Меню
Воскресенье, 20 ноября 2016 17:02

Категории аналитической психологии

В середине 30-х годов ХХ века в одной из лондонских клиник, основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг выступил с циклом докладов, которые позднее получили название «Тавистокские лекции». В своих лекциях Юнг затронул понятия, которые отражатх структуру бессознательного и его содержание [1, с.12]. В данной статье раскрываются, введенные Юнгом, понятия о природе сознания и его взаимосвязи с бессознательным.

Сознание и бессознательное

Согласно Юнгу, важнейшим аспектом исследования бессознательного является невозможность его прямого анализа. Бессознательное открывается исследователю по косвенным признакам, которые нужно уметь обнаружить в словах и иной активности пациента, распознать их символическое содержание. Юнг рассматривает бессознательное, как автономную часть психической сферы, осознанное обучение которой может оказаться бесполезным и даже вредным для сознания [4, с.341].

Он полагает, что осознанность – это вторичный процесс, весьма затратный для организма в психоэнергетическом плане. Он недоступен в младенчестве, слаборазвитым людям и представителям «примитивных племен» [1, с.15]. Неосознанность восприятий предполагает эмоциональность, сопряженную с инстинктивными порывами, которые не только доминируют над сознанием, но и всецело заменяют его физиологическими реакциями. Осознанность предстает результатом культурного и цивилизационного развития, а человек осознанный (homo prudens) может рассматриваться как отдельный подвид человека разумного (homo sapiens).

По предположению Юнга, осознанность или сознание, происходит от бессознательного и является его продуктом [1, с.15]. Само же бессознательное заложено в биологических, физиологических свойствах человека, строении его организма, однако не сводится только к ним [2, с.22]. Юнг проводит грань между психическими процессами и физиологическими реакциями, где психический компонент бессознательного представляет собой размышление человека над физиологическими или инстинктивными импульсами.

Мышление и инстинкты

jungЮнг отмечает, что в качестве связующего звена между психическими и физиологическими процессами выступает особый вид человеческого инстинкта — рефлективный или культурный инстинкт (par exellence) [2, с.138-139]. Этот инстинкт отвечает за преобразования внешних импульсов в абстрактные восприятия с их последующим переносом в опыт.

Рефлективный инстинкт, согласно Юнгу, свойственен только человеку и не относится к базовым инстинктам. Существует три группы базовых инстинктов. К первой группе относятся те, которые определяются фактором голода, ко второй — фактором продолжения рода, к третьей — самореализации. Активация инстинктов третьей группы происходит только после удовлетворения потребностей, обусловленных первыми двумя.

Рефлективный инстинкт связан с сохранением опыта и потому его можно также назвать культурным, так как культура является обобщенным опытом на пути развития человечества. Рефлективный инстинкт присущ всем людям на физиологическом уровне. Он способен побуждать человека к деятельности, которая иногда может быть неосознанной и автоматической [2, с.139]. Подобные допущения позволяют предположить весьма интересные выводы.

Разум и его формы

Как было отмечено выше, Юнг разделяет психические и физиологические процессы. Область психического охватывает сознание и бессознательное, психические процессы не всегда являются осознанными. Юнг также отмечает, что бессознательные процессы могут иметь как психическую, так и физиологическую природу. В этой связи возникает вопрос: может ли сознание или разум являться элементом не психической сферы, а иметь исключительно физиологическую принадлежность.

Юнг редко использует понятие разума в своих трудах. Основным объектом аналитической психологии является сознание, а разум же упоминается лишь во взаимосвязи с ним: «Со всех сторон нас окружает иррациональное, не согласующееся с разумом. И это иррациональное также есть психологическая функция, другими словами, коллективное бессознательное, тогда как рациональное, по существу, связано с сознательным разумом. Сознание должно обладать разумом, чтобы перво-наперво открывать некоторый порядок в хаосе неупорядоченных индивидуальных событий в мире» [3, с.87].

Юнг говорит о разуме как об атрибуте сознания и способе его рационализации. Рационализация – это преобразование абстрактного восприятия в языковые формы, наделенные внутренней логикой. Посредством языковых или письменных средств, логика позволяет устанавливать связи между дискретными феноменами восприятия и анализировать их - в этом заключается суть рациональности разума. Вместе с тем, утверждая существование «сознательного разума», возможно предположить допущение и других его форм.

Подвиды homo sapiens

karl yung2Наличие разума у человека, не всегда означает то, что человек наделен сознанием. Выше было отмечено, что рефлексия, предполагающая накопление и воспроизводство опыта, отнесена Юнгом к числу инстинктов. Таким образом, процессы усвоения и накопления опыта, могут проходить автоматически, без осознания происходящего.

В крайних проявлениях подобных ситуаций допускается возможность существования индивидуумов, которые способны воспроизводить слова и целые речи без осознания их смысла, а лишь опираясь на эмоциональное восприятие реакции окружающих на сказанное. Эмоции Юнг относит к физиологическим явлениям, а к области психики он относит чувства и строго разделяет эти два понятия [1, с.34].

Человек может иметь логический и языковой аппарат разума и успешно им пользоваться, однако при этом сознание у него может отсутствовать. То есть разум будет выступать в качестве инструмента, который действует автоматически. В данном случае можно говорить об отсутствии психики, когда ее место занимает психоидность: «относительно психоидного, рефлекторно-инстинктивного состояния психическое предполагает ослабление связей и постоянное уклонение от автоматизма в пользу «избирательных» изменений» [2, с.213].

Таким образом, можно сделать вывод о допущении психоаналитической теорией существования по меньшей мере двух подвидов «homo sapiens». Оба из них владеют речью, наделены разумом и способны выражать эмоции. Однако только один из них обладает осознанным разумом, который способствует развитию и укреплению сознания. Он обладает свободной волей и возможностью выбора. Свободная воля у Юнга тесно связана с творческими порявлениями [5, с.18-19] и также с «креативным инстинктом» [2, с. 139], что заслуживает отдельного рассмотрения.

Литература:
  1. Юнг, К. Г. Символическая жизнь / Пер. с англ. — Издание 2-е. — М.: «Когито- Центр», 2010. — 326 с.
  2. Юнг, К. Г. Структура и динамика психического / Пер. с англ. — М.: «Когито-Центр», 2008. — 480 с.
  3. Юнг, К. Г. Психология бессознательного / Пер. с англ. — Издание 2-е., М.: «Когито- Центр», 2010. — 352 с.
  4. Юнг, К. Г. Сознание и бессознательное: Сборник / Пер. с англ. — СПб.: Университетская книга, 1997. — 544 с.
  5. Юнг, К., Нойманн, Э. Психоанализ и искусство / Пер. Г. Бутузов. —Киев: Ваклер, 1998. — 300 с.

Встретят как старого лучшего друга, проститутки Химок, приятное время провождение гарантировано. На самом деле, это еще далеко не все причины, по которым стоит хотя бы один раз побывать в гостях у проститутки. Милые проститутки Химок, горячие и прелестные, они такие интересные и нежные, что тебе обязательно захочется секса. Выбери девушку сейчас.

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!



Прочитано 6484 раз
июля 21, 2015

Краткая биография Альфреда Адлера

Маленький мальчик решает преодолеть свой страх, для этого ему нужно пересечь заброшенное кладбище, по мнению его одноклассников – самое страшное место в городе. Важно, что ребенок делает это не «на спор» с друзьями и не для того, чтобы утвердить свой…
марта 05, 2017
Зигмунд Фрейд, Адлер и Юнг вместе

Неудачные попытки известных психологов выявить универсальный метод

На протяжении веков ученых и философов влекло к познанию внутреннего мира. Они стремились изучить его влияние на жизнь и поведение человека, на отношения в социальной среде. Пытались психологическими методами скорректировать насколько можно взгляды и…
июня 02, 2016
Видео 70918

Рецензия. «Бог в нейронах» в рамках Теории всего от Атена

«Мы – глобальная сеть нейрохимических реакций». «Бог в нейронах». Теория всего от Атена. Всё новые и новые открытия в области психологии и психиатрии приводят учёных к философским тупикам. Способности науки ограничены уровнем сложности измеряющих устройств и…
вверх