Найджел Латта «Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума»
Сегодня появляется все больше детоцентричных семей, когда родители озабочены воспитанием подрастающего поколения, отличным от того, которое было получено ими самими. И это хорошо: значит, есть некий неприятный, травмирующий опыт, заставляющий позавчерашних детей сегодня создавать иные условия для детей нынешних. Книги о воспитании множатся, заполняют прилавки, родители активно интересуются материалами в интернете. Конечно, среди всего этого изобилия немало полезного и действенного. Одной из таких практически ориентированных книг является работа автора Н. Латта с характерным названием.
Откровенно о наболевшем
Дети способны свести с ума своих родителей? О да! Эта точка зрения автора сквозит буквально в каждой главе. С характерным для него чувством юмора Найджел Латта размышляет о том, как сохранить рациональное начало и не поддаваться буре сокрушительных эмоций, которые – часто невольно – провоцируют дети. Очень важно, что сегодня и психологи, и сами родители дают себе позволение признавать, что устают от своих детей. Есть те, кто честно говорит даже о моментах ненависти. Это не исключает искреннюю родительскую любовь. Просто мозг ребенка и мозг взрослого работают по-разному, и неизменная роль ребенка – узнавать, ошибаться, не знать, попадать в жуткие ситуации. Роль родителя – оберегать и насыщать любовью. И если у первого (в норме) всегда достаточно сил для своей роли, то у родителя, помимо собственно родительской, есть масса иных ролей, которые тоже требуют энергии и сил. Эта книга – поддержка для родителей, диалог с теми, кто практически «на нуле». Это попытка дать конкретные рекомендации по выправлению самых запущенных, самых отчаянных ситуаций – в том числе, и в отношении тех семей, которые в нашей стране были бы признаны социально опасными.
Принципы воспитания, которые предлагает Найджел Латта
- Отношения не должны базироваться на страхе. Да, родитель – априори авторитарная фигура. Автор книги убедительно показывает, насколько не сработали методы демократического воспитания, популярные в Америке 60-х годов, когда взрослые, уставшие от насильственных методов в воспитании, стали обращаться с детьми на равных. Но авторитарность в данном случае означает установление жестких границ (и это снижает детскую тревожность), выполнение требований режима, подчинение в потенциально опасных для здоровья и жизни ситуациях. А вот страх именно перед самим родителем, его гневом, угрозой наказания – это ненормально. Найджел Латта осмысливает само слово «отношения»: ведь это означает взаимосвязи, двунаправленное взаимодействие, взаимность. И отношения, конечно же, скрупулезно формируются от момента зачатия и фактически до бесконечности – это не данность, а процесс.
- Проявление симпатии к ребенку. Конечно, в большинстве своем все родители любят своих детей. А часто ли мы можем похвастаться тем, что наш ребенок нам нравится? Вслушайтесь в разговоры родителей о своих детях: обычно обсуждаются проблемы, что он сделал не так, в какую передрягу попал, что у него не получается. Между тем, искреннее восхищение родителя, принятие необходимы ребенку как воздух. Вот почему очень важно проявлять симпатию к детям. Не просто подчеркивать их достоинства, но восхищаться внешностью, если это девочка, – просто так, без всякого повода, мальчиков не только хвалить за достижения, но подчеркивать такие качества, как великодушие, спокойствие, чувство справедливости и т. п. Да и просто демонстрировать радость, когда ребенок входит в комнату.
- «Дети – это пираньи», – утверждает Найджел Латта, и трудно не согласиться с ним. Только питаются эти пираньи вниманием взрослых. И его много не бывает. А как же иначе? Ребенок далеко не сразу от рождения осознает, что отражение в зеркале – это и есть он. Как же ему еще понять, что он – есть, что у него такой-то набор качеств, что он поступил плохо или хорошо – если не через реакции окружающих? У психологов есть термин «объективация» – это своеобразное отражение ребенка, трансляция ему информации о нем самом из окружающего мира, который на начальных этапах – его семья. Вот почему дети жадно поглощают наше внимание – оно просто жизненно им необходимо.
- «Поощрять хорошее, игнорировать плохое». Этот тезис стоит внимательно перечитать еще раз. Он очень важен. Как вы думаете, кто получит больше учительского внимания в классе – тихий отличник или хулиган, поминутно ерзающий за последней партой? Вот именно. А ведь теорию Скиннера никто не отменял: если мы получили подкрепление, мы будем вновь и вновь демонстрировать данный тип поведения. В искаженных формах даже отрицательное подкрепление (замечания, ругань) воспринимается как поощрение в виде солидной порции внимания. Нередко родители неосознанно подкрепляют плохое поведение активным вниманием, а за хорошее рассеянно гладят по голове и автоматически произносят «молодец».
- Установление границ. Это целая проблема для ряда поколений не только американцев, но и наших соотечественников. Иногда сложно устанавливать границы взрослым, которые не имеют собственных границ. Границы – это пределы дозволенного. Можно ли вашему ребенку пользоваться вашим телефоном? Может ли он без спроса выходить за пределы двора? Должен ли он делиться своими игрушками со всеми или вправе сказать «нет»? Имеете ли вы право без его разрешения выбросить из ящика для игрушек то, что кажется вам мусором? На эти и другие вопросы во многих семьях автоматически даются разные ответы. И все это – о важности границ, потому что их соблюдение и защита – едва ли не основной навык будущей жизни. От этого зависит популярность среди детей, успешность, отношения с противоположным полом – практически все важные сферы жизни.
- Принцип последовательности. Он заключается в том, чтобы не менять правила еженедельно, а раз приняв в семье, придерживаться их всегда. Именно так строится безопасный, предсказуемый мир, в котором ребенку комфортно и спокойно, потому что он улавливает причины и следствия.
- Невозможность прощения ужасного поведения. Автор книги имел дело с трудными детьми и подростками, поэтому справедливо утверждает, что нельзя безответственно относиться к моментам унижения достоинства родителя: если ребенок грубит, бьет родителей, это относится именно к ужасному поведению. Хотя это опять-таки можно отнести к соблюдению родителями личных границ. И вот такие поползновения следует четко, внятно и жестко пресекать. Вы – основа основ для ребенка. Если вы не уважаете себя, как это сделать ему?
- Разработка плана. В иных случаях это может стать действенным. План родительских действий должен иметь одну особенность: обязательно быть слаженным, с едиными требованиями и стратегиями поведения, иначе начнется хаос и беспредел. Именно подобный план в отношении очень сложной семьи и предложен автором в последней главе, где он приглашает читателя к совместной разработке этого плана. Довольно увлекательное занятие, если отнестись к этому со всей степенью ответственности.
- Поведение – это общение. Это мудрый подход: понять, что ребенок демонстрирует некий тип поведения не просто так – в нем всегда заключается послание, и оно всегда рассчитано на какой-то эффект. А вот разгадать это послание – задача взрослого, и судя по опыту автора, не столь сложная. Дети устроены очень просто, как полагает Найджел Латта, а потому никаких сверхсложных посланий они транслировать не будут. Каждое такое невербальное сообщение – это сигнал «мне плохо», «я доволен», «я расстроен» и т. п. Грамотно выявить причины поведения – половина успеха.
- «Никогда не сражайтесь с хаосом». Найджел Латта – сторонник рациональных поэтапных действий при изменении ситуации, которая выходит из-под контроля. И он в любом положении предлагает действовать следующим образом: точно описать происходящее; обозначить проблемы; выработать план действий; реализовать его. В общем-то, это стандартный алгоритм работы психолога, но родители нередко действуют под влиянием минутных импульсов, они активно вовлечены в ситуацию, поэтому не всегда им удается хладнокровно выполнять план. Что ж, в книге с названием «Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума» предлагается ряд ситуаций, когда поведение детей измотанным родителям казалось абсолютно неуправляемым – и каждая ситуация разрешилась благоприятно для всех.
Какие аспекты воспитания затронуты в книге?
Проблемы детей разного возраста: приучение ко сну грудного младенца, решение проблем с едой (в том числе, обсуждаются вопросы профилактики булимии и анорексии), детские истерики, агрессия, замкнутость, зависимость от компьютерных игр или телевизора, другие стороны поведения, которые не устраивают взрослых.
Вывод, который напрашивается сам собой, стар как мир, но для каждой семьи может звучать ново: начни перемены с себя. Важно помнить, что до определенного возраста именно мы – идеал и образец поведения, просто потому что иных моделей перед глазами ребенка нет. И с рождения малыш воспринимает мир сначала именно через родительскую призму. В норме у детей до 10 лет нет индивидуальных психологических проблем, психологи утверждают, что при обращении клиентов источников детских проблем только два – семья и школа. Книги наподобие этой помогут сознательным родителям снизить степень риска хотя бы одной. И сделать жизнь детей и родителей друг с другом счастливее.
Купить в Литрес Купить в OZON Купить книгу в Лабиринте
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Свежие статьи
- Исследование: процедура устранения граффити в общественном туалете
- Обзор 11 исследований: Современный взгляд на вред курения через призму научных публикаций
- Исследование: Сознание в колыбели или о возникновении младенческого опыта
- Исследование: Паттерны травм, связанные с когнитивно-моторной диссоциацией
- Исследование: Пол, возраст и зависимость от смартфонов в 41 стране