Меню
Воскресенье, 13 ноября 2016 14:29

Карен Прайор «Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя!»

Методы дрессировки животных и воздействия на людей с помощью положительного подкрепления известны уже больше полувека и имеют огромную армию последователей. Для широкого круга читателей на эту тему была написана книга "Не рычите на собаку!". Это произведение в традиционном американском стиле книг по саморазвитию: автор обещает, что поможет улучшить отношения с людьми и добиться ощутимых успехов в разных сферах жизни. В статье критически анализируется, оправданы ли данные способы управления субъектами, насколько они эффективны и этичны.

Карен Прайор "Не рычите на собаку": можно ли успешно дрессировать людей, оставаясь при этом гуманным человеком?

Положительное подкрепление - это нечто приятное для субъекта. Происходя одновременно с каким-то действием субъекта, положительное подкрепление увеличивает вероятность повторения данного действия в будущем. Зная этот закон, можно формировать деятельность субъекта.

Карен Прайор (род. в 1932 г.) - биолог-бихевиорист, которая начала тренировать животных с помощью положительного подкрепления еще в 60-х годах пошлого века. Первое издание "Не рычите на собаку!: книга о дрессировке людей, животных и самого себя" увидело свет в 1984 году. Впоследствии книга множество раз переиздавалась, была переведена на другие языки и стала всемирным бестселлером.

"Эта книга о том, как научить любого — человека или животное, молодого или старого, себя или других — делать то, что можно и нужно. Как отучить кошку прыгать на кухонный стол и как заставить бабушку перестать пилить всех вокруг. Как повлиять на поведение детей, начальников, друзей и домашних животных. Как научиться хорошо играть в теннис или гольф и как улучшить математические способности и память. Всего этого можно добиться с помощью принципов подкрепления." [4, 11]

Теоретические предпосылки книги

Обучение с помощью положительного подкрепления - не изобретение Карен Прайор. Эта техника использовалась дрессировщиками до нее и выросла из бихевиоризма. Основные понятия науки о поведении впервые появились в работах русского ученого И. П. Павлова. Он установил, что организм отвечает реакциями на раздражения, которые посылает внешняя среда, другими словами, стимулы вызывают рефлексы [3]. Американский психолог Б. Ф. Скиннер углубился в изучение условных рефлексов, оперантного поведения и положительного подкрепления. В отличие от Павлова, который был больше озадачен физиологической работой мозга во время реакции "стимул - рефлекс", Скиннер сосредоточился на изучении оперантного поведения и положительного подкрепления[1, 101]. Эти исследования становятся теоретической базой книги "Не рычите на собаку!".

Заслуга Карен Прайор в том, что она превратила сухую теорию в легко читаемое практическое руководство. Приемы, которые раньше были известны только узкому кругу дрессировщиков животных, узнали во всем мире. Книга будет полезна даже тем, кто категорически не приемлет ущемления чужой воли и не стремится прививать людям вокруг новые модели поведения. Каждому полезно знать, какие причины лежат в основе того или иного поступка другого человека.

Личный опыт применения советов из книги

Принципы, которые Карен Прайор описывает в своей книге, покоряют простотой, очевидностью и логичностью. Недаром автор сравнивает их с физическими законами. Словно Ньютон, описывающий ускорение яблока, падающего с Пизанской башни, Прайор приводит сценарии взаимоотношений субъектов к красивым и понятным формулам. Разобраться в теории совсем не сложно.

Трудности открываются на практике. Когда дело доходит до поведения реальных животных и тем более людей, это больше напоминает попытки определить место падения яблока, сброшенного с высоты во время шквального ветра: результаты могут быть совершенно непредсказуемыми.

Попытка номер один: мама

Моя мама часто обижалась и замыкалась в себе, когда ей не нравилось мое поведение. Она могла днями молчать и пребывать в плохом настроении, не объясняя причин. Жить в такой гнетущей атмосфере очень тяжело, поэтому я обычно быстро сдавалась и пыталась извиниться за свое поведение, даже если не чувствовала себя виноватой. После этого мама наконец изливала все свои обиды. Чаще всего такие переговоры заканчивались моими слезами, но после наступало примирение. Подобное поведение повторялось на протяжении почти десяти лет.

Я решила, что эта проблема идеально подходит, чтобы применить один из важных советов книги: не подкреплять нежеланные действия. В данном случае мне стоило перестать приходить к маме с извинениями. Во время следующих ссор я прекращала общаться с мамой до тех пор, пока она сама не сделает шаги к применению. Тем не менее, мама по инерции продолжала действовать также как и раньше. Вместо того чтобы перестать ругаться, мы конфликтовали всё больше, мамины периоды молчания начали повторяться чаще. В тот момент у меня появились серьезные сомнения в правильности советов книги. Одна из ссор привела к тому, что мы не общались 2 месяца. Тем не менее, первый шаг к примирению в тот раз сделала мама. И после этого она больше не возвращалась к своей прежней тактике манипулирования. Таким образом, эксперимент можно считать успешным.

Попытка номер два: кошка

У нас с мужем в квартире живет замечательная кошка. Она умная, игривая и беззлобная, но с одним большим недостатком в поведении: она любит ходить по столам и сбрасывать все вещи на пол. Кошка реагирует на окрик по имени и сразу спрыгивает со стола, но когда дома никого нет, она нарушает запрет. Посуду или вещи, которые мы оставляем на столе, после работы находим на полу. Наказания никогда не давали результата, потому что происходили не в момент преступления, а намного позже: кошка просто не понимала, за что мы ее ругаем. Обратившись к книге Карен Прайор, я узнала, что нужно организовать неприятное событие, которое последует за прыжком на стол, даже если нас в этот момент не будет дома. Перед уходом на работу я разложила на всех столах кусочки скотча клейкой стороной вверх в надежде, что они прилипнут к ее шерсти и вызовут нужные неприятные ассоциации. Вечером я обнаружила разрушения еще больше обычных: все вещи были сброшены со столов, туалетная бумага разорвана в клочья и даже дверцы шкафов были открыты. Скомканные куски скотча лежали повсюду и еще долго прицеплялись к моей одежде. Как действовать в таком случае, книга не сообщала. Кошка по-прежнему продолжает залезать на столы.

Из моих экспериментов можно сделать следующий вывод: хотя в книге "Не рычите на собаку!" очень много жизненных примеров, в ней нельзя найти ответы на все вопросы, с которыми предстоит столкнуться, применяя законы на практике. Зачастую появляются неожиданные сложности, а субъекты действуют совсем не так, как должны в теории. Но это не значит, что принцип положительного подкрепления не работает. Нужно иметь смекалку и гибкость, проявлять эмпатию и видеть суть процессов, происходящих между вами и другими субъектами, чтобы достигнуть успехов. С опытом действия станут более эффективными. "Не считайте описанные методы догмой, раз и навсегда определенными инструкциями. Относитесь к ним творчески." - пишет Карен [4, 23].

Этический аспект "дрессировки" людей

Очевидно, что метод положительного подкрепления отлично подходит для дрессировки животных, потому что не требует физического наказания и превращает занятия в увлекательную и радостную игру. Но всё же основная цель книги "Не рычите на собаку!" в том, чтобы научиться влиять на поступки окружающих. А это, по мнению многих, нарушает права людей.

Сама Карен Прайор высказалась на эту тему очень метко: "Для тех, кто воспитан в гуманистических традициях, манипуляция человеческим поведением с помощью определенных сознательных приемов кажется абсолютным злом, несмотря на тот очевидный факт, что все вокруг постоянно пытаются манипулировать поведением друг друга, прибегая при этом к любым средствам" [4, 17].

Мы часто видим, как люди вокруг стараются в завуалированной форме заставить других делать то, что они хотят. Для этого в ход идут грязные приемы от намеков и лести до нытья, угроз и шантажа. Не получая желаемого, женщины плачут и обижаются, мужчины начинают скандалить. Мать может театрально вдыхать, хватаясь за сердце, если ее взрослый ребенок не делает то, что она от него хочет. Муж может кричать на жену, если ему не нравится, как она ведет себя. Это стало частью нашей жизни и воспринимается спокойно.

Знаменитый Дейл Карнеги в книге "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей", проданной тиражом более 15 миллионов экземпляров, учит людей избегать прямых конфронтаций, льстить и имитировать живой интерес к окружающим [2]. Противник его методов, психолог Эверетт Шостром в книге "Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор", учит проявлять свои истинные эмоции, открыто идти на конфликты, и попутно дает советы, как это сделать с наибольшей выгодой для себя [5]. По сути и Карнеги и Эверетт оба учат манипулировать людьми. Представляют ли собой советы книги "Не рычите на собаку!" что-то иное?

Методы, предложенные Карен Прайор, действительно являются более честными и гуманными, чем то, чем обычно занимаются люди, чтобы добиться желаемого. Сравним поведение двух женщин, у которых мужья периодически задерживаются после работы в баре. Одна с улыбкой и радостью встречает мужа, вовремя пришедшего домой с работы (т.е. использует положительное подкрепление). Вторая перестает разговаривать с мужем, задержавшимся после работы, ожидая, что он испытает укоры совести. Обе хотят, чтобы после рабочего дня муж спешил домой и обе манипулируют, но какая из них вероятнее добьется желаемого, не испортив атмосферу в семье и не унизив достоинство супруга?

Пользуясь советами Прайор, человек активно и честно выражает свое удовольствие конкретным поведением другого человека, но не проявляет негативных эмоций, когда что-то идет не так. Если судить объективно, это один из самых мягких и ненасильственных способов выразить свое отношение к действиям субъекта. Такие манипуляции не наносят вреда людям, наоборот, они предоставляют им возможность снова получить удовольствие от положительного подкрепления.

Правила книги подходят и тем, кто устал от неприятных попыток окружающих повлиять на себя. Прекращая подкреплять поведение людей, которое ему не нравится, человек разрывает порочный круг и заставляет отношения перейти на другой уровень. Перестав просить прощения у родителей после затеянных ими ссор, перестав потакать капризным детям, перестав отвечать руганью коллеге, если тот провоцирует конфликт, человек вынуждает окружающих изменить свое поведение.

Знать, как своими действиями мы влияем на поведение других очень полезно, чтобы сделать этот процесс более осознанным. Это дает хотя бы примерные ориентиры в таком туманном и запутанном деле, как отношения людей. А правильный настрой и фантазия способны превратить решение проблем в увлекательную игру.

Литература:
  1. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003. с. 240
  2. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. 9-е изд. Минск, 2016. с. 352
  3. Павлов И.П. Полн. собр. соч. 2-е изд. Т. 3. Кн. 2. М., 1951. с. 324
  4. Прайор К. Не рычите на собаку! : книга о дрессировке людей, животных и самого себя. М., 2014. с. 288
  5. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск, 1992. с. 127

Автор: Ч. Евгения, Публицист

Текст публикуется в авторской редакции

Короткая ссылка на статью https://ykgr.ru/karen


Купить книгу в Литрес Купить книгу на ОЗОН Купить книгу в Лабиринте

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!



Прочитано 10710 раз
августа 20, 2017
Факторы, влияющие на ослабление творческой активности.

Причины ослабления творческой активности Часть 1: Внешние факторы

Во все времена этот вопрос оказывался актуальным – и мучил, прежде всего, тех, кто хоть однажды проявил свой талант. Нет ничего хуже, чем ощутить себя в какой-то момент на пике вдохновения, а затем тщетно добиваться вновь наступления подобного состояния – об…
марта 13, 2018
Воспитание: 8 основных концепций в психологии

Воспитание: 8 основных концепций в психологии

Как вырастить ребенка счастливым, ориентируясь на научный подход? Каждый родитель представляет себе, что такое – воспитывать детей. И делает это каждый день в силу своего понимания и в силу необходимости. Попробуем систематизировать достижения психологической…
февраля 22, 2020
Воля и самоконтроль

Ирина Якутенко «Воля и самоконтроль»

Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью прилагать усилие воли, чтобы избежать мелких соблазнов и не поддаться сиюминутным порывам. Человек, у которого это получается лучше, чем у других, как правило, вызывает всеобщее одобрение. Высокий уровень…
вверх