. И первым таким фактором ученый считал солнечную активность, провоцирующую массовое пробуждение инстинктивных проявлений за счет возбуждения нервно-психической системы и снятия любых ограничителей. При этом наличие объединяющей идеи влечет за собой следование масс в едином направлении. На основе огромного пласта эмпирических данных, собранных Чижевским, были сформулированы следующие тезисы: «1. На различных материках Земли, у различных народов, независимо от того, существуют ли между ними какие-либо отношения, общее количество массовых движений, имеющих историческое значение, одновременно увеличивается или уменьшается, образуя всемирный цикл исторических событий. 2. В столетие этот цикл повторяется 9 раз. 3. Каждый всемирно-исторический цикл равен в среднем 11,1 года» [6, С. 434]. Все эти сведения говорят о том, что существует фактор, равно влияющий на человечество, и судя по периодичности этих всплесков, таким фактором выступает как раз солнечная активность.
«Рубежные эпохи». Этот фактор тоже важен, потому что наибольший процент рождения гениев – как раз неспокойные времена, эпохи стагнации, смены ориентиров или, говоря словами Ф. Ницше, «переоценки ценностей». «Величайшие явления в области духа в качестве перехода суть одновременно завершение и начало. Они составляют промежуточную стадию, нечто только на данном историческом этапе изначально истинное, чей образ неотвратимо остаётся в памяти людей, хотя ни повторён, ни воспроизведён он быть не может» [7, С. 252]. Говоря языком философии, в развитии общества есть точки бифуркации, когда назревает принципиальная необходимость коллективного выбора дальнейшего пути, и тогда рождаются пассионарии, способные вначале в одиночку начать преодолевать этот новый путь.
Закон «распределения» или «плотность» концентрации гениев. В конце 20 века Р. Мертон писал об эффекте Матфея, когда ученые преувеличивают достижения своих авторитетных коллег, а свои собственные – преуменьшают. Вообще, как только возникает «соцветие талантов» или чрезмерная концентрация их в пределах одного института, одной художественной школы, возникает закономерное соперничество, и тогда это поворот вовне, но не внутрь. Как правило, такой эффект снижает общую сумму достижений. Кроме того, признак действительно гениальности – это не количественное, но качественное изменение системы, в которой сделано открытие (создано произведение искусства). А коль скоро любая система стремится к самосохранению, возможна ли большая плотность гениев в одной точке (школе, научном институте) без ущерба качеству развития этой отрасли? В этом случае должен включаться психологический закон сопротивления, вот почему столь сложно «собрать гениев», равномерно поощрив тех, чей потенциал намного больше среднестатистического показателя. Именно об этом рассуждает в своей книге об эпохе Возрождения Б. Кузнецов (см.: [8, С. 194-196]).
Социальный престиж профессии. Эта закономерность удачно иллюстрируется положением о том, что истинный гений «гениален во всем» или, во всяком случае, в нескольких областях. А выбор конкретной области связан именно с наличием того или иного социального заказа (см.: [9]).
Наличие достойного окружения, знакомство с творческим человеком. Нередко это событие в биографии давало толчок для собственного научного или художественного творчества. Юный Б. Пастернак вспоминал о визитах в их дом Л. Толстого с огромным пиететом, а ведь его готовили к карьере философа. Писательство перевесило – не потому ли, что атмосфера дома была овеяна литературой с ранних лет поэта? Е. Евтушенко вспоминал, что погружение в творческую атмосферу 50-60-х стало для него настоящим стимулом к собственному поэтическому творчеству.
Особенности структуры интеллектуальных школ. На этот фактор обратил внимание социолог и философ Рэндалл Коллинз: «…число активных школ мысли, которые воспроизводятся в течение более чем одного или двух поколений в аргументативном сообществе, колеблется примерно от трёх до шести. Существует жесткий нижний предел; творчество вряд ли может появиться в отсутствие соперничающих позиций, и почти всегда в любом творческом периоде присутствуют по меньшей мере три такие позиции. Есть также верхний предел; если где-либо имеется больше, чем четыре или шесть отчетливых позиций, большинство из них не передаётся в последующих поколениях» [10, С.144]. Причем структура интеллектуальных школ наиболее полно выражена именно в столичных городах, а что касается провинции, то там лишь до поры до времени живут одиночки, которые, в соответствии с растущим голодом до знаний и впечатлений, перемещаются в столицы. Существуют даже попытки выделить крупные города, наиболее и наименее благоприятствующие проявлению творческой мысли (см.: [11, С. 22]). «Я выяснил, что вопреки сложившемуся представлению, именно компании переезжали туда – или возникали там – где были сосредоточены квалифицированные специалисты, а не наоборот [...] Я пришёл к выводу, что экономический рост не зависит целиком от наличия предприятий и фирм; он происходит там, где преобладают терпимость, открытость и творческая атмосфера – так как именно в таких местах хотят жить творческие люди всех типов» [11, С. 13]. Ученые (в том числе, например, В. Раушенбах) указывают на то, что важна при этом даже не масштабность той или иной столицы, а наличие критической массы единомышленников – тех, кто творчески мыслит и способен обмениваться итогами своей деятельности. Попадание в определенную ауру, стимулирующую к развитию – вот что оказывается порой решающим фактором. Об этом говорили многие деятели искусства 20 века: Серебряный век русского искусства пестрит примерами того, как бурлила столичная жизнь и какое соцветие талантов давало творческое общение самых разных людей. Вспомним, к примеру, знаменитые поэтические вечера, собиравшие порой сотни и тысячи зрителей, кафе «Бродячая собака», в котором выступали русские поэты, и эта общая атмосфера экспериментаторства, поиска новых форм самовыражения объединяла поэтов и писателей разного толка. Наоборот, оскудение творческой атмосферы ведет к изоляции, а затем к снижению творческого потенциала. Так, трагедия первой волны русской эмиграции оказалась не в недостатке талантов, а именно в том, что одаренные люди оказались вне своей почвы, вне аудитории, стали искусственно изолированными от мира. Сегодня эта изоляция не географическая, но, скорее, эстетическая: выбором творческих людей оказывается социальный престиж, размер заработка, и тогда происходит переориентация на продукты массовой культуры. Примеров этим процессам достаточно в кинематографе, литературе, живописи. Общество, активно потребляющее, начинает и искусству (а порой и науке) диктовать свои требования, и тогда искусство превращается в обслуживающую, развлекательную сферу. Об этом пишут многие современные литературные критики (А. Немзер, назвавший 2000-е годы «нулевыми» в русской литературе, Б. Парамонов и др.).
Ход исторического развития. Об этой стороне коллективной жизни на русской почве говорит Д. Быков, вычленяя в русской истории четыре основных повторяющихся цикла: реформы – репрессии – оттепель – застой. «Полагаю, что описанный цикл… не есть чисто русская традиция: он характерен для любого политического процесса, но в западной истории …наличествуют и другие векторы. В России их нет, и потому история наша ограничивается механическим повторением четырехтактного движения при нарастающей деградации культуры и практически полном неучастии народа в решении его судьбы» [12, С. 7]. При этом ни активный запрет «сверху», ни интенсивный интерес публики к произведениям искусства не играют положительной роли – оно должно в идеале развиваться поступательно, при умеренном невнимании властей и спокойном отношении публики. На русской почве всегда был крен то в одну, то в другую сторону.
В любом случае, внешние детерминанты поведения и проявления творческой личности многообразны, но при этом довольно условны, если рассматривать их по отдельности. Происходит активное смешение объективных и субъективных факторов, поэтому выведение внешних закономерностей поведения творческих личностей – дело непростое. Согласимся с тем, что даже взвесив все закономерности, сложно предсказать судьбу того или иного направления науки или искусства, отдельную биографию творческого человека. Ибо в творчестве до сих пор есть некая тайна. И постижение ее продолжает вызывать к себе интерес историков, ученых, социологов, философов и деятелей искусства.
Автор статьи выражает благодарность И. Л. Викентьеву. Материал его сайта vikent.ru помог систематизировать и классифицировать аспекты рассматриваемой темы.
Литература:
- 1. Дневник Делакруа в 2-х томах. Том 1. М.: «Издательство Академии художеств СССР», 1961.
- 2. Микулинский С.Р., Маркова Л.А., Старостин Б.А., Альфонс Декандоль, М., «Наука», 1973.
- 3. Анри Жоли. Психология великих людей. СПб: Издание Ф. Павленкова, 1894.
- 4. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб: «Питер», 2006.
- 5. Лебон, Г. Психология народов и масс. СПб: «Макет», 1995.
- 6. Емельянов Б.В., Александр Леонидович Чижевский / Русская философия в портретах, Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2010.
- 7. Ясперс К. Истоки истории и ее цель / Смысл и назначение истории. М.: «Политиздат», 1991.
- 8. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения (Наука XIV – XVI веков в свете современной науки). М.: «Наука», 1979.
- 9. Лук А.Н. Творчество // «Наука и жизнь». 1973, N 1.
- 10. Рэндалл Коллинз. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: «Сибирский хронограф», 2002.
- 11. Ричард Флорида. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2007.
- 12. Быков Д.Л. Хроники ближайшей войны: избранные статьи 1992-2005. СПб: «Амфора», 2005.
- 14. Викентьев И. Л. Закономерности поведения творческих личностей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vikent.ru/enc-list/category/28
Милые индивидуалки Брянска, сочные и сладкие, они такие модельные и молоденькие, что возбуждение неизбежно. Окунись в удовольствие. Классные девочки индивидуалки Брянска с dosugvbryanske.ru встречаются не на количество, а на качество, чтобы вам хотелось к ним вернуться много раз. Всё, что вы когда-либо видели в порнофильмах, теперь станет вашей реальностью.
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Свежие статьи
- Исследование: процедура устранения граффити в общественном туалете
- Обзор 11 исследований: Современный взгляд на вред курения через призму научных публикаций
- Исследование: Сознание в колыбели или о возникновении младенческого опыта
- Исследование: Паттерны травм, связанные с когнитивно-моторной диссоциацией
- Исследование: Пол, возраст и зависимость от смартфонов в 41 стране