Неудачные попытки известных психологов выявить универсальный метод
На протяжении веков ученых и философов влекло к познанию внутреннего мира. Они стремились изучить его влияние на жизнь и поведение человека, на отношения в социальной среде. Пытались психологическими методами скорректировать насколько можно взгляды и мироощущения индивида в желаемую сторону, и проследить, какой глубины и устойчивости окажутся эти изменения. Наибольшую заинтересованность в поисках эффективной психологической коррекции проявляли психиатры, проводившие терапию пациентам с невротическими расстройствами. На ранних этапах исследований считалось, что причиной психических заболеваний является сверхъестественная одержимость здравомыслящих людей.
Методы психологической коррекции в исторической ретроспективе
Психодинамическое направление
Зигмунд Фрейд — первый ученый, который озадачился поиском причинно-следственных проявлений неврозов и психозов. Он и создал психодинамическое направление в психологии. Стимулом к формированию психологической концепции послужили эксперименты по гипнотическому лечению истерических неврозов. Далее З. Фрейд и Й. Брейер предложили катартический способ терапии, основанный на выявлении глубинных психических нарушений.
В дальнейшем гипноз был заменен на «игру в ассоциации» с пациентом, что стало основой психоанализа — техникой лечения разговором. В процессе применения такого метода был открыт феномен сопротивления психических структур: мозг пациента противился раскрытию вытесненных травмирующих воспоминаний, чему способствовал некий контролирующий элемент психики («внутренняя цензура»).
По теории З. Фрейда невротический больной страдает от воспоминаний, прошлое в неврозе более сильное, чем настоящее, отсюда навязчивые травмирующие сны, фобии, переживания. Анализ сновидений поспособствовал открытию нового принципа конфликтов психики. Конфликт между бессознательным и сознанием приводит к компромиссу: происходит вытеснение примитивных антисоциальных влечений наяву и их символическое удовлетворение во сне. Когда сознание спит, бессознательное активизируется.
По словам З. Фрейда, сновидения — это «королевские ворота в бессознательное», граница между нормой и патологией. Навязчивые сны — это невротические состояния нормального человека, выполняющие защитные функции. Последующие исследования З. Фрейда показали наличие сходных сюжетов в фантазиях (свободных ассоциациях), в сновидениях с мифическими сценариями произведений древнего эпоса. Это открытие дало начало новому этапу развития учения — теории психосексуального развития индивида. Согласно этой теории, сексуальные инстинкты рождаются вместе с человеком и проходят фазы развития: оральную, анальную, фаллическую, а финальной стадией является генитальная фаза, или истинная сексуальность. Задержка индивида на той или иной стадии психосексуального развития ведет к формированию невротических заболеваний. Данную теорию З. Фрейд изложил в работе «Очерки по психологии сексуальности». Спорным моментом в его учении является утверждение, что в человеческой психике господствуют иррациональные начала, собственное Я постоянно находится под воздействием других структур, не является самостоятельным. В психической жизни идет непрерывное противоборство сознательного и бессознательного начал, причем бессознательные сексуальные влечения одолевают личность. Но контролирующий элемент (Сверх-Я), олицетворяющий авторитет родителей, вытесняет низшие инстинкты из сознания в сферу бессознательного, где они и накапливаются. Психотерапия основана на гипотезе о том, что удержание вытесненных влечений в зоне бессознательного требует затрат психической энергии, результатом чего является истощение психики и развитие неврозов. В ходе терапевтической сессии пациент вслух рассказывает о фантазиях, сновидениях, желаниях, вытесненных переживаниях, что приводит к осознанию вытесняемых влечений, и высвобождению затраченной энергии, после чего наступает облегчение.
Фрейдовская школа потерпела раскол, и основным пунктом расхождения во мнениях явилось учение о сексуальной психической энергии (либидо) и об агрессивных влечениях индивида, которые по З.Фрейду считались средоточием человеческой жизни.
Сейчас уже можно судить о результативности психоаналитического метода: она отлична от нуля (что было прорывом в то время), но далеко не высока. Этот метод во многом был (да и сегодня является) продолжением веками устоявшейся исповедальной практики. Недаром позднее закрепилось выражение: «…идти или к священнику, или к психотерапевту».
Аналитическая психология
Карл Густав Юнг расширил фрейдовское понятие энергии сексуальных влечений — до психической, не связанной соматической сферой, энергии психической реальности. Психика, в его понимании, это закрытая автономная сфера, в которой количество энергии остается постоянным. Неврозы это игра проекций, направленных в прошлое, а не наоборот, из чего следует, что анализировать необходимо то, что здесь и сейчас, настоящее, а не прошлое. Юнг расширил структуру бессознательного, определив в нем три слоя:• Личное бессознательное, затрагивает эмоциональную сферу индивида.• Коллективное бессознательное, наследуемые паттерны поведения, включающее в себя сверхличный опыт человечества.• Психоидное бессознательное, носит нейтральный характер, недоступно для осознания, обладает общими свойствами с органическим миром, но не является ни полностью психическим, ни физиологическим, имеет божественное начало.
В аналитической психологии К. Г. Юнга широко используется понятие архетип, как первоначальный образ инстинктивного поведения, являющийся частью структуры мозга. Сам по себе он не имеет содержания, но обладает потенциальной возможностью приобретать любую форму. Подлинную природу архетипа невозможно осознать, но его называют «предпосылкой Бога», т.е. религиозных воззрений. Архетипов множество, и локализуются они в коллективном бессознательном, которое также подразумевается как общечеловеческое бессознательное — проявление созидательной космической силы, закрепленное в религии и мифах.
По К. Г. Юнгу духовный элемент — это часть самой психической системы, а духовность — одна из сторон бессознательного, на которую не могут воздействовать программы, полученные в детстве, в процессе культурной или образовательной подготовки индивида. Если самоанализ человека достигает полной глубины, то результатом его становится спонтанное проявление духовности. Понятия смерти и возрождения относятся к архетипической тематике, поэтому жизнь и смерть находятся на грани между областью индивидуального и трансперсонального опыта. Юнг считал, что психика каждого человека стремится к целостности, которая достигается в процессе саморазвития (индивидуализации) — естественного пути индивида к Богу. Терапия— это пространство, где соединяются усилия аналитика и пациента в равной степени, где они взаимодействуют между собой на уровне бессознательного. Психотерапевт должен понять пациента как психологическое целое и найти к нему подход, слушая его ассоциации, а затем разъяснить ему, какие психологические процессы с ним происходят.
Недостаток терапии Юнга заключается в том, что пациент остается зависимым от аналитика. И опять же, этот метод не дает высокого результата, хотя по некоторым оценкам и превосходит в своей эффективности психоанализ.
Индивидуальный подход в психологии
Альфред Адлер создал собственную теорию, которую изложил в труде «О неполноценности органов». В работе говорится о том, что болезнь — это нарушение баланса в отношениях органа с его средой, которое организм стремится компенсировать. Адлер ввел понятие «комплекс неполноценности». Так он называл чувство ущербности, возникающее у маленького ребенка в результате конфликта с взрослым. Для ребенка важно освободиться от влияния значимых фигур и самостоятельно контролировать свое поведение, следовательно, последующее соперничество за обретение неограниченного влияния — это механизм сублимации чувства неполноценности. Кроме того, были сформулированы концепции стремления к власти:• Концепция жизненных целей• Концепция жизненного стиля• Концепция творческой энергии личности• Концепция фикцоннного финализма
Индивидуальная психология Адлера помогает человеку выявить жизненные направленности и адаптировать их к обществу таким образом, чтобы повысить социальную значимость индивида, независимо от его физического состояния. Адлерианские техники применяются в детских учебно-воспитательных заведениях, в семейных образовательных центрах, в отделениях социальной реабилитации и адаптации, в кабинетах консультационной психотерапии. Адлер добился успехов, но по эффективности его лечение не намного превосходит методы Фрейда или Юнга. В основном средством (главной движущей силой) этой терапии были сами авторитетные аналитики. С помощью своего ума и знания поведенческих мотивов они могли расположить к себе пациента и помочь ему: найти и устранить проблемные паттерны или иные обременяющие жизнь установки.
Концепция травмы рождения
Отто Ранк (под влиянием З.Фрейда) изучал теорию искаженной сексуальности в мифологическом эпосе и обнаружил, что во всех мифах присутствует один и тот же сюжет: на тему трудное рождение героя, поиск родителей, а в финале — конкурентный поединок с отцом, победа над ним и воссоединение с матерью.Результатом исследований стала концепция о психологической травме, полученной в процессе рождения. Свою теорию О. Ранк изложил в монографии «Травма рождения». Основные идеи концепции:• Все мифы и предания имеют элементарные мысли одной направленности.• Человеческая психика изначально травмирована во время рождения.• Травма рождения лежит в основе невротических нарушений.• Человек испытывает страх перед рождением• Возникает стремление вернуться в лоно матери, как обретение потерянного рая.• Для нормального развития личности требуется преодоление травмы.
Терапия основана на выявлении индивидуальных страхов, переводом их в сознание пациента. Человеку объясняют, что материнская депривация — неизбежный процесс психологического развития, и помогают преодолеть чувства одиночества, покинутости, неуверенности, тревоги.
По мере развития психоаналитической теории расширялась и сфера научного познания о психике, ее структуре, взаимодействии психических структур между собой. Рациональные объяснения сновидений и душевных болезней открывали новые горизонты для исследований человеческого поведения, что послужило причиной возникновения различных направлений и школ глубинной психологии: психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии.
Так же как Адлер, Фрейд или Юнг, своим лечением Отто Ранк добивался положительных результатов для пациентов. Но как и у вышеупомянутых мастеров, у него возникла проблема: как передать метод ученикам? Ведь и тут главным инструментом лечения Отто Ранка был его острый ум и аналитические способности.
Загвоздка была также в том, что концепция любого из вышеупомянутых авторов всегда была описательной, и мало помогала будущим аналитикам.
Если бы нашелся способ лечить людей без мастеров психологии — это бы решило основную проблему, и наверняка увеличило бы результативность.
Трансперсональная психология
Абрахам Маслоу создает «психологию третьей силы» — гуманистическое направление психологии, альтернативу психоанализу и бихевиоризму. Он показал, что все подходы в психологии по своему равны, нет ни худших, ни лучших. В любом направлении психологии объектом исследований является человек и его душевное развитие. Маслоу называл невроз и прочие психические нарушения болезнями дефицита удовлетворения потребностей. Эти потребности имеют свою иерархию, и на вершине «лестницы» находится процесс самоактуализации индивида.
Понятие «самоактуализация» подразумевает полное выражение талантов, способностей, потенциалов человека, которые он применяет творчески и с положительным эмоциональным подъемом. В процессе самоактуализации преодолеваются психологические комплексы и переживания. Исследованием этих творческих, надличностных переживаний занимается трансперсональная психология. Станислав Гроф, изучая действие психоделиков и измененные состояния сознания, доказал, что человеческий разум содержит опыт, который касается не только индивида и его переживаний, но и полного представления о мироздании. По словам Грофа, разум человека можно сравнить с голограммой, где каждый осколок несет информацию о целом. В своих экспериментах с психоделиками он отмечает, что под воздействием препаратов человек испытывает трансперсональные переживания, выходящие за пределы пространственных, временных, материальных и энергетических границ. Гроф разделил переживания на абстрактные, психодинамические, перинатальные и трансперсональные. Кроме того отмечались переживания экстрасенсорного характера, а так же воспоминания о прежних бытиях, видения архетипических сюжетов и образов, путешествия за пределы планетарной системы. В ходе изучения перинатальных переживаний Гроф выделил 4 перинатальные матрицы, связанные с переживанием опыта рождения и смерти. По мнению ученого, во время родов ребенок получает психологическую травму, которую бессознательно переживает всю последующую жизнь. Благоприятное прохождения всех этапов во время родов способствует тому, что в будущем у человека сложится здоровая устойчивая психика. Нарушения или сложности во время родов на какой-либо фазе могут в дальнейшем привести к психологическим проблемам . Переживая заново перинатальный опыт под воздействием ЛСД, или применяя технику холотропного дыхания, некоторые пациенты выздоравливали полностью.
Ключевое слово — «некоторые». Как и во всех упомянутых выше аналитических моделях, основную роль здесь играла сама болезнь. Если лечащий врач и пациент «подходили» друг другу, то метод срабатывал. Но все вышеперечисленные практики, от Фрейда до Грофа всегда подходили лишь определенной части пациентов. И только в небольшом количестве случаев срабатывал на долгосрочную перспективу.
Основная проблема заключалась в сложности метода, его неявных составляющих. Во множестве случаев он вообще переставал работать. То же касается остальных вышеперичисленых авторских методик, да и всех описательных моделей, в отличие от инструментальных.
Инструментальная модель должна работать сама по себе. Без мастера, учителя или гуру, она могла бы вылечивать пациента, если не полностью, то в подавляющем большинстве случаев, показывать хороший результат.
Синтез, прорыв и новые возможности
Список психологов, их достижений и индивидуальных подходов и практик можно продолжать долго, но все они имеют одну глобальную общую проблему - универсальность. Нам кажется, что психология изначально создавалась как наука, которая поможет любому человеку обрести психическое и физическое здоровье, избавиться от проблем эмоциональных, социальных, межличностных. Однако, в ходе исследований и развития психологическая дисциплина сама разбилась на направления, раздробилась на множественные течения, которые продолжают удаляться от целостного предмета исследования, акцентируя внимание на одном аспекте. Проблема пациента анализируется только в своей узкой отрасли, что приводит к искажению, однобокому рассмотрению вопроса. Мозаичная психологическая наука, разложившая на пазлы человеческую психику, пытается выполнить свою первоначальную задачу.
Не стоит говорить, что все очень плохо, хотя бы потому, что каждый человек с его набором психических особенностей уникален. Нередко оказывается эффективным лечение по принципу: каждому психологу свой пациент, и наоборот, каждому клиенту свой психолог. Стремление запрограмировать человеческую массу по одному, ну максимум семи, шаблонам приведет к тому, что все люди станут как машины — нудными и предсказуемыми, а личное счастье не будет обретено... Но не все так грустно. Относительно недавно появилось такое направление, как «депрограмирование». Депрограммирование —это новое течение в практической психологии, набирающее силу и помогающее всем людям, отягощенным психологическими проблемами.
Очевидно, что в ближайшее время это направление полностью вытеснит описательные модели. Пока это не научный метод, но благодаря своей результативности он заставляет обратить на себя наше внимание. Это не описательная, а инструментальная методика по устранению психологических проблем. Она может широко, но с осторожностью применяться при многих психических нарушениях. При этом она легко описывается в небольшом по объему методическом пособии.
Будем надеяться, что на смену описательным методикам и их мастерам в скором будущем придет универсальный метод. И мы все станем свидетелями успешного решения психологических задач, и сможем открывать новые горизонты самопознания.
Литература:
- 1. Гуревич П. С., Психоанализ: популярная энциклопедия / под ред. П.С.Гуревича. — М.: Олимп; ООО Фирма «Издательство АСТ», 1998.—592 с.
- 2. Гроф С., За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии / С.Гроф. — М., 1992.
- 3. Гроф С., Путешествие в поисках себя / С. Гроф. — М.: Издательство Трансперсонального Института, 1994. — 330 с.
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Свежие статьи
- Исследование: процедура устранения граффити в общественном туалете
- Обзор 11 исследований: Современный взгляд на вред курения через призму научных публикаций
- Исследование: Сознание в колыбели или о возникновении младенческого опыта
- Исследование: Паттерны травм, связанные с когнитивно-моторной диссоциацией
- Исследование: Пол, возраст и зависимость от смартфонов в 41 стране