Меню
Воскресенье, 06 сентября 2015 11:11

Психологические игры: «Должник»

Проблема с долгами может перерасти в дело всей жизни человека. В некоторых банках даже есть такая опция: «Взять кредит на погашение другого кредита». Также существуют долгосрочные кредиты, например, ипотека или автокредит. Беря кредит, человек добровольно отдаёт себя в финансовую кабалу. Если рассматривать именно ипотечный кредит, то одной из сторон такой финансовой зависимости становится территориальная привязанность к месту жительства, т. к. человек не может продать или поменять эту квартиру, пока не выплатит всю сумму кредита. Также есть риск потерять работу, обанкротиться, этот риск становится более явным в свете нестабильной экономической ситуации. Ирина Хакамада в своей книге «Дао жизни» проводит параллель той экономической ситуации, которая сейчас в России с 90-ми годами и падением Советского Союза. Она называет это турбулентностью. Чтобы остаться «на плаву» в состоянии турбулентности, человек должен проявить, прежде всего, ответственность.

Побуждение к игре

Когда человек «залезает в долги» им управляет эго–состояние Ребёнка, основными доводами при этом являются «Я хочу!», «Мне надо!». В современном обществе важное место занимает институт потребления, который является подстрекателем в игре «Должник».

Э. Бёрн пишет об этой психологической игре следующим образом:

Пока я пишу эти строки, на подоконник вползает мокрица. Если перевернуть ее на спинку, она приложит отчаянные усилия, чтобы снова очутиться на ногах. И все это время у нее будет «цель». Но вот ей удалось перевернуться, и мы словно видим победное выражение ее «лица»! Она уползает, а я пытаюсь представить себе, как могла бы она на ближайшем сборище мокриц рассказать свою историю и молодые мокрицы смотрели бы на нее с восхищением, как на насекомое, которое добилось своего в жизни. И в то же время к ее самодовольству примешивается оттенок разочарования. Теперь, когда ей удалось всего достичь, жизнь кажется бесцельной. Может быть, она еще вернется назад в надежде повторить сей подвиг. Надо бы пометить ее спинку чернилами, чтобы можно было ее узнать, если она вдруг рискнет вернуться. Невольно подумаешь: «Отважное насекомое эта мокрица. Неудивительно, что этому виду — несколько миллионов лет.

Неосознанным мотивом для начала данной игры является получение эмоций, природа которых сходна с потребностью получения адреналина у постоянных посетителей казино, а материальная выгода является, скорее, внешним мотивом. Когда человек понимает, что ему нечего терять, у него появляется цель в жизни.

Сценарий игры «Должник» обусловлен родительскими установками. Э. Бёрн приводит следующую метафору:

Сценарий - это удобное и замкнутое убежище, в которое попадает человек, покинув матку, вернуться в которую невозможно. Кто решится покинуть это убежище, кто скажет: «Мама, я лучше попробую по-своему».

Роли

Как правило, в такой игре ролевая комбинация сводится к модели: «Должник» - «Кредитор» - «Спаситель». Причем, чем активнее действует «Кредитор», тем изобретательнее становится «Должник». Одним из вариантов развития игры является «капитуляция Кредитора» после нескольких попыток получить деньги от «Должника».

Мышление «Должника», как проявление внутреннего Ребёнка

Рассмотрим пример. У Эммы был свой бизнес, но в силу экономической ситуации она обанкротилась. Первое время звонки коллекторов приводили женщину в панику, а при мысли о поиске работы её бросало в нервную дрожь, т. к. никогда еще не работала «на кого-то», для неё это является определенным психологическим барьером. Отношение к ситуации происходит из эго-состояния Ребенка (« не хочу, не буду!»). Причем у Эммы есть дом в стадии строительства и машина, продажа которых с лихвой покрыла бы все задолжности, но и о таком решении проблемы Эмма не хочет думать. Здесь также видим проявление Ребёнка («моё, никому не отдам»). Сейчас Эмма ждёт выхода закона о банкротстве, согласно которому долги обанкротившихся предпринимателей покрываются за счёт страховых взносов. Единственное, что сейчас её беспокоит, отсутствие возможности поехать отдыхать за пределы РФ. В данной ситуации Эмма получила три эмоциональных вознаграждения:

  • Сочувствие со стороны друзей и знакомых, или как говорил Э. Бёрн «поглаживание».
  • Усиление роли «Должника» за счёт позиции «бедная я и несчастная», которая является стимулом к оправданию бездействия и избавляет от необходимости выхода из зоны комфорта.
  • Чувство собственного удовлетворения от того, что выход из ситуации «найден» без ущерба для себя, хотя «должник» продолжает жить в постоянном предвкушении действий «кредитора».

В данной ситуации роль жертвы переходит к «кредитору».

Э. Бёрн в своих работах пытается донести до читателя основополагающий знаменатель анализа игр, как психотерапевтического метода:

Чтобы пациенту стало лучше, иллюзии, на которых основана вся его жизнь, нужно развеять, чтобы он мог жить в реальном сегодняшнем мире, а не в его мире «если только» или «когда-нибудь».

В данном примере прослеживается безусловная вера должника в «чудо», которое должно обязательно случиться. Если же говорить о решении проблемы, именно рациональный взгляд с позиции Взрослого может привести к пониманию того, что проблему нужно решать, а не убегать от нее.

Литература:
  1. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди.
  2. Литвинов М. Из Ада в Рай. Избранные лекции по психотерапии.
  3. Хакамада И. Дао Жизни.
  4. Бёрн Э. Психика в действии.

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!



Прочитано 19319 раз
января 05, 2020
Невидимая горилла

Невидимая горилла, или насколько избирательно наше внимание

Каждый человек в своей жизни бывал в ситуации, когда, увлекшись чем-то, не замечал ничего вокруг. Казалось бы, и что тут такого? Оказывается, мы не замечаем гораздо больше, чем можно было бы подумать! Вовлеченный в мыслительный процесс, человек может не…
марта 04, 2020
«Джедайские техники» М. Дорофеева

«Джедайские техники» М. Дорофеева: от прокрастинации и потерь к высокой личной эффективности

Прокрастинация, низкая продуктивность, отсутствие эффективного плана работы… Все это проблемы, до боли известные современным менеджерам и обычным людям, увлекающимся саморазвитием. Литературы на тему прокрастинации и ее андипода — высокой продуктивности —…
апреля 19, 2017
Ухтомский А. А. «Доминанта»

Ухтомский А. А. «Доминанта»

Русский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский ввел в научный обиход понятие доминанты в самом начале ХХ века (10-е годы). Сегодня в ситуации междисциплинарного взаимодействия это учение принимается как психологами, так и физиологами, биологами, неврологами.…
вверх