Аполлоническое и дионисийское начало сегодня
Аполлоническое и дионисийское начало представляют собой две противопоставляемые, но дополняющие друг друга, концепции, которые служат толчком для деятельности человека, направленной на создание каких-либо произведений искусства. Человек в дионисийском состоянии (от гр. Диониса-бог вина) руководствуется порывами, сливается с коллективным бессознательным, лишается индивидуальности и контроля над собой. Аполлоническое состояние человека (от греч. Аполлон-бог света, покровитель искусств) характеризуется обузданием влечений, созерцанием внутренних образов.
Аполлонически-дионийская концепция противоположностей Ф. Ницше
Ф.Ницше считает, что идеальное состояние- это равновесие между аполлоническим и дионисийским началом. Для Фридриха Ницше дионисийский аспект был способом расширения возможностей познания мира. Аполлоническое и дионисийское начало для представлены, как поиск равновесия между рациональной философией Западных культур и мистикой Востока. Ницше проводит сравнение аполлонически-дионисийской концепции с противопоставлением двух состояний: сновидения и опьянения. Аполлоническое начало (или состояние сновидения) по Ницше характеризуется «блеском красоты во внутреннем мире», Аполлон - образ божества, несущий с собой принцип индивидуации, «principium individuationis». Дионисийское начало немецкий философ отождествляет с опьянением, так как данная концепция связана с выходом из-под контроля необузданных влечений и желаний, в дионисизме индивидуальность человека подлежит полному преодолению в пользу коллективных влечений. В трудах Ф. Ницше ярко прослеживается взаимосвязанность аполлонического и дионисийского начал: «Было бы большим выигрышем для эстетической науки, если бы не только путем логического уразумения, но и путем непосредственной интуиции пришли к сознанию, что поступательное движение искусства тесно связано с протвопостовланием аполлонического и дионисииского начал, — подобным же образом как рождение стоит в зависимости от двойственности полов при непрестанной борьбе и лишь периодически наступающем примирении». Кроме того, Ницше говорит о двойственности искусства; «С их двумя божествами искусств, Аполлоном и Дионисом, связано наше знание о той огромной противоположности в происхождении и целях, которую мы встречаем в греческом мире между искусством пластических образов — Аполлоновым — и не пластическим искусством музыки — искусством Диониса, — эти два столь различных стремления действуют рядом одно с другим, чаще всего в открытом раздоре между собою и взаимно побуждая друг друга ко все новым и более мощным порождениям, дабы в них увековечить борьбу вышеназванных противоположностей, только по видимости соединённых общим словом „искусство“, — пока, наконец, чудодейственным метафизическим актом эллинской „воли“ они не явятся связанными в некоторую постоянную пару и в этой двойственности не создадут столь же дионисииского, сколь и аполлонического произведения искусства — аттической трагедии».
Интерпретация аполлонического и дионисийского начала К.Г. Юнга
К. Г.Юнг в своём труде «Психологические типы» противопоставляет аполлоническое и дионисийское начала, как рациональное и чувственное звено. Юнг, в отличие от Ницше, рассматривает аполлоническое и дионисийское начало не только с эстетической точки зрения, но также и с религиозной. Юнг, считал, что исключительно эстетический подход к данному вопросу исключает личное вовлечение, создающее религиозный подход: «Эстетизм — это новомодные очки, через которые психологические тайны дионисийского культа представляются в таком свете, в каком античный мир, наверное, никогда не видел и не переживал их.»
Юнг считал, что для человека достигшего апполонического состояния поддаться бессознательным влечениям презрено, следовательно, начинается борьба между аполлоническим и дионисийским началом. «Сила влечений, скопившихся в цивилизованном человеке, страшно разрушительна и гораздо опаснее влечений первобытного человека, который постоянно понемногу изживает свои негативные влечения. Соответственно этому, ни одна война исторического прошлого не может сравниться по грандиозной гнусности с войной цивилизованных наций»- писал Юнг.
Аполлоническое и дионисийское начала в современном мире
В наши дни мы тоже сталкиваемся с термином аполлонического и дионисийского начала. К примеру, когда у человека всё идёт по плану: карьера, семья, дом, статус в обществе и вдруг в голове закрадывается мысль, которая ведёт человека к хаосу, удовлетворению внезапных порывов. Последнее время очень большую популярность начало приобретать такое явление, как дауншифтинг (когда человек устаёт от рабоче - офисных будней или просто от привычной деятельности, бросает старую жизнь, руководствуясь порывом и уезжает с билетом в один конец в какой-нибудь райский уголок). Здесь, мы видим яркий пример противостояния аполлонического и дионисийского начал.
Кроме того, проявления дионисийского начала можно отнести другие варианты ухода человека в бессознательное или как это называют в повседневной жизни «способы расслабиться»: курение, алкоголь, наркотики, беспорядочные половые связи.
Литература:
- К.Г. Юнг «Психологические типы»
- Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки»
- С. Макеева «Дауншифтинг, или как работать в удовольствие, не зависеть от пробок и заниматься тем, чем хочется»
- В.И. Иванов «Дионис и прадионисийство»
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Свежие статьи
- Исследование: процедура устранения граффити в общественном туалете
- Обзор 11 исследований: Современный взгляд на вред курения через призму научных публикаций
- Исследование: Сознание в колыбели или о возникновении младенческого опыта
- Исследование: Паттерны травм, связанные с когнитивно-моторной диссоциацией
- Исследование: Пол, возраст и зависимость от смартфонов в 41 стране