Меню
Понедельник, 08 мая 2023 19:45

Эпигенетическая теория развития Эрика Эриксона

Эпигенетическая теория развития личности показывает, как на протяжении всей жизни, начиная с самого младенчества, человек переживает возрастные кризисы, и как происходит его дальнейшее развитие, что во многом определяется тем, как были пережиты и разрешены задачи каждого кризисного жизненного периода.

Эрик Эриксон

Эрик Хомбургер Эриксон – американский психоаналитик, который посвятил множество своих трудов изучению личности и ее анализу, он является одним из родоначальников «Эго-психологии». Эрик Эриксон был последователем Зигмунда Фрейда, а его дочь, Анна Фрейд оказала значительное влияние на его становление, как психоаналитика, который в данном направлении добился больших успехов.

При исследовании личности и написании своих работ, Эриксон обращался к анализу особенностей таких знаменитых персон, как: Мартин Лютер, Бернард Шоу, Томас Джефферсон, Максим Горький, Махатма Ганди.

Одним из наиболее значимых его трудов по праву можно считать теорию взаимоотношений «Я» и общества. Психоаналитик изложил концепцию о периодизации развития личности в своей книге «Детство и общество». Рассматриваемая теория Эриксона имеет несколько названий. Она именуется эпигенетической, поскольку в ней разъясняется то, каким образом происходит развитие личности в эпигенезе. Явление же эпигенеза представляет собой развитие, происходящее вследствие появления новообразований и дифференциации частей целого.

Также, данная теория называется теорией психосоциального развития, вследствие того, что она отражает значимость социального окружения и взаимодействия на каждой стадии развития личности.

Эриксон считал, что становление личности – это не что иное, как результат биологического созревания, вместе с тем, он акцентирует внимание на том, какое значение оказывает общество на данный процесс.

В данной статье будет подробно рассмотрена эпигенетическая теория развития Эрика Эриксона, раскрыта ее сущность, а также охарактеризована каждая стадия жизненного пути человека и соответствующий этап развития его личности.

Главная мысль эпигенетической теории

Эпигенетическая теория Эриксона предполагает изучение не только объекта исследования, но и общества, а также культуры, в условиях которых он пребывает. Ярким исследованием в рамках концепции Эриксона можно назвать его эксперимент, в ходе которого, психоаналитик проводил анализ различий между детьми, один из которых воспитывался на территории индийской общности (племенной), а другой – в городе Соединённых Штатов Америки.

Также было принято решение исследовать семью каждого из детей, так, стало очевидным, что на каждого ребенка значительное воздействие оказывает его мать. Обладая определенными характерными чертами и особенностями, она проецирует их на своего ребенка, что отражается в форме разных последствий, в том числе накладывается отпечаток на сам процесс развития. Для каждой матери её модель воспитания является единственной верной, и эта модель, через взаимодействие трансформируется в определенную семейную атмосферу, в рамках которой проживает семья.

На основе своей теории, психоаналитик выделил восемь стадий развития. Эриксон считал, что становление личности – это не что иное, как результат биологического созревания, вместе с тем, он акцентирует внимание на том, какое значение оказывает общество на данный процесс.

Эрик Эриксон полагал, что социальные связи играют ключевую роль в развитии личности. Психоаналитик считал, что для каждого этапа развития личности характерна определенная модель поведения, и на протяжении жизни человек, в той или иной мере, придерживается этих моделей.

На каждом этапе развития человека, его, как правило, окружают разные люди и качество взаимодействия с ними определяет успешность перехода на следующий жизненный этап. Такие переходы осуществляются через проживание и прохождение определенного кризиса.

Естественным образом, преодолевая каждый кризисный период, человек, обычно имеет два варианта развития событий – позитивный и негативный. Успешно пережив кризис, человек пожинает плоды в виде положительных последствий, он получает новые умения, навыки и чувствует себя более уверенно, продвигаясь дальше на пути своего развития. Однако в том случае, если человек неудачно преодолевает тот или иной кризисный период, он получает отрицательные последствия и у него возникают дополнительные сложности, так его дальнейшее развитие затрудняется.

Каждое общество, независимо от локации и национальности, формирует особую для всех, модель поведения индивидуума, которая впоследствии становится для него привычной. Так, например, в современных реалиях, привычной является следующая последовательность: рождение, социализация, получение образования, трудовая деятельность, создание семьи и так далее. В других же странах, в подобной модели может либо отсутствовать, либо содержатся еще один или несколько пунктов, в зависимости от условий и особенностей характеристик жизнедеятельности. Если индивидуум по какой-то причине отклоняется от «предписанного» социумом курса, то порой могут возникать неблагоприятные последствия. В связи с этим, человек, на пути своего развития, может лишиться поддержки со стороны окружения, поскольку тот не оправдал привычных, для социума, ожиданий. В таких проявлениях Эрик Эриксон прослеживает эго-идентичность и групповую идентичность личности.

Стадии жизненного пути по Эриксону

Первая стадия. Младенчество

Данный период начинается с рождения и длится до одного года. В этот промежуток своей жизни ребенок на подсознательном уровне определяет возможную степень доверия к окружающему миру и людям. Может ли он доверять своей матери? А может ли отцу? На осязательном уровне, ребенок находится на распутье, и пытается понять, можно ли доверять этому миру, безопасен ли он, и насколько. 

Если он научается доверять, то он ощущает окружающий мир достаточно безопасным для того, чтобы в нем расти, взрослеть, развиваться, и успешно переходит на следующий этап развития. Если же нет, то следующие этапы развития усложняются, а ребенок смотрит на мир и окружающих его людей, сквозь призму недоверия.

Вторая стадия. Раннее детство

Следующая стадия начинается с двух и длится в среднем до трех. В этом возрасте ребенка одолевают разного рода сомнения относительно его действий. На этом этапе развития дети встают, начинают ходить и осваивать прочие простые действия. Ребенок еще не может ориентироваться в большом мире, поэтому постоянно сомневается, насколько он может управлять своим телом и поведением, что он уже способен делать сам, а что пока нет. Несмотря на это, у него возникает большое желание делать все самостоятельно и ему это очень нравится.

Если родители терпеливо принимают его поведение, заботливо помогают, направляют и поддерживают, ребенок становится более уверенным в своих действиях и сомнения отходят на задний план. При подобном раскладе ребенок успешно переходит на следующий этап развития.

При менее благоприятных обстоятельствах, когда родители постоянно одергивают его и ругают за поведение, которое тем не нравится, ребенок начинает все чаще чувствовать стыд за свои действия, становится неуверенным, нерешительным и сомневающимся в себе, своих возможностях и способностях.

Третья стадия. Детство

Данная стадия, в возрасте с четырех до пяти лет, характеризуется приобретением физических и социальных навыков, которые ему необходимы для исследования окружающего мира. Ребенок в этом возрасте начинает проявлять инициативу. Он уже может сам занять себя придуманными играми, может учиться кататься на велосипеде и начинает активно взаимодействовать с другими детьми. В этом возрасте активизируется процесс общения и взаимного интереса со сверстниками.

На данной стадии, задача родителей и ближайшего окружения состоит в том, чтобы корректно и бережно относится к инициативности ребенка.  Если это происходит благоприятным для ребенка образом, то он начинает замечать плоды своего эффективного взаимодействия с миром людей и вещей вокруг него. Так, происходит становление его инициативности, активное развитие творческих способностей и он уже готов к успешному переходу на следующий этап своего развития. При неблагоприятных обстоятельствах, на данном этапе, ребенок ощущает дискомфорт, скованность и зажатость от того, что близкие ограничивают его инициативность, ругают и наказывают. Тогда он решает, что проявлять инициативу –  плохо, часто чувствует за все свою вину и становится пассивным ребенком.

Четвертая стадия. Школьный возраст

Следующая стадия развития начинается в возрасте около шести лет и продолжается в среднем до двенадцати лет. В этом возрасте для подрастающего человека характерны размышления о собственных возможностях. Дети задумываются о том, способны ли они добиться тех же успехов, что их сверстники. Если родители поощряют старания ребенка, он становится целеустремленным и стремится к освоению разнообразных навыков. В противном же случае начинает развиваться чувство неполноценности, что создает дополнительные трудности на следующих этапах развития.

Пятая стадия. Отрочество и юность

Данная стадия взросления начинается примерно в возрасте двенадцати лет и продолжается до двадцати. На этом этапе у человека появляется все больше социальных ролей, в которых он пытается разобраться, старается понять, как он себя в них ощущает и что они для него значат. Тут встает вопрос идентичности и понимания самого себя.

Человек также задумывается о том, какие у него способности к дальнейшему развитию, какая личность у него формируется и желает ли он в себе что-то улучшить или изменить; как у него обстоят дела с учебой и успеваемостью; кем он хочет стать в будущем, и какие, по его мнению, у него шансы. Эти вопросы становятся все более значимыми для юношей и девушек на данном жизненного этапе.

Благоприятный исход этого периода выражается в том, что человек формирует свои личные ценности и установки, которые соответствует всем его социальным ролям, он сумел успешно их интегрировать в одно целое и комфортно себя ощущает.

В противном случае, установки и ценности, которые относятся к разным социальным ролям, становятся противоречивыми, что порождает внутренние конфликты в человеке.  Подобный исход добавляет дополнительные сложности и затрудняет переход на следующую стадию развития личности.

Шестая стадия. Ранняя зрелость

Следующая стадия начинается примерно в возрасте двадцати лет и длится до двадцати пяти лет. На шестой стадии формируются предпосылки к созданию семейного очага. Личность становится более зрелой, но это еще не окончательная зрелость, человек только начинает приобретать и развивать качества, необходимые для создания семьи, новой ячейки общества. Человек учится заботиться о своем партнере, доверять ему и относиться с уважением, формируя взаимокомфортный союз.

При благоприятном прохождении данного этапа, человек устанавливает близкие отношения со своим партнером и ощущает готовность к тому, чтобы связать свою жизнь с человеком, которого выбрал и создать с ним семью.

Люди, у которых возникают неразрешимые сложности на данной стадии, в итоге ощущают одиночество, поскольку не сумели сформировать близость с другим человеком. Они чувствуют себя неспособными разделить с кем-то свою жизнь, отчаиваются и могут опустить руки.

Седьмая стадия. Средний возраст

Данная стадия развития длится в среднем с двадцати пяти до шестидесяти пяти лет. Она предполагает достижение человеком более зрелого возраста, когда тот всерьез начинает интересоваться судьбами других людей, которые находятся за пределами его семейного круга, а также формами следующих поколений и тем, какое будущее их ждет. Такое поведение обуславливается появлением ощущения сопричастности к человечеству в целом, и желанием заботиться о продолжении рода.

При благоприятном стечении обстоятельств, у человека возникают светлые мысли о будущем, он задумывается о том, что останется после него. Также, ему хочется жить дальше, быть продуктивным и приносить плоды окружающему миру.

При неблагоприятном исходе человек задумывается о своем существовании, о том, что оно, ни ему, ни другим не приносит радости, ему ничего не хочется делать, человек может ощущать себя никчемным. Так начинается стагнация, что впоследствии часто усугубляет проживание следующего жизненного периода, который ощущается для человека бессмысленным.

Восьмая стадия. Поздняя зрелость.

Заключительная стадия развития начинается приблизительно в возрасте шестидесяти пяти лет и продолжается до конца жизни. Данный этап является завершающим и характеризуется наступлением старости. В этот период у человека окончательно формируется его внутреннее «Я».

Это то самое время, когда человек подводит итоги своей жизни. На этом этапе люди делают мысленный обзор, перепросмотр своей жизни, они размышляют о своих достижениях, а также анализируют свои неудачи; вспоминают жизненные планы и то, каким образом и насколько им удалось их реализовать. Данный процесс позволяет понять, доволен ли человек всем тем, что с ним произошло за жизнь, как он воспринимает свой жизненный путь, что ему дал такой выбор, а что отнял.

При благоприятном стечении обстоятельств данного периода, у человека формируется целостность Эго, он обретает чувство всеобъемлющей удовлетворенности, осознавая, что жизнь прожил не зря. Он полностью принимает тот путь, который он прошел. В противном же случае, человека переполняет сожаление и отчаяние из-за того, что он прожил жизнь не так как ему хотелось, не полностью реализовал свой потенциал или упустил множество возможностей. Он ощущает глубокое неудовлетворение от того, кем он является, что происходит вокруг него и какие люди его окружают.

Эпигенетическая теория развития Эрика Эриксона позволяет проследить становление внутреннего «Я» и оценить важность каждого этапа развития.  Данные этапы являются естественными, и каждый человек, проходит через них, преодолевая различные препятствия на своем пути. Новообразования личности, формирующиеся в процессе прохождения каждой стадии развития, во многом зависят от социального взаимодействия индивидуума на каждом конкретном этапе. Теория Эриксона наглядно показывает, насколько сильна взаимосвязь человека и общества, что прослеживается на каждом уровне развития.

Как было описано выше, социум в значительной мере влияет на развитие человека. Так, порой, подобное влияние может становиться главным стимулом самосовершенствования личности, но с такой же долей вероятности влияние окружения может способствовать и разрушению личностного потенциала человека.

Список использованных источников:
  1. Крейг Г. Психология развития. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 992 с.: ил.;
  2. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие. /И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.
  3. Эриксон Э.Г. Детство и общество. - СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!



Прочитано 23421 раз

Медиа

августа 21, 2017
Факторы, влияющие на ослабление творческой активности.

Причины ослабления творческой активности Часть 2: Внутренние факторы

Нерациональное интеллектуальное потребление. С одной стороны, принято считать, что чем больше знаний, тем богаче потенциальный опыт. И с этим сложно спорить. Достойная интеллектуальная база, систематические занятия, образование всегда только на пользу…
июля 08, 2017
Инерция и ригидность мышления

Инерция мышления

В одном сборнике логических задач читателям было представлено следующее задание: «Археолог нашел монету, на которой было указано, что она изготовлена в 7 году до н. э. Но коллеги сразу сказали ему, что это подделка. Как они это определили?». Сам автор в конце…
декабря 06, 2016

Краткая биография Антона Павловича Чехова

Русский писатель Антон Павлович Чехов стал одним из самых известных русских писателей 20 века за рубежом благодаря тому, что одним из первых поставил вопрос о ценности отдельного человека. В своем драматургическом творчестве личность человека он сделал…
вверх