Меню
Воскресенье, 05 января 2020 20:37

Ассоцианистская школа когнитивной психологии

Желтый фрукт. Белое дерево. Черный прямоугольник. С первого взгляда этот набор слов кажется несуразным и не имеющим никакого смыслового значения. Однако прочитав их, вы машинально представили себе какой-то объект. Лимон или айву? Березу или дерево в снегу? Квадрат Малевича или телефон? Для вашего рационального познания эти словосочетания бессмысленны, но в тоже время в работу включилось ассоциативное мышление. Каковы его принципы? Что входит в его структуру? Какое место оно занимает в жизни каждого из нас? Ответы вы сможете найти в этой статье.

Развитие научного взгляда на ассоциации

Первые упоминания об ассоциациях и их структуре берут свои истоки в Античности, в трудах Аристотеля. Греческий ученый и мыслитель разделил ассоциации на виды:

  • по смежности;
  • по сходству;
  • по контрасту.

Об ассоциациях также говорил античный философ Платон в контексте своей идеи о бессмертии душ. Однако впервые сам термин «ассоциация» ввел Джон Локк в конце XVII века. В это понятие Локк вкладывал обозначение взаимосвязи между образами, которые возникли в результате комбинации различных случайных обстоятельств.  

Сущность ассоциативного мышления

В концепции ассоцианистской школы главным элементом мышления является непосредственно ассоциация. Её можно определить как принцип соотнесения понятия и представления, который возникает в процессе осознания предмета или явления. Разнообразие возникших у человека образов зависит от его жизненного опыта. Значительная роль в формировании ассоциаций отведена кругозору и особенностям субъективного восприятия мира человека.

Возникновение ассоциации обусловлено проявлением объекта или процесса и чувственной реакцией человека на него многократно. Акцент следует сделать именно на многократности, поскольку это условие позволяет прочно закрепить в сознании человека конкретную ассоциацию на что-либо.

В настоящее время в психологии принято выделять следующие типы ассоциаций:

  • Причинно-следственный — один предмет или процесс является причиной возникновения другого. Например, от огня появляется дым.
  • Смежность — близость явлений во времени и пространстве. Пример: эксперименты И. П. Павлова, выработавшего у подопытных собак рефлекс слюнотечения на зажженную лампочку.
  • Сходство — большое количество одинаковых внешних черт объекта. Пример: заяц и кролик.
  • Контраст – выявление и закрепление в памяти противоположных качеств. Пример: черное и белое.
  • Обобщение – аналогия от части к целому. Пример: кирпичи, из которых состоит стена.
  • Детализация – аналогия от целого к части. Пример: слово «букет» ассоциируется с охапкой роз.
  • Дополнение – сочетание объектов. Пример: кофе и молоко, чай и сахар, Инь и Ян.
  • Функциональный – объекты с аналогичной функцией. Пример: сидеть можно на табурете, кресле и скамейке.

Роль ассоциаций в повседневности

Ассоциативное мышление играет большую роль в жизни каждого человека. Ассоциация является элементом эмпирического, интуитивного восприятия, она прочно закрепляется в нашей памяти за счет ярких образов. Ассоциативный метод набирает широкую распространенность в качестве методики обучения и лежит в основе мнемотехники. Также, опираясь на принцип ассоциации, психологи могут выявить закономерности развития психических процессов клиента.

Список использованных источников:
  • 1. Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.1. —  М.: "Мысль", 1976. — С. 371-448
  • 2. Федон // Сочинения Платона : в 6 т. / пер. В. Н. Карпова — СПб.: типография духовн. журнала «Странник», 1863. — Т. 2. — С. 59—144
  • 3. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 1. М.: Мысль, 1985.

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!



Прочитано 5574 раз
декабря 02, 2017
Как формируется поведение одаренной личности?

Как формируется поведение одаренной личности? Часть 2: Внешние факторы

Мы говорили ранее о внутренних механизмах, регулирующих поведение творческих личностей. Настало время обратить внимание и на социально важные факторы – не секрет, что влияние социума примерно наполовину обусловливает наше поведение, и без широкой аудитории…
декабря 06, 2016

Краткая биография Антона Павловича Чехова

Русский писатель Антон Павлович Чехов стал одним из самых известных русских писателей 20 века за рубежом благодаря тому, что одним из первых поставил вопрос о ценности отдельного человека. В своем драматургическом творчестве личность человека он сделал…
марта 04, 2020
«Джедайские техники» М. Дорофеева

«Джедайские техники» М. Дорофеева: от прокрастинации и потерь к высокой личной эффективности

Прокрастинация, низкая продуктивность, отсутствие эффективного плана работы… Все это проблемы, до боли известные современным менеджерам и обычным людям, увлекающимся саморазвитием. Литературы на тему прокрастинации и ее андипода — высокой продуктивности —…
вверх