Меню
Понедельник, 11 июля 2016 00:27

Антисценарий по Эрику Берну и борьба человека за свою свободу

Человеческая свобода всегда высоко ценилась, в любое время, во всех культурах. Возможность быть таким, какой ты есть на самом деле или исправить в себе то, что мешает для реализации себя целиком и полностью, избавиться от мыслей, что ты кому-то чем-то обязан и при любых обстоятельствах оставаться верным себе – не это ли есть настоящее счастье? Мы живем в социуме, а значит, приходится считаться с окружающими, порой мы сами не замечаем, что увязли в чужих играх, которые не приносят нам ни удовольствия, ни радости общения.

Пережитки прошлого

Если у человека есть действительно близкие отношения, здоровые и не причиняющие психологического вреда, этот экземпляр – счастливчик! Никакие игры ему не нужны, тешить свое эго он не собирается, он счастлив и свободен. Но не всем так по-крупному везет, большинство из нас вынуждены продолжать игру, чтобы поддерживать социальные связи и душевное равновесие, к тому же, наша психика не выдерживает стрессов, возникающих при некоторых формах близости.

Но игры – это лишь компонент сценария, они приближают развязку, какой бы она ни была, параллельно давая выигрыши за участие, чтобы ожидание не казалось таким долгим. Проблема в том, что самому разобраться в уготованной участи бывает достаточно сложно. Возможно, на примерах своего поведения, Вы поймете какого типа Ваш сценарий, и счастье, если он будет конструктивным. С деструктивным сценарием бороться гораздо сложней, здесь Вы столкнетесь с большими противоречиями и страшными силами, которые с удовольствием захотят сопровождать Вас всю жизнь. И когда все закончится, а закончится все плохо, вплоть до тюремной камеры и смерти, будет поздно жить без страха и стремиться к близости.

Эрик Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди» говорит о том, что «для человечества в целом нет надежды, но для отдельного человека она есть»[1, 158]. Каждый, кто желает измениться, должен осознать, что свободно и счастливо жить можно, именно подлинная близость должна быть идеалом действительности и путь в настоящее сегодня зависит только от нас. Вырваться из оков замкнутого круга, в которые мы попадаем с рождения, которые перенимаем у своих родителей, а они, в свою очередь, у своих, сценарии, по которым нам жить всю жизнь, основанные на детских иллюзиях, все это реально исправить.

Антисценарий

Сценарий зарождается в детстве, человек уже в ранние годы решает для себя, что для него будет важно в будущем, какую жизнь он проживет, с кем свяжет свою судьбу и как умрет. Когда индивид начинает вести себя не так, как обычно поступал в жизни, принимает намерения, не свойственные ему, транзактные аналитики называют подобное поведение антисценарием. Интерпретировать его можно следующим образом:

  1. Человек перешел на антисценарий после сценария.
  2. Человек живет согласно своему антисценарию и нетипичное поведение – проявление сценарных указаний.
  3. Человек вышел из своего сценария, найдя противодействие.
  4. Человек переходит от одной сценарной директивы к другой, согласно программированию родителей.
  5. Человек выполняет родительское поручение действовать именно так, придерживаясь своего сценария.
  6. Человек лишился надежды претворить в жизнь сценарий и сдался.
  7. Человек вышел из сценария благодаря работе над самим собой или при помощи транзактного аналитика.

Грубо говоря, антисценарий – это сценарий наоборот. Даже если человек поступает категорически отрицая запрограммированное, он делает это исходя из основы, то есть оглядываясь и сверяясь с закрепленными родителями установками. Делая обратное назло - не обретешь свободу. Освобождение от догматических положений происходит только благодаря осознанному выходу из сценария.

Пошаговая инструкция для выхода из сценария

  • привести психику в стабильное состояние;
  • сформировать и укрепить жизненные позиции (иначе при выходе из сценария есть риск заработать психоз);
  • осознать настоящее, быть мыслями здесь и сейчас;
  • подружиться со спонтанностью – сделать свое поведение естественным, прислушайтесь к своему Ребенку, он научит Вас видеть и замечать то, на что Вы в последние годы не обращаете внимания;
  • действуйте рационально, учитывайте не только свои интересы, но и интересы окружающих (разумеется, в разумных пределах);
  • освободиться от родительского программирования, навязанного Вам в детстве;
  • самостоятельно или при помощи транзактного аналитика выявить предписанный Вам сценарий и избавиться от детских иллюзий;
  • при необходимости получить «разрешение» от значимого для Вас человека;
  • познать истинную близость;
  • наслаждаться жизнью.
Литература:
  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / пер. с англ. А. Грузберга. – М.: Эксмо, 2012. – 576 с.
  2. Берн Э. Трансакционный анализ в психотерапии / пер. с англ. А. Грузберга. — М.: Эксмо, 2009. — 416 с.
  3. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социал.-психол. и психиатр. аспекты. – Мн.: Беларусь, 1988. – 207 с.
  4. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2005. – 976 с.
  5. Харрис Т. Э. Я – О’Кей, Ты – О’Кей: Пер. с англ. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2014. – 255 с.
Автор: Наталья Турцева
Социальный психолог

Публикуется в авторской редакции


Купить книгу в Литрес Купить книгу на ОЗОН Купить книгу в Лабиринте

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!



Прочитано 17173 раз
марта 04, 2020
«Джедайские техники» М. Дорофеева

«Джедайские техники» М. Дорофеева: от прокрастинации и потерь к высокой личной эффективности

Прокрастинация, низкая продуктивность, отсутствие эффективного плана работы… Все это проблемы, до боли известные современным менеджерам и обычным людям, увлекающимся саморазвитием. Литературы на тему прокрастинации и ее андипода — высокой продуктивности —…
февраля 23, 2020
Принстонский эксперимент: «Добрый самаритянин»

Принстонский эксперимент: «Добрый самаритянин»

Религия традиционно считается благом для человечества. Ведь она делает людей лучше, чище, добрее. Так думают многие, но действительно ли религиозные люди более склонны помогать другим в беде? Думая о Боге и о спасении своей души, становятся ли они более…
декабря 22, 2015

Биография Карла Густава Юнга

Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии». Его учитель - основатель психоанализа Зигмунд Фрейд только приоткрыл бездну бессознательного человека, Юнг эту бездну сделал общечеловеческой. Он ввел понятие…
вверх