Коварство и многообразие психологических защит
В статье систематизирован огромный пласт материалов, собранных И. Л. Викентьевым. Все они посвящены формированию, развитию и осмыслению бессознательных и сознательных психологических защит, которые сохраняют психику человека от стрессогенных и разрушительных воздействий.
Психологические защиты – феномен, который продолжает изучаться. Впервые о них заговорили З. и А. Фрейд, впоследствии характер и специфика защитных механизмов постоянно пополнялись и уточнялись. Сегодня можно говорить о большом разнообразии защит, основная задача которых – уберечь психику от деструкции. В статье систематизированы основные психологические защиты, известные современным психологам.
Почему срабатывают психологические защиты?
Таким образом психика защищается от непереносимых мыслей, состояний и чувств. Это может быть связано с самыми разными аспектами внутренней жизни: они могут не одобряться социумом или самим индивидом, иметь такую интенсивность, которая губительна для целостности психики; или уберегать от еще более сильных переживаний как следствия уже испытанного. Причин действительно множество. Психологи не одну сотню лет изучают этот феномен и находят все более и более изощренные способы психологического «убегания» от сложных состояний, эмоций и чувств. Даже в личной терапии, на практике, когда человек хочет работать над собой сознательно, проявляется этот бессознательный механизм. Проанализируем, что известно из истории, психологии, литературы и искусства о характере и механизмах психологических защит.
Мы разделили все виды защитных механизмов на две большие группы: связанные с внешними действиями индивида и касающиеся внутрипсихических состояний и факторов. Рассмотрим вначале группу защит, проявленных в виде внешних действий и поведенческих моделей:
Вид защиты | Причины | Проявления |
Вера в божество, оракула или высшие силы. | Ощущение незащищенности, страхи перед угрозами внешнего мира, поиск поддержки, опоры и смысловых ориентиров. | В качестве примера подойдут всевозможные древние культы и верования. «… Ранний дионисийский ритуал, его социальная функция была в основном катартической…: он очищал человека от тех вредоносных иррациональных импульсов...» [1, С. 86-87]. |
Мировоззренческие установки. | Например, установка гностиков о том, что рождение – это «падение души в низший, материальный мир», неизбежно связанный с несовершенством. Она ассоциирует «материю» со злом. То есть, материю следует преодолевать, возвращая душу к божественному первоистоку. | «Для гностицизма характерно представление о ступенях, или сферах, мира и их демонических властителях, препятствующих искуплению» [2, С. 232]. То есть, в представлении гностиков мир был дуальным, с ярко выраженными полюсами. И было на кого «свалить ответственность» за неудачи человека в его стремлении к идеалу. Любая установка «происходит так, а не иначе», является догматом, под который «подгоняется» реальность. И это защищает от неизвестности и неопределенности. |
Религиозный (и любой другой) фанатизм. Основание монастырей в Средневековье, примат религиозного, божественного. | Страх перед внутренним миром, отрицание человеческой телесности, поиск «высшей правды» в религиозном каноне, стремление к единоверию. | В Средние века особенно явно проявилось стремление монахов-аскетов к самобичеванию в физическом и духовном смыслах. Все, что не соответствовало представлениям о «святости», безжалостно искоренялось, вплоть до «сожжения ведьм», инквизиции и пр. Это явление есть в современности, но уже в более мягких проявлениях. |
Уход в работу, в любую внешнюю активность. | Как правило, его причины – стремление «заглушить» некое чувство или эмоцию, заместить его переживание, погасить внутреннюю тревогу. | В истории искусства таких примеров было довольно много: Микеланджело Буонаротти, о работоспособности которого ходили легенды. Или упрямство незаконнорожденного Леонардо да Винчи, который мечтал о том, чтобы человек сумел летать, и в чьих архивах найдены чертежи, ставшие прообразами современных вертолетов. В свою очередь, говоря о современности, М. Мамардашвили называет тенденцию умствования эпохи постмодерна «решением псевдопроблем и псевдорешений» - когда реальность подменяется неким симулятивным аналогом (в литературе постмодернизма это, к примеру, образы-симулякры). |
Отрицание традиций, обесценивание предшествующего опыта. | «Обнуление» - это в данном случае средство возвыситься, уникализировать собственный опыт. Механизм напоминает подростковую динамику, построенную на отрицании и свержении авторитетов. | В искусстве ярким примером этого была культура французских и русских декадентов и футуристов во главе с Маяковским. Их призыв «сбросить Пушкина и прочих с парохода современности» прочитывался как отрицание классики и утверждение права на самобытность. Говоря о сегодняшнем дне, можно привести размышления современного автора: «Чувство сопричастности к новейшему знанию позволяет современному российскому читателю побороть страшный комплекс, развившийся в результате крушения мощного государства – комплекс бедности, слабости, презираемости и оттеснённости от культурных и экономических центров мира, где течёт «сытая», «настоящая» жизнь, комплекс периферийности…» [3, С. 67-69]. |
Компенсаторное поведение. | Чем сильнее внутри неудовлетворенность собой, тем больше внешне проявляемое высокомерие и стремление к самоутверждению за счет других. Либо, как вариант, проявляется эпатажное, шокирующее поведение. Такой феномен обстоятельно рассмотрен в работах А. Адлера. | Этот универсальный механизм психики проявляется постоянно: как в личных стратегиях индивидов (вспомним того же Маяковского, провокационно хамившего и грубившего на публике – и его внутреннее ощущение ненужности, его зависимость и трепетность по отношению к Лиле Брик). Или образ Леди Гага, родившийся из скандального выступления ничем не примечательной вначале певицы. Вторая вариация этого механизма – на уровне государственной внешней и внутренней политики, что особенно очевидно, скажем, для Советской России: девиз «жить стало лучше, жить стало веселее» возник как раз в полуголодное время, когда страна вошла в затяжной кризис. Такой механизм защиты исчерпывающе описан в работе Г. Батищева: «Так подменяется: - энергичная дееспособность – шумной суетливостью; - надёжная исполнительность – слепой напористостью; - усиленная старательность – усердием не по разуму; - плодовитая результативность – подменой целей средствами; - зоркая сосредоточенность – тупым фанатизмом; - находчивая смекалка – пронырливым ловкачеством; - терпеливая настойчивость – нетерпеливой агрессивностью; - заботливая участливость – бесцеремонностью; - осмотрительная инициативность – авантюризмом и легковерной увлекаемостью; - деятельное служение ценностям и высоким принципам – обращением ценностей и принципов в нечто служебное, в удобное пособие и средство» [4, С. 163-164]. |
Стремление спрятаться за других, а потом «напасть». Ощущение собственной принадлежности некоей группе (секте, тоталитарной общности – которые гарантируют защиту и «безопасность»). | Потребность в принадлежности считается одной из базовых у человека, и если она под угрозой, возникают тревога и беспокойство. Это оправдано историческим опытом: одиночки физически не могли выжить когда-то. Иногда это стремление к принадлежности становится так сильно, что возникает импульс к травле того, «кто не с нами». | Примеров такого поведения может быть множество. Приведем свидетельство Л. Филатова о том, как он получал анонимные злобные записки из зала во время выступлений: «В таких случаях я обычно приглашаю собеседника на сцену. Как правило, не выходят. Он может нападать на тебя только из стаи...» [5, С. 29-31, 34]. |
Создание виртуального мира (или образа), потому что с повышением анонимности увеличивается степень «безответственности». | Это способ «ухода от реальности» в виде компенсации за неудачи и неустройство (несовершенства) существующего мира или положения вещей. | Этот тип защиты известен еще со времен Дон Кихота Сервантеса, Дона Карлоса Шиллера и Идиота Достоевского – в этих художественных образах точно показан механизм действия данной модели. Подобную суррогатную замену активно предлагают сегодня компьютерные игры, в какой-то мере – и социальные сети, потому что человек создает наиболее желаемый свой образ для других и на каком-то этапе начинает верить в него, взаимодействуя с виртуальными знакомыми из состояния этого образа. В качестве примера приведем знаменитый скандал 2006 года: когда был разоблачен «виртуал предпринимателя и общественного деятеля Юрия Аммосова (ammosov) с говорящим именем skuns, чьей основной задачей было, по определению автора, «гадить в чужие уютненькие дневнички» [6, С. 15]. |
Позиция «цель оправдывает средства». | Это мощный механизм защиты: оправдать любые деяния великой целью или, в другом варианте, манипуляция массовым сознанием с использованием искажения информации. | Такая стратегия применялась со времен кровавых крестовых походов, даже раньше – с Крещения Руси. А в советскую эпоху – с оправданиями национальной безопасности учеными, для которых в приоритете находилось чистое познание: «Уже на подходе к XX веку изобретатели станкового пулемета (X. Максим), динамита (А. Нобель), первых подводных лодок и т.д. тешили себя надеждой, что их детища обессмыслят войну» [7, С. 16-17]. В современном мире это искажение, специальный отбор, умолчание информации (как на уровне «желтой прессы», так и на уровне авторитетных СМИ). |
Другая сторона медали – это действие психологических защит внутри психики индивида, которое порой даже не осознается. Основная функция этого процесса – уберечь психику от деструктивных влияний, сохранить ее здоровой – на фоне мощных потрясений, непереносимых эмоций и чувств и пр. Феноменом внутрипсихических защит активно занималась А. Фрейд, но сегодня, в ХХI веке существуют уже десятки вариаций и разновидностей защитных моделей. Возможно, их перечень еще будет продолжен учеными-психологами. Ниже представлена таблица, в которой систематизированы защиты внутрипсихического характера.
Вид защиты | Причины | Проявления |
Обесценивание другого и нежелание встать на чужую позицию. | Страх раскрытия своей сущности. | Это любое «закостенение» идеи, превращение ее в догмат. Фанатизм, который рано или поздно становится способом преследовать личные цели за счет других. |
Подчиненность внутреннему комплексу (паттерну). | Травматичный опыт прошлого, выработка определенной стратегии поведения в ответ на провоцирующий триггер. Согласно А. Адлеру, основателю теории компенсации и гиперкомпенсации, это еще и желание возвыситься за счет других, присущее любому человеку. Особое внимание следует уделить «комплексу жертвы» - это настоящая «болезнь» нашей эпохи, имеющая, похоже, исторические и генетические корни. Идеал жертвы собой во имя коллектива в советские годы, жертвования собой во имя родных и семьи, во имя детей – все еще остаются распространенными шаблонами современности. | Яркий пример – «комплекс Герострата» - когда человек желает любой ценой, даже разрушением, обратить на себя всеобщее внимание и остаться в истории. Или другой пример – «комплекс провинциала»: когда человек привыкает быть в центре внимания и почитания, но, попав в среду равных, считает себя по-прежнему «звездой», переставая тестировать реальность. Как следствие, часто его начинают окружать только «угодные», конформные люди. Этот комплекс лишает человека воли, не оставляя ему выбора. «Так именно грудной ребёнок относится к молоку матери, разгневанный человек – к мести, трусливый – к бегству… Точно так же пьяницы, болтуны и бредящие в лихорадке считают свои речи за деяния свободной воли, подчёркивал Б. Спиноза», - так пишет о «свободе воли» в понимании Спинозы Б. Бессонов [8, С. 30-31]. Примером может стать непомерно раздутое тщеславие Ф. Достоевского после успеха романа «Бедные люди», дерзость и непрофессионализм, а впоследствии даже одержимость Гитлера, всю жизнь благоговевшего перед авторитетами в науке и военном деле. |
«Пограничные состояния». | Они проявляются как резкая смена настроения и состояния, иногда звучат прямо противоположные слова или человек воспринимается так, как будто у него есть некие «странности». Это следствие невозможности соединить в одно части личности, фрагментация как феномен распада внутренней целостности. Нередко такая модель формируется под влиянием травмы. | Так, о характере Суворова Ю. Лотман говорит следующее: «Начиная играть, он заигрывался. В поведении его были детские черты, противоречиво сочетавшиеся с поведением и мыслями военного теоретика и философа» [9, С. 269-272]. А маркиз де Кюстин и вовсе эту «пограничность» увидел во всем русском характере: «Россия – страна необузданных страстей и рабских характеров, бунтарей и автоматов, заговорщиков и бездушных механизмов. Здесь нет промежуточных степеней между тираном и рабом, между безумцем и животным… Лютый мороз и палящий зной толкают людей на крайности…» [10, С. 188-189 и 203]. |
Уход в творческую активность, воплощение внутреннего «комплекса» или субличности через художественные образы. Вариация – смена творческой активности. | Это терапевтический процесс для самого художника (творца). Повторение вновь и вновь энергетически и эмоционально заряженных ощущений и эмоций снимает напряженность. Вариантом может быть альтернативное творчество: скажем, рок-культура или авторская песня в 60-х, в противовес эстрадной. | Так, «Байрон неизменно описывает один и тот же характер, словно бы из раза в раз описывая самого себя. Во многом он и в жизни стилизовал себя под своих героев; одним из них считали поэта и его современники» [11, С. 227]. З. Фрейд научно объяснял этот феномен следующим образом: «Если враждебная действительности личность обладает психологически ещё загадочным для нас художественным дарованием, она может выражать свои фантазии не симптомами болезни, а художественными созданиями, избегая этим невроза и возвращаясь таким обходным путем к действительности» [12, С. 180-181]. |
Механизм проекции. | Непризнание у себя определенных эмоций, чувств, поступков, мыслей, состояний и приписывание их окружающим. | У А. Фрейд есть пример супруга, неосознанно желающего изменить жене. «Возможно, он сам вообще не подозревает об этих своих желаниях, но они потихоньку «вылезают» из его ИД и создают ощущение тревоги. Чтобы смирить своё беспокойство, мужчина проецирует собственные желания на жену, он становится ужасно ревнивым и обвиняет жену в неверности, даже если нет ни малейших подтверждений его подозрений» [13, С. 384]. |
Многосторонность личности как защита от внешних воздействий. | Это связано с вынужденным опытом ограничения свободы: при одиночном заключении, в лагерях и прочих экстремальных ситуациях. Доказано, что психически стойкими оказывались именно те, у кого были разносторонние интересы (либо, по свидетельству А. Солженицына, вера в Бога, либо, как признавал В. Франкл, какой-то важный ценностный смысл). | «Спасаются в таких случаях только те, у кого, как у Новорусского, Лукашевича, Яновича, Веры Фигнер, Панкратова и большинства других моих товарищей по Шлиссельбургу, были, кроме революционных, научные интересы и значительный запас предварительных разносторонних, лучше всего, естественнонаучных знаний, которые можно обрабатывать даже без книг, улетая мыслью из стен своей гробницы в далёкие мировые пространства, или в тайники стихийной и органической природы, или в глубину веков, а когда, наконец, дали книги, хотя бы даже только религиозного содержания, предаваясь их осмысленному изучению» [14, С. 436-439]. |
Идеализация. | Это стремление «закрывать глаза» на минусы или изъяны в объекте. Именно – в объекте, даже если речь о человеке. Потому что в ситуации действия этой защиты кто-то представляется двухмерным объектом, но не субъектом, во всей его многогранности. Таков, в том числе, принцип создания многочисленных утопий, картин Эдема, где нет проблем и противоречий. | «Часто… бывает, что лишь издали порываясь к человеку, домогаясь его, пока он для нас – недоступная святыня, мы любим и идеализируем его, и тогда обладаем этим великим талисманом творческой идеализирующей любви, которая прекрасна для всех… Но вот идеализируемый человек делается для тебя доступным и обыденным. И просто потому, что ты сам плох, обладание любимым, ставшее теперь простым и обыденным делом, роняет для тебя твою святыню», - пишет А. Ухтомский [15, С. 301-305]. |
Отрицание. | Этот вид психической защиты открыл З. Фрейд. Способ действия заключается в том, что человек не впускает в сознание очень важное и актуальное для себя содержание – в силу сильных эмоций, с ним связанных. Активное отрицание, по мнению Фрейда, указывает как раз на противоположное: человеку свойственно то, что он отрицает. | Примеров проявления этого механизма достаточно много в истории и культуре. Вспомним, например, «слепоту» Сталина, который, несмотря на донесения разведки, до последнего не верил в нападение Гитлера на Советский Союз. Или в нашей повседневной жизни то, что яростно отрицается, как раз и имеет глубокие корни в психике. |
Идентификация (с агрессором). | Непереносимое чувство унижения и страха, связанное с нападением агрессивной фигуры, может притупляться замещением: когда жертва впитывает черты агрессора, имитирует их вначале, чтобы впоследствии полностью стать такой же. | Такой феномен проявляется в поведении детей: к примеру, мальчика напугал монстр из мультфильма, и он начинает пугать детей, отыгрывая модель поведения монстра с другими детьми. У взрослых происходит точно так же. Такой феномен отчасти описан в романе Ю. Олеши «Зависть». |
Вытеснение. | Эта психологическая защита стала известна благодаря работам З. Фрейда и А. Фрейд. Непереносимые ощущения и эмоции «изгоняются» из сознания. | «Великий Дарвин …завел себе «золотое правило» - с особым вниманием записывать те наблюдения, которые противоречат его теории, поскольку был убеждён, что именно эту информацию он забудет быстрее всего», - эти слова З. Фрейда приводятся в работе М. Гелба [16, С. 330]. |
Регрессия. | По сути, это возврат к более раннему этапу личностного развития, как будто бы спуск на одну ступеньку (или несколько ступеней) ниже. Вступает в силу при травмирующих обстоятельствах или состояниях, которые сложно выдержать. Поиск «утешения», снятие с себя всей полноты ответственности, позиция маленького ребенка. | Регресс может происходить как у детей, так и у взрослых. У детей – если старший ребенок переживает рождение младшего. В этом случае момент ревности неизбежен, и нередко временный регресс помогает справиться с этим чувством. «Возьмём, например, человека, переживающего кризис среднего возраста, - он боится старости и смерти. Чтобы уйти от тревожности, связанной с этими бессознательными страхами, человек в своем поведении может регрессировать до подростковой стадии: он ведёт себя безответственно, раскатывает туда-сюда в молодёжной спортивной машине, старается встречаться с более молодыми женщинами и даже ест пищу, которую обычно обожают подростки» [13, С. 383-384]. |
Сублимация. | Это своеобразная подмена одного другим. З. Фрейд, раскрывший суть этого защитного механизма психики, полагал, что вся цивилизация может вполне оказаться плодом сублимированных действий человека. | Наиболее эффективно этот механизм реализуется в творчестве. Известно, что «Страдания юного Вертера» И. В. Гете писал на основании своей биографии и тех эмоций, которые ему довелось пережить. Есть основания полагать, что этот процесс стал терапевтичным для автора: символически «убив» своего героя, он сам избавился от мыслей о самоубийстве (см. об этом статью М. Цветаевой «Искусство при свете совести»). Сам Фрейд считал, что сублимация – это способ выхода подавленной сексуальной энергии, которая, не находя естественного способа удовлетворения, проявляется в творчестве. Примером в этом смысле для З. Фрейда был Леонардо да Винчи, в одиночку ставший целой эпохой в научной мысли и при этом равнодушно относившийся к плотским утехам. |
Реактивное образование. | Поведение, противоположное тому, чего требуют естественные бессознательные импульсы. З. и А. Фрейд считали, что эта поведенческая модель может выглядеть даже гротескной. | «В качестве примера приведём мужа, который неосознанно желает других женщин. Если для того, чтобы снять своё беспокойство, он начинает использовать не проекцию, а формирование реакции, он ведёт себя с женой преувеличенно внимательно и преданно, засыпает её подарками и заверениями в вечной любви» [17, С. 385]. |
Опора на собственный уже завоеванный авторитет. | Это интересная манипулятивная защита, относящаяся уже, скорее, к уровню сознания. Она заключается в том, что человек использует предыдущие свои достижения, чтобы оправдать промахи или менее удачные находки. | «Иначе мы не услыхали бы возгласы обиженных: «Двадцать пять лет умел, а теперь вдруг не умею!»; «У меня рецензии, меня хвалили, читайте!». Они напоминают горьковского Барона с его «каретой прошлого» [17, С. 167-168].Такая защита особенно часто применяется в научном мире. |
Сознательное преувеличение либо принижение собственных целей. | В первом случае цель ставится заведомо невыполнимая, чтобы «показать» человеку, что «все равно бесполезно» ее достигать – и тем самым оправдать бездействие. Второй случай: достижение слишком мелкой цели наполняет кратковременным чувством удовлетворения от «свершения». То и другое – фактически «усыпление» сознания, манипуляция с самим собой. | Об этом феномене писал Курт Левин (см.: [18, С. 205-206 и 208-209]). |
Оценочность. | Наличие понятий «плохо» или «хорошо» подразумевает некую исходную «идеальную» точку, на которую словно бы нужно ориентироваться. Эта ложная установка, которая в многомерном мире не позволяет воспринимать событие и феномены целиком, но дает представление лишь о какой-то одной части. | В нашем мире очень много оценки и критических суждений: «Я плохая мать», «Он хороший педагог», «Я профессиональный психолог», «Он непрофессионал» и так далее. И. Губерман отмечает сходный феномен: «Я хам и грубиян? Вы посмотрите на других. Среди таких проявишь мягкость – сразу же её сочтут за слабость, горло вмиг перегрызут, голову оторвут и в глаза бросят. В чересчур ярких и нескромных проявлениях своей личности громко и азартно обвиняют современников те, кто с наслаждением так же проявил бы собственное лицо, но не имеет его или не решается, подсознательно верно представляя его качество» [19, С. 273-275]. |
Конформизм, стремление любой ценой быть в кругу людей. | Часто это стремление «выглядеть хорошим» в чужих глазах. И это способ избежать пугающего одиночества. Страх одиночества – это животный, генетический страх, связанный с прямой угрозой для жизни (одиночки были обречены на смерть в далекие времена). Конформизм тесно связан с оценочностью. Ситуация, провоцирующая такое поведение, возникает вследствие внешних требований которые не совсем соответствуют внутренним состояниям и установкам личности. | «…Потому экипаж на Байконуре ни на минуту не оставляют без дела – по расписанию. Чтобы они не оставались в одиночестве, не только поселяют их по двое в номер, но и дают возможность брать с собой на старт близких товарищей-космонавтов, иногда разрешают приехать родственникам» [20, С. 144-150]. |
Как бороться с защитами?
Во-первых, наличие защит спасительно для нашей психики – они уберегают нас от разрушения. Проблема возникает тогда, когда эти защиты «костенеют», становятся ригидными и мешают развиваться дальше. Поэтому не обязательно с ними именно «бороться».
Во-вторых, прямая борьба попросту невозможна: психика – это совершенный, филигранно работающий комплекс. «Важно учесть три характеристики перцептивной защиты, описанные в общей психологии: 1) эмоционально беспокоящие или пугающие стимулы имеют более высокий порядок распознавания, чем нейтральные; 2) в этом случае как бы «вытягиваются» замещающие когниции, которые предотвращают распознавание угрожающих сигналов; 3) часто защита выстраивается, если даже сигнал нераспознан: индивид от него как бы «закрывается» [21, С. 156].
Когда психологическая защита скорее мешает, чем защищает, ее можно обойти в работе с психотерапевтом. Самостоятельно тоже можно, но намного сложнее. Это может быть ведение дневника, внутреннее наблюдение за собой: какие фильмы, картины, книги и сюжеты вызывают волнение и привлекают, какие эмоции остаются в конце дня, на какие события чаще всего возникает сильная реакция и т. п. Все это – вопросы, которые помогут узнать себя глубже и выявить «запретное», подобраться к важному материалу и содержанию.
Список использованной литературы:
- 1. Эрик Доддс. Греки и иррациональное. М.-СПб, «Университетская книга», 2000.
- 2. Демидов С. Поиск модели развития. Сборник суждений по устройству мира, их анализ и предложения. СПб, «Петрополис», 2007.
- 3. Елисеева О.И., Гносеологические корни теории А. Т. Фоменко в философских концепциях эпохи Просвещения, в Сборнике Русского исторического общества, Том 3, М., «Русская панорама», 2000.
- 4. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб, «Русский Христианский гуманитарный институт», 1997.
- 5. Филатов Л.А. Прямая речь. М., «Аст», «Зебра Е», 2007.
- 6. Подшибякин А. По живому. 1999 – 2009: LiveJournal в России. М., «Колибри», 2010.
- 7. Назаретян А.П. В зеркале двух веков. Предварительные оценки и сценарии, в Сб.: Связь времён, Выпуск 1 / Гл. ред. Б.В. Орешкин, М., «Прогресс-Традиция», 2001.
- 8. Бессонов Б.Н. Философские портреты, Омск, ОГУ, 2013.
- 9. Лотман Ю.М. А.В. Суворов / Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб, «Искусство-СПб», 1994.
- 10. Астольф де Кюстин. Николаевская Россия. М., «Терра»; «Книжная лавка-РТР», 1997.
- 11. Ковалевская Т.В. Человек героический в английской литературе. СПб, «Дмитрий Булавин», 2012.
- 12. 3игмунд Фрейд. О Психоанализе. Пять лекций. (цит. по: Гальперин П.Я., Ждан А.Н. Хрестоматия по истории психологии. М., «Издательство Московского университета», 1980).
- 13. Роджер Хок. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб, «Прайм-Еврознак», 2006.
- 14. Морозов Н.А. Повести моей жизни. Мемуары, Том 2, Изд-во Академии наук СССР, 1961.
- 15. Ухтомский А.А. Жизнь с лицом открывшейся красоты и истины / Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939. СПб, «Питер», 2002.
- 16. Гелб М. Откройте в себе гения. Минск, «Попурри», 2003.
- 17. Пансо В. Труд и талант в творчестве актёра. М., «Российский университет театрального искусства - ГИТИС», 2013.
- 18. Курт Левин, Временная перспектива и преодоление трудных ситуаций, в Хрестоматии: Психология личности / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А.А., Архангельская В.В., М., «Аст», «Астрель», 2009.
- 19. Губерман И.М. Пожилые записки, Нижний Новгород, «Деком», 1996.
- 20. Батурин Ю.М. Повседневная жизнь российских космонавтов, М., «Молодая гвардия», 2011.
- 21. Андреева Г. М. Психология социального познания, М., «Аспект Пресс», 2000.
Встречаются для получения взаимного максимального удовольствия, путаны в Большом Камне, очень любят секс, поцелуи, и не только. Организм каждую неделю будет требовать ещё и ещё. Позитивные путаны в Большом Камне, горячие и прелестные, они такие весёлые и молоденькие, что тебе обязательно захочется секса. Твои сексуальные фантазии станут явью.
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Свежие статьи
- Исследование: процедура устранения граффити в общественном туалете
- Обзор 11 исследований: Современный взгляд на вред курения через призму научных публикаций
- Исследование: Сознание в колыбели или о возникновении младенческого опыта
- Исследование: Паттерны травм, связанные с когнитивно-моторной диссоциацией
- Исследование: Пол, возраст и зависимость от смартфонов в 41 стране