Можно ли развить интеллект?
Существует миф о том, что человеческий мозг задействован на 10%. Это пример «неправильного представления о психологии» или «нейромифа». Массовая культура всячески поддерживает этот миф многочисленными литературными произведениями, кинофильмами.
Интеллект можно развить посредством специальных упражнений, но сама идея о том, что возможности мозга задействованы частично, ошибочна. По данным учёных, каждый отдел мозга выполняет свою функцию.
Многие люди, действительно, не справляются с большими объемами информации, с тем ритмом жизни, которое диктует современное общество. Такая ситуация характерна в большей мере для людей, деятельность которых связана со значительными интеллектуальными нагрузками. Также это характерно, для молодых специалистов, которые стремятся в сжатые сроки обработать большое количество информации для повышения своей компетентности в том или ином вопросе.
Проблема состоит в том, что у организма и психики есть определенный ресурс для того, чтобы что – то делать и бывают моменты, когда человек не может двигаться в направлении достижения своей цели просто потому, что этот ресурс истощен и нуждается в восстановлении.Динамика жизни современного человека не способствует естественной концентрации внимания.
Важно отметить, что у человека нет единого центра, который регистрирует, сортирует, хранит и выдает всю ту информацию из внешних источников. Нервные клетки головного мозга, нейроны, начиная с самого нашего рождения, формируют большое количество связей, фиксирующих самые различные данные.
Новая информация отодвигает на задний план и переводит в систему хранения данные полученные ранее. При этом необходимо взять во внимание, что процесс хранения информации — это активный процесс.Новая информация, взаимодействуя со всем объемом памяти, изменяет наши установки и мотивы и, следовательно,влияет на последующие действия человека.
В системе хранения информации след памяти создает ассоциацию с другими следами по смежности, по сходству, по звучанию. Иногда нам бывает трудно вспомнить ту или иную информацию не из-за того, что мы забыли ее, а потому что не можем изъять из «системы хранения»: след памяти под воздействием этих аспектов видоизменился, и мы просто не можем его распознать.
Именно поэтому невозможно запомнить, выучить что-либо (например, язык фарси) во время сна: слова находятся в «хранилище», но целенаправленно использовать их мы не можем. Чтобы их запомнить нам потребуется определённый уровень сознания.
Существует множество техник и методов развития интеллектуальных способностей и скорости запоминания данных. Попробуем разобраться в этом вопросе более подробно.
Научение и обучение: в чем разница?
Следует различать понятия научения и обучения. Обучение основано на сознательном и целенаправленном применении неосознанных форм научения. Нас учили читать и писать, но мы сами учились прыгать, плавать и танцевать. Мы можем сознательно использовать игровые методы, методы привыкания и сенситизации, научения на основе собственного неудачного опыта, чтобы получить новые знания или умения.
К научению относятся следующие процессы:
Для этих процессов характерно то, что они происходят естественным путем.
Также выделяют процессы, которые могут относиться, как к научению, так и к обучению.Такими процессами являются:
- формирование привычек (например, при переходе на правильное питание);
- игра (стоит отметить, что игра может и не быть частью обучения, человек может выполнять правила игры просто потому, что это весело и интересно);
- дрессировка;
- запоминание;
- подражание (тот метод может быть использован в определённой степени при создании персонального бренда);
- метод проб и ошибок;
- инсайт[5];
- последовательное научение.
Все методы научения могут применяться в обучении.
Научение представляет собой определенные поведенческие изменения, являющиеся результатом опыта, получаемого в ходе жизнедеятельности, без формирования специальной задачи обучиться чему – то.
Результатом научение является формирования определенных принципов поведения человека в определенных ситуациях.
Отдельно следует отметить социальное научение - научение социальной жизни: как взаимодействовать с другими людьми.
Что касается научения как способа получения знаний, то существует 3разновидности научения:
- наращивание знаний;
- переструктурирование;
- настройка.
Обучение представляет собой целенаправленную передачу знаний, опыта, поведенческих особенностей.
В качестве передачи опыта, обучение может осуществляться в стихийном или в специально организованном формате, носить разовый характер (посещение мастер – класса) или быть длительным (обучение в ВУЗе), обязательным или на добровольных началах.
Как сделать обучение эффективным?
Существуют определенные условия, влияющие на результат обучения:
- должна быть четко поставлена цель обучения;
- должны быть сформулированы правила обучения и обозначены границы действий, направленные на достижение цели;
- у человека должно быть сформирована модель достижения поставленной цели (иначе он не сможет выполнить свою работу продуктивно);
- самоконтроль;
- своевременное выявление своих ошибок и недочетов при выполнении учебной работы;
- конструктивная оценка своей деятельности.
Развитию наших интеллектуальных возможностей способствуют как процессы научения, так и процесс обучения.
Чем старше человек, тем больше его мозг нуждается в нагрузке. А ведь многие люди считают, что высокий интеллект в обычной жизни не приносит пользы, в лучшем случае можно похвастаться перед друзьями своей исключительностью. Но высокий интеллект – это не только широкий кругозор, но и отличная память, хорошая логика, способность оперативно принимать верные решения – то есть, те навыки, которые нужны каждому из нас в решении обычных житейских вопросов.
Литература:
- Стивен Роуз. Устройство памяти. От молекул к сознанию. Мир, 1998.
- Психология Памяти. Под редакцией Ю. Гиппенрейтер И В. Романова. Черо, 1998.
- Роланд Гейссельхарт, КристианеБуркарт. Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания. Омега-Л, 2006.
- Б. Д. Карвасарский.Психотерапевтическая энциклопедия.
- Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002
[1] В психологии специфическая форма обучения, обуславливающая закрепление в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих аспектов.
[2] Формирование в сознании определенных образов, которое ускоряет запоминание;
[3] Повышение чувствительности, повышение нормы эмоционального реагирования, при этом нервная система начинает реагировать на небольшой сигнал существенно активнее, чем в обычном состоянии.
[4] Процесс научения, при котором один объект или событие связывается с другим посредством ассоциаций, основанном на прожитом ранее опыте.
[5] Внезапное понимание существующих взаимосвязей и системы целостной ситуации.
Такие милашки встречаются с достойными мужчинами для секса в интимной обстановке, лучшие индивидуалки Владимира, девушки без комплексов. Просто позвонить понравившейся девочке представленных на сайте. Стильные лучшие индивидуалки Владимира, пылкие и страстные, они такие грациозные и привлекательные, что интимный досуг тебе обеспечен. Твои сексуальные фантазии станут явью.
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Свежие статьи
- Исследование: процедура устранения граффити в общественном туалете
- Обзор 11 исследований: Современный взгляд на вред курения через призму научных публикаций
- Исследование: Сознание в колыбели или о возникновении младенческого опыта
- Исследование: Паттерны травм, связанные с когнитивно-моторной диссоциацией
- Исследование: Пол, возраст и зависимость от смартфонов в 41 стране