В настоящем разделе представлены труды, имеющее непосредственное отношение к философии экзистенциализма и производной от нее экзистенциальной психологии. Экзистенциализм (от лат. exsistere — существовать, выступать, показываться, становиться, обнаруживаться»).
Направление в европейской философии преимущественно послевоенного времени (после I-ой мировой войны), отражающее состояние кризиса позитивистского мышления, идеи прогресса, торжества разума. Порождение встревоженного и разочарованного сознания – экзистенциализм - обычно мыслится не столько как психологическое переживание мира и собственно места психического в бытии, сколько – на более глубоком уровне - как признание человеческой хрупкости, иррациональности, несостоятельности человеческих претензий на право быть рациональным центром мироздания.
Экзистенциальными принято называть множество философов, из которых вполне причислял себя к экзистенциалистам только Ж.-П. Сартр. Наиболее известные из них: Г. Марсель, М. Хайдеггер, К. Ясперс. Ключевое понятие экзистенциализма – экзистенция – форма проявления реальности бытия в человеческом сознании через переживание мира в топосах его влияния на индивида: страхе, надежде, чувстве вины и заботы, состояниях, которые связывают собственно человеческое с внеличностным, бытийным.
Психологический экзистенциализм акцентирует внимание на свободе выбора, которой, тем не менее, обладает человек. Кроме названных имен, в контексте исследований экзистенциализма упоминаются А. Камю, Э. Пачи, Н. Бердяев, Х. Ортега-и-Гассет, М. Мерло-Понти и другие. Наиболее активное влияние на литературу, искусство и философию, а также на психологическую науку экзистенциализм оказывал в первой половине 20-го века. Феноменологический метод описания человека считается наиболее адекватным тем задачам, которые ставил экзистенциализм, поэтому экзистенциальное (например, у Гуссерля и его последователей) смыкается с феноменологическим.
Проблему страха смерти пытались решить ещё в эпоху античности, и уже тогда обсуждение этой темы сопровождалось постоянными спорами великих философов. И до сих пор множество исследований психологов посвящено этому феномену [1]. Одно известно точно – постижение того, что мы не бессмертны и жизнь не бесконечна, имеет сильное влияние на нашу… подробнее
Имея еврейские корни, Виктор Франкл в годы Второй Мировой войны оказался в немецком концентрационном лагере. И, что совершенно поражает, оказался и там не просто выживающим, но, в том числе, – профессионалом, исследующим человеческую психику в самых экстремальных условиях, в тех, которые никогда не появятся в любом искусственно созданном эксперименте. Там,… подробнее
Магия эпиграфа: одна из последних книг И. Ялома, психотерапевта с мировым именем, предварена большой цитатой из «Размышлений» Марка Аврелия, которая заканчивается так: «Всегда помни, что скоро ты станешь никем и нигде». Действительно, 81-летний практикующий психотерапевт неизбежно, иногда очень часто жестко сталкивается с проблемой умирания, восприятия смерти, страхами и тревогами –… подробнее
Эта статья посвящена философскому и психологическому осмыслению проблемы смерти. Основной акцент сделан на экзистенциальной философии и психологии ХХ века. Анализируются философские предпосылки психологических теорий. Автор обращает внимание как на теоретические, так и практические концепций связанные с проблемой смерти. Постановка проблемы, цель статьи Смерть, как проблема философии и психологии, берет свое… подробнее