Теоретические основы психологии управления
«Изучив людей, управляют лучше, нежели изучив книги».
Франсуа Фенелон.
Управление в обществе всегда подразумевает взаимодействие определённого количества людей. Небольшая организованная группа или крупное социальное образование – это своего рода вселенная, на жизнь которой влияет бесконечное число факторов, − начиная с нюансов рабочего процесса и заканчивая сложнейшими переплетениями человеческих отношений. Быть руководителем означает быть «богом»: он направляет, организовывает, контролирует, корректирует жизнь этой «вселенной». И на помощь ему приходит психология как одна из универсальных космических законов человеческого бытия.
Психология управления даёт в руки ключ к сердцу каждого участника группы или организации, помогает задействовать скрытый потенциал человека, включённого в систему. Знание теоретических основ этой науки приоткрывает дверь в необъятную бездну человеческой психики, проявляющейся в процессах управления и производства.
Что такое управление
Термин «управление» имеет множество трактовок. В сущности, они, вместе взятые, передают наиболее полное содержание этого понятия.
Например, Джозеф Месси, британский политический экономист XVIII века, считал: «Управление это процесс, посредством которого организация, группа направляет действия на достижение общих целей».
Джеймс Л. Ланди, американский политик XX века, подразумевал под управлением принципиальную задачу планирования, координации, мотивации и контроля усилий для достижения конкретных целей.
Отец классической школы управления Анри Файоль утверждал: «Управлять – значит прогнозировать, планировать, организовывать, командовать, координировать и контролировать».
Американский учёный Питер Ф.Друкер (1909-2005), один из влиятельнейших теоретиков менеджмента, понимал под менеджментом «многоцелевой орган, который управляет бизнесом, руководителями, работниками и работой» [8,с. 8].
Некоторые учёные рассматривают управление как искусство наиболее эффективно аккумулировать человеческие усилия для достижения целей крупной социальной группы.
Понятия «менеджмент» и «управление» трактуются по-разному; первое употребляется в узком смысле, второе – в широком.
В сферу менеджмента входят теоретический фундамент и практическая работа, направленные на очерчивание и достижение целей компании путём рационализации использования ресурсов [5,с. 4], в т.ч. человеческих.
Под термином «управление» понимается более общее явление, а именно организация выполнения работы другими людьми, включающая планирование, распределение прав и обязанностей элементов данной социальной системы, мотивация и контроль за процессами для осуществления общих целей оптимальным образом [5,с. 6].
Субъект и объект управления
Субъект управления - это лицо (физическое или юридическое), осуществляющее функцию управления [9]. В организации под это определение попадает как один руководитель, так и несколько руководителей, например, совет директоров. Психологии управления подразумевает под субъектом такого воздействия, прежде всего, личность руководителя со всеми её особенностями.
Необходимо отличать субъекта управления от субъекта управленческой деятельности, который может быть только человеком, индивидом.
Персонифицированным объектом управления является лицо (физическое или юридическое), в отношении которого осуществляется функция управления. В организации объектами управления можно назвать работников различных сфер деятельности и менеджеров низшего или среднего звена. Психология управления рассматривает следующие объекты воздействия:
- личность сотрудника;
- формальная и неформальная группа;
- социальная группа, коллектив, подразделение;
- уровень управления;
- организация.
Явления-объекты управления:
- Процессы управления и иные виды человеческой деятельности;
- Корпоративный микроклимат;
- Корпоративная мораль;
- Стиль руководства;
- Системы управления, организации, контроля, регуляции, мотивации;
- Регламенты, правила, нормы, планы, установленные в организации, и т.д.
Психология управления как научное знание
Данное направление являет собой гибрид двух теоретических баз – психологии как науки о свойствах человеческой психики и управления как науки обо всех аспектах организации целенаправленно и оптимально функционирующей социальной системы. Поиск наиболее удачного соотношения пропорции между психологическими и непсихологическими особенностями в процессе управления считается наиболее актуальным вопросом в психологии управления.
Эта наука оперирует такими важнейшими процедурами формирования методологии познания, как обобщение и систематизация фактов и явлений, данных, полученных экспериментальным и статистическим методами в сфере человеческих измерений и управления.
Область знания в психологии управления определяется:
- Степенью актуальности той или иной проблемы современного управления;
- Необходимостью выработки наиболее эффективных методов управления;
- Распространением тенденции воспринимать работника, прежде всего, как индивидуальность со своими социальными правами и обязанностями; такой подход требует от начальства использования человеческих ресурсов с учётом всех психологических особенностей каждого члена группы, но наиболее эффективными для организации способами;
- Требованиями по организации оптимизированной системы управления группой, предприятием и т.д. [4, с. 2].
Поэтому, можно сказать, что психология управления – это отрасль психологии, аккумулирующая достижения других наук для изучения психологической стороны управления, его оптимизации и повышения уровня эффективности управленческой деятельности [6, с. 16].
Смежные психологические дисциплины
Пограничными науками для психологии управления являются следующие.
Социальная психология. Исследует закономерности деятельности и поведения людей, включённых в социальные группы, и психологические особенности социальных групп. В каждой группе есть формальная и неформальная иерархия, при этом, вторая существенно влияет на производительность всего коллектива. Кроме того, известно, что группа может влиять на мнение её отдельных членов и восприятие ими той или иной ситуации.
Психология управления использует данные, полученные этой наукой, для того, чтобы выявить для себя закономерности и факторы, влияющие на успешное руководство коллективом.
Психология личности. Изучает психологические составляющие, качества, черты, особенности личности, их влияние на поведение, деятельность, общение и восприятие действительности индивидом. Эта наука накопила на сегодняшний день достаточный объём теоретического и эмпирического материала. Существует множество теорий личности, расшифровывающих и прогнозирующих различные стороны человеческого поведения в разных ситуациях.
Психология управления на основе данных, полученных в этой научной области, определяет для себя список именно тех свойств и качеств личности, приёмов поощрения и наказания, которые делают эффективнее систему руководства организацией и профессиональную деятельность сотрудников.
Психология развития и акмеология. Изучают ход развития и формирования человеческой психики на разных жизненных этапах (от новорождённости до старости).
Психология управления смотрит на человека как на работника определённой сферы деятельности и потому имеет свой взгляд на проблему развития личности, формирования профессионально значимых качеств и уровня компетентности руководителя [1, с. 17].
Предмет изучения психологии управления
Данная область психологии изучает психологические особенности, проявляющиеся в управлении организацией и профессиональном общении.
В узком понимании предмета изучения стоит выделить следующие объекты и явления:
Психологические особенности управленческой деятельности:
- Психологические проблемы труда руководителя вообще, его отличительные черты в тех или иных сферах деятельности;
- Психологический анализ роли и личности руководителя, требования к ним;
- Психологические тонкости принятия управленческих решений;
- Стиль руководства и способы его корректировки.
Психологические особенности функционирования организации:
- Возможности применения психологических приёмов в управлении;
- Правила формирования благоприятного и устойчивого внутрикорпоративного микроклимата;
- Факторы создания оптимальных межличностных связей в коллективе, проблемы психологической совместимости;
- Особенности сосуществования формальной и неформальной структур в организации;
- Применение мотивационных методик в труде организации;
- Ценностные установки в коллективе, создание своей корпоративной культуры.
Психологические особенности взаимоотношений руководителя и подчинённых:
- Факторы создания и функционирования коммуникационной системы организации;
- Тонкости управленческого общения;
- Выбор наилучшей системы взаимодействия руководителя и подчинённых;
- Повышение уровня информированности как показателя эффективности управления [6, с. 16].
Цели и задачи психологии управления
Перед психологией управления стоят главные цели:
- Повышение психологической грамотности руководителей в области управления;
- Создание необходимой теоретической базы для понимания психологических процессов в сфере управления, в частности, особенностей поведения работников, развития межличностных отношений и закономерностей, определяющих создание трудового коллектива и его внутренние изменения;
- Формирование практического руководства для начальников с целью применения его в психологической сфере управления организацией[7, с. 6].
Данное психологическое направление призвано решить следующие задачи:
- анализ и отображение психологической среды и её особенностей в той или иной системе управления;
- систематизация психологических аспектов управления;
- выявление закономерностей и причинных связей между психологическими аспектами;
- разработка практических методик для использования их в управлении организацией [1, с. 17].
Психологические закономерности управленческой деятельности
Знание следующих закономерностей в психологии управления позволяет понимать нюансы протекания многих процессов в организации:
Закон неопределённости отклика гласит: одновременно разные люди либо один человек (в разные промежутки времени) могут действовать в ответ на одинаковое воздействие иначе в зависимости от различий в психологической структуре личности.
Закон неадекватности отображения человека человеком подразумевает: один человек неспособен в полной степени познать другого для принятия объективного решения в отношении него.
Закон неадекватности самооценки: большинство людей имеют либо заниженную, либо завышенную самооценку.
Закон расщепления смысла управленческой информации. Существует тенденция к изменению контекста директив, приказов, постановлений и т.п. по мере их продвижения по уровням вертикали управления.
Закон самосохранения имеет в виду следующее утверждение: сохранение собственного социального статуса, самостоятельности проявления личностных качеств, чувства собственного достоинства является доминирующим мотивом поведения субъекта управленческой деятельности.
Закон компенсации. Если человек попадает в социальную среду, в которой либо завышены требования к нему, либо достаточно высок уровень стимулов, то он возмещает свой недостаток умений, знаний для этого статуса другими навыками или способностями. Однако, этот принцип не работает, если занимаемая должность имеет слишком высокий уровень сложности управленческой деятельности [3, с. 7].
Психологические аспекты основных функций управления
Чтобы увидеть, насколько все секторы и уровни управления пропитаны психологией, необходимо рассмотреть следующие психологические аспекты, проявляющиеся в таких функциях управления, как:
Функция планирования предсказывает восприятие и поведение конкретных людей и, таким образом, делает успешным их совместную деятельность, достижимыми цели и задачи организации.
Психологические аспекты планирования можно разделить на 3 группы факторов:
I группа – задачи разного типа, решаемые во время составления и осуществления планов;
II группа – особенности механизмов, которые выявляют причины процессов выработки планов;
III группа – процесс оформления смыслов в деятельности руководителя, образования личностного контекста в зависимости от его интересов.
Психологические проблемы реализации этой функции включают в себя:
- проблемы принятия решения (проблемы управленческого мышления);
- проблемы мотивации;
- проблемы волевой регуляции деятельности [3, с. 9].
- Функция организации создаёт и поддерживает систему ролей на предприятии; такая система создана при условии разделения труда, кооперации действий.
Выделают три группы психологических аспектов, являющихся комплексом проблем, при учёте которых реализуется функция организации:
I группа злоупотребление установленным в организации порядком, так называемое «мелочное регламентирование», когда вышестоящее звено управления необоснованно вмешивается в дела нижестоящего, когда происходит размывание контуров ответственности. В итоге снижается эффект от воздействия, персонал испытывает недостаток мотивации и перегрузку.
II группа чрезмерная жёсткость организационных структур большинства организаций, что идёт в разрез с потребностями рабочих групп и отдельных работников, препятствует реализации их собственных настоящих и будущих целей.
Чтобы решить этот комплекс проблем функции организации, выработаны следующие меры:
- Поставленные цели должны поддаваться проверке;
- Контуры обязанностей или областей деятельности должны быть чётко очерчены;
- Должна существовать определённая степень свободы полномочий и действий; это требование особенно необходимо для исправления второй группы психологических проблем (чрезмерной жёсткости организационной структуры).
- Информирование должно быть полноценным [3, с. 10].
Функция контроля
Психологическими аспектами, препятствующими оптимальному осуществлению функции контроля, являются:
- Неадекватная мотивация контроля – искажение направленности контроля, когда в качестве целей выбраны узкие групповые или индивидуальные. Здесь можно привести пример проявления этой группы аспектов: когда контроль становится методом психологического давления на подчинённого.
- Психологические разногласия субъектов деятельности в отношении критериев контроля в определённой ситуации;
- Сочетание чрезмерной установки на контроль с низкой профессиональной самооценкой первичного и среднего уровня управления;
- Недостаточная систематичность, глубина проведённых мероприятий контроля и коррекционных процедур;
- Нарушение эффективного баланса распределения полномочий по контролю между руководством и подразделениями контроля;
- Возложение на руководителя ответственности за конкретную ситуацию, наделение функцией контроля за ситуацией вообще при условии, что делегирование полномочий по принятию решений и осуществлению коррекции является неполным. В этом случае руководитель испытывает чувство собственного бессилия и имеет прочие негативные последствия такой модели управления.
Г.Шредер, немецкий специалист по вопросам менеджмента, выделил негативные аспекты контроля:
- Нахождение сотрудника под наблюдением принуждает его к самоконтролю, он начинает задумываться над своими автоматическими действиями и потому теряет уверенность в себе;
- Контроль свидетельствует о разнице в статусе и препятствует реализации человеческой потребности в самореализации и признании;
- Контроль чаще всего неприятен тогда, когда сотрудник не знает, что именно контролируется;
- Узаконивание контроля не позволяет как-то защититься от него, и это отрицательное чувство может «вылиться» в других ситуациях;
- Контроль часто воспринимается наблюдаемым как необоснованные придирки;
- Контроль может быть воспринят как проявление недоверия руководства к сотруднику, что мешает налаживанию хороших и конструктивных отношений между ними [3, с. 11].
Функция регулирования обеспечивает направленность управляемых процессов в соответствии с заданными регламентом, программой, планом; это достигается благодаря следованию ряда принципов воздействия: минимизации, комплексности, системности и внутренней непротиворечивости:
- Минимизация воздействия предполагает своевременность и оптимальная дозированность вмешательства, поскольку его избыточность мешает нормальному течению процессов в организации;
- Системность воздействия рассматривает регулируемый ход дел в рамках системы;
- Комплексность воздействия соблюдается при условии, что в процессе регуляции деятельности сотрудника руководитель использует стимулы, наиболее соответствующие мотивационной структуре работника;
- Внутренняя непротиворечивость воздействия существует тогда, когда использование комплекса стимулов не вызывает взаимоисключающих эффектов [3, с. 14].
Стоит отметить, что существуют и другие функции управления:
- Целеполагания
- Прогнозирования
- Принятия решений
- Мотивирования
- Коммуникации
- Работы с кадрами
- Производственно-технологические
- Производные (комплексные) [2, с. 575].
Научные подходы в психологии управления
С 50-х гг. прошлого века благодаря развитию кибернетики, теории систем, компьютеризации управления и другим новшествам сложилось несколько подходов в области психологии управления. Таковыми являются:
Системный подход. Его сторонники считают изъяном предшествующих теорий акцентирование внимания лишь на одной стороне управления. Применение же этого подхода позволяет руководству видеть всю организацию в единстве и взаимозависимости всех её элементов. Подразумевается, что всякая организация или иная управляемая социальная группа является системой, которая, подобно живому организму, функционирует лишь при условии взаимозависимости всех её «органов». Это означает, что каждый такой «орган» вносит необходимый вклад в жизнедеятельность всего «организма». Организация являет собой открытую систему, взаимодействующую с внешней средой, которая сильно влияет на выживаемость предприятия (подразделения и др. социальной группы).
Ситуационный подход (с начала 70-х гг. XX в.) выдвинул теорию о равноправном использовании всех систем управления – от жёстко регламентированных до опирающихся на относительную внутреннюю свободу. Выбор системы зависит от обстоятельств, которые влияют на работу организации в данный промежуток времени. Суть подхода сводится к двум тезисам:
- отсутствие универсального рецепта эффективного управления во всех случаях;
- прямая зависимость между уровнем эффективности управления, мобильности и приспособляемости к среде или ситуации, в которой находится организация.
Эмпирический, или прагматический, подход, в основе которого лежало изучение сферы управления фирмами и военными учреждениями, занялся активным распространением полученных знаний. Сторонники подхода понимали, что теория управления важна и необходима, но доказывали большую пользу именно от практических навыков руководства. Проанализировав управленческий опыт, они выработали специальные методологии обучения управлению на основе определённых ситуаций. Представители этого подхода, которые особенно сильно повлияли на распространение понятий «менеджер», «менеджмент», продвигали идею об обязательной профессионализации управления, т.е. превращении его в отдельную профессию.
Количественный подход разработал управленческие приёмы на основе математических, кибернетических, статистических знаний, полученных в результате последних достижений науки и техники, благодаря развитию компьютеризации, которая в значительной мере освободила управленческий труд от рутинных технических процедур.
Данный подход внёс весомый вклад в развитие следующих концепций:
- концепция операционного менеджмента (о требованиях к менеджеру не только как к обладателю знаний теории управления, но и как знатоку математики, социологии, психологии, экономики, теории систем и т.п.);
- концепция управленческих решений (утверждает, что управленец, прежде всего, должен уметь принимать взвешенные, наиболее эффективные решения; обучение управлению должно сводиться к приобретению этого качества);
- концепция научного или математического управления (считает, что современное положение дела в мире предполагает, что управлению должно подкрепляться достижениями науки; это достигается применением математических моделей и теорий).
Наиболее распространёнными подходами стали количественный и статистический [6, с. 7].
На протяжении всего XXвека психология управления всё больше приобретала черты сложного научного знания, и в наши дни смогла оформиться в виде богатой теоретической базы, включившей в свой арсенал познаний опыт широкого спектра других наук. Этому направлению свойственна, как и психологии в целом, такая черта, как плюрализм взглядов на изучаемый предмет, что хорошо видно на примере разнообразия научных подходов. Однако, при этом трудно спорить с утверждением, что истина лежит где-то посередине.
Использованная литература:
- Евтихов О. В. Психология управления персоналом: теория и практика [электронное издание]. СПб.: Речь,2010.
- Карпов А. В. Психология менеджмента. Учебное пособие [электронное издание]. М.: Гардарики, 2005.
- Левченко Е. А. Психология управления. Текст лекций [электронное издание]. Учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации». Гомель, 2011.
- Науменко Е.А.Психологияуправления. Учебно-методическийкомплексдля дистанционного обучения [электронное издание]. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2002.
- Петров В. В. Школы менеджмента. Учебное пособие для вузов [электронное издание], М., 2005.
- Урбанович А. А. Психология управления: Учебное пособие [электронное издание]. Серия «Библиотека практической психологии». Мн.: Харвест, 2003.
- Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы» [электронное издание]. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
- электронноеиздание]. BharathiarUniversity, Coimbatore, NewDelhi, 2007.
- http://studopedia.ru/7_53234_ob-ekti-i-sub-ekti-upravleniya.html
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Публикуется в авторской редакции
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Свежие статьи
- Исследование: процедура устранения граффити в общественном туалете
- Обзор 11 исследований: Современный взгляд на вред курения через призму научных публикаций
- Исследование: Сознание в колыбели или о возникновении младенческого опыта
- Исследование: Паттерны травм, связанные с когнитивно-моторной диссоциацией
- Исследование: Пол, возраст и зависимость от смартфонов в 41 стране