Меню
Воскресенье, 27 августа 2017 22:59

Ирвин Д. Ялом «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти»

Проблему страха смерти пытались решить ещё в эпоху античности, и уже тогда обсуждение этой темы сопровождалось постоянными спорами великих философов. И до сих пор множество исследований психологов посвящено этому феномену [1]. Одно известно точно – постижение того, что мы не бессмертны и жизнь не бесконечна, имеет сильное влияние на нашу психику. В основном, эта тема вызывает панику не столько из-за самого понимания бренности бытия, сколько из-за недостаточной информации о том, что будет «после» забвения.

«Смерть превосходит все остальное: небытие есть условие, дающее нам возможность жить подлинной жизнью». Ирвин Ялом

Общепринятым считается и то, что именно страх перед своей гибелью лежит в основе остальных опасений и фобий. Но значит ли это, что, избавившись от него, мы станем бесстрашными? И. Ялом большую часть своих работ посвятил изучению данностей бытия, в том числе и неизбежности человеческой смерти. Результаты анализа теоретического конструкта, многочисленных терапевтических сеансов, а также жизненный опыт были освещены в книге «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти», которой и посвящена эта статья.

Что есть «смерть»?

Известная закономерность: чем старше мы становимся, тем больше боимся стареть, каждый год с болью предвкушаем очередной день рождения. Помимо смены вида деятельности на более пассивную, люди как бы готовятся к завершению своего жизненного цикла: завершают «земные дела», прощаются с родственниками, пытаются жить по заповедям и т.д. Проводя множество времени наедине, многие проводят анализ своей жизни, пытаются наполнить её смыслом, поэтому так много людей стараются оставить что-то после себя, запомниться окружающим. Но автор книги считает, что всё это нужно, чтобы обмануть себя, продолжить жить в своих детях, достижениях и воспоминаниях, это всего лишь попытка облегчить своё опасение «не быть».

Одной из основных тем изучения данностей существования человека является самая очевидная – неизбежность смерти каждого из нас. Именно конфликт между стремлением человека к жизни и осознание своей кончины и приводит к экзистенциальному кризису и заставляет искать ответы о том, что будет после смерти и будет ли что-то вообще?

Но все же каждый человек по-своему обозначает смерть, для одних – это неизвестность, которая следует за ней, для других – небытие, для некоторых она означает начало новой жизни или счастливую загробную жизнь с Богом. Но всё же смерть рано или поздно наступит, и эта ужасающая правда приводит к появлению «смертельного» страха.

Осознание страха собственной смерти – первый шаг к счастливой жизни

Смерти боятся все, и у каждого страх проявляется по-разному: у одних он маскируется под другую психологическую проблему, мигая на фоне, у других – открыто, занимая все мысли человека и влияя на его общую активность. Осознавать, что все будет идти своим чередом, даже после его смерти, человеку очень больно, как раз в момент размышления об этом поднимаются также вопросы и о смысле существования вообще [2,15].

Но чего мы боимся на самом деле? Того, что станет с нашим телом, или того, что произойдёт с нашим сознанием, с душой? Автор отмечает, что человек беспокоится о том, что весь его мир разрушится, все воспоминания уйдут вместе с человеком, то есть поднимается вопрос о бессмысленности существования. И всё-таки, эти мысли приводят к качественным изменениям в жизни человека, он начинает жить для себя и ради себя. Ведь, в конце концов, жизнь – самое ценное, что у нас есть.

Принятие и преодоление страха смерти: миф или реальность?

Мысли философа

Многие идеи, о которых рассказывает Ялом, появились задолго до него. Например, основные аргументации Эпикура в пользу смертности души: смертность души, смерть есть ничто и аргумент симметрии, помогают понять и принять то, что человек смертен. В пользу первой тезы философ приводил логическую теорию. Если мы смертны и душа не переживает тело – нам нечего бояться загробной жизни. Ведь мы не будем чувствовать, думать, страдать, все это станет ничем. Вторая теза гласит, что мы не можем ощутить – не имеет значения, иными словами, когда существуем мы, смерть не присутствует, и наоборот. Последний аргумент излагает мысль о том, что после смерти мы находимся в том же состоянии, что были до рождения [2,78].

«Волновой эффект» и мимолётность

Именно этот феномен помогает преодолеть боязнь, ведь каждый из нас продолжает жить в других людях, во всех, кого мы радовали, любили, помогали и т.п., это так называемая «инвестиция» личности человека. Мы каждый день оставляем «частички» своей души нашим близким, они – и есть наше наследие, то, что остается после забвения.

Каждый из нас хоть раз задумывался о том, как быстро летит время и как особенно быстро проходят счастливые моменты нашего бытия. Да, всё в этом мире обречено на исчезновение, но мимолётность не уменьшает значения жизни, наоборот – она учит ценить каждый момент, радоваться каждому дню, пока мы можем.

Одно и тоже...

В книге Ницше «Как сказал Заратустра» был описан один эксперимент, который покажет, насколько Вы довольны своей жизнью и, возможно, если результат окажется негативный – поможет сделать первые шаги на пути к изменению в лучшую сторону. Для того, чтобы жить в полную силу и реализовать каждый момент бытия.

Жизнь в полную силу

Итак, даже если мысли о собственной смерти мы можем вытеснить из своего сознания, факт остается фактом – рано или поздно мы все умрём. И обстоятельства, в которые мы будем попадать на нашем жизненном пути, не будут уставать напоминать нам о приближении к конечной станции. Будь то очередной юбилей, похороны друзей, седые волосы, ухудшение здоровья или дети, что уже покидают семейный дом.

Другой вопрос состоит в том, что мы делаем с этим знанием? Погружаемся с головой в быт, убегаем в работу или не придаем этому значения? Ирвин Ялом советует не пытаться отвлечься, а наоборот – почувствовать тень смерти за нашей спиной. Когда приходит понимание того, что время идёт довольно быстро, и его не вернуть, а также станет невозможным прожить эту или другую жизнь заново: человек начинает реализовывать свой потенциал уже сейчас. Не боится делать ошибки, но старается их исправлять и жить дальше с приобретенным опытом.

То есть, если внимательно вглядеться в лицо смерти, можно не только успокоить страх, но и сделать жизнь более насыщенной, более ценной, более «жизненной».

Список использованных источников:
  • 1. Демидов А. Б. Феномены человеческого бытия / А. Б. Демидов. – Минск: ЗАО Издательский центр "Экономпресс", 1999.
  • 2. Ялом И. Д. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти / И. Д. Ялом., 2009. – 352 с.

Встречи с feicheboksary.ru индивидуальные на достойном уровне, дешёвые индивидуалки Чебоксары, отдых для достойных мужчин. Проведя ночь с путаной, вы поймёте, что никогда раньше не испытывали такого блаженства, как в постели с проституткой города Чебоксар. Милые дешёвые индивидуалки Чебоксары, пылкие и страстные, они такие весёлые и раскрепощённые, что тебе обязательно повезёт. Выбери девушку сейчас.


Купить книгу в Литрес Купить книгу на ОЗОН Купить книгу в Лабиринте

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!



Прочитано 5903 раз
Другие материалы в этой категории: « В. Франкл «Психотерапия на практике»
октября 19, 2017
Как формируется поведение одаренной личности?

Как формируется поведение одаренной личности? Часть 1: Внутренние факторы

Вопросы гениальности и психологии творческого процесса неизменно интересуют и привлекают к себе внимание. Но сколько бы мыслители, люди искусства, творчески одаренные личности ни размышляли о механизмах творчества, все равно остается некая тайна,…
июня 29, 2017
Карл Густав Юнг «Человек и его символы»

Карл Густав Юнг «Человек и его символы»

Эта книга была последней, заключительной в жизни великого мастера психоанализа Карла Густава Юнга. Она имеет свою интересную историю и особое предназначение. Если точнее, то книга «Человек и его символы», в отличие от других работ Юнга, предназначена широкому…
февраля 23, 2020
Принстонский эксперимент: «Добрый самаритянин»

Принстонский эксперимент: «Добрый самаритянин»

Религия традиционно считается благом для человечества. Ведь она делает людей лучше, чище, добрее. Так думают многие, но действительно ли религиозные люди более склонны помогать другим в беде? Думая о Боге и о спасении своей души, становятся ли они более…
вверх