Меню
Понедельник, 08 января 2024 21:58

Исследования по теме: зрительный контакт

Визуальный контакт начинается с момента, когда наши глаза встречаются с глазами других людей. Этот невербальный сигнал может быть одним из первых и самых мощных способов установления связи между людьми. Он отражает не только наше внимание на собеседника, но и степень нашего увлечения и заинтересованности в разговоре или ситуации.

Содержание:

Ощущение, что на тебя пристально смотрят (1898)

Зрительный контакт способствует повышению или понижению внимания в разговоре (2021)

Нейронные корреляции зрительного контакта и социальной функции при расстройствах аутистического спектра (2021)

Современные исследования по этой теме проводятся с использованием различных методов. Одни из них анализируют движения зрачков для понимания уровня вовлеченности в беседу, другие - изучают динамику взаимодействия глазного контакта в групповых обсуждениях или в разных культурных контекстах. Такие исследования позволяют нам углубить наше понимание влияния визуального контакта на наше общение и поведение.

Важно отметить, что визуальный контакт может нести различные значения в разных культурах и средах. Он может быть знаком уважения и вежливости, а в некоторых случаях - даже вызывать дискомфорт или стресс.

Однако, несмотря на разнообразие его проявлений и значения в разных ситуациях, зрительный контакт остается одним из ключевых элементов эмоциональной и интеллектуальной коммуникации. Он помогает нам устанавливать связи, понимать друг друга, создавать глубокие отношения и является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Исследования в этой области играют важную роль в нашем понимании того, как визуальный контакт формирует наши взаимоотношения и влияет на нашу способность эффективно общаться и взаимодействовать с окружающими нас людьми.

Мы собрали несколько исследований по теме «зрительный контакт», чтобы мы могли быстро ознакомиться с их результатами.

Ощущение, что на тебя пристально смотрят (1898)

Многие люди испытывают ощущение, будто их пристально рассматривают, даже когда рядом нет других людей, особенно за городом. Эдвард Титченер, психолог, впервые попытался научно исследовать эту проблему еще в 1898 году. Его эксперименты с утверждениями студентов о том, что их наблюдают, показали, что вероятность угадать, когда на них смотрят, не превышает случайного угадывания (1). Например, если на человека смотрят в половине случаев, а в другой половине нет, то даже при большом количестве попыток угадать верно можно лишь в 50% случаев. Точность "угадывания" оказывается такой же, как при бросании игральных костей.

В 1980-е годы исследователи, самоопределяющиеся как парапсихологи (хотя многие ученые отрицают научную обоснованность парапсихологии), вернулись к изучению этой темы. Некоторые эксперименты, в которых наблюдатели через телекамеру "смотрели" на людей, показали уровень верных предсказаний до 70%. Однако при попытках повторить эти исследования другими, не связанными с парапсихологией, людьми результатов не получалось. Подробное изучение первоначальных работ выявило недостаточную случайность - то есть распределение вероятности того, что кто-то наблюдается через камеру, было некорректным (эксперименты были плохо организованы или имели ошибки).

Позднее, парапсихолог Руперт Шелдрейк провел лучше организованные эксперименты, в которых средний процент угадываний составил немного более 53%. Интересно, что два участника эксперимента значительно чаще угадывали, наблюдают ли за ними, чем можно было бы ожидать случайным образом. Хотя существует серия обзоров этой темы (но к ним нужно подходить критически), в его исследованиях тоже возникли вопросы по поводу рандомизации. Попытки повторить их с другими людьми и измененным порядком рандомизации не дали результатов. Тем не менее, стоит отметить, что если такая "способность" реально существует, но проявляется редко (два участника были случайно отобраны Шелдрейком из обычной аудитории), то надеяться на повторяемость эксперимента достаточно сложно.

Зрительный контакт способствует повышению или понижению внимания в разговоре (2021)

Ученые из Университетского колледжа Лондона (Великобритания) обнаружили (2), что процесс не настолько прост, как казалось. Они опубликовали результаты своего исследования в журнале PNAS, проведя эксперимент с несколькими парами студентов. Участники надели специальные очки, позволяющие исследователям отслеживать движения их зрачков, и в течение 10 минут сидели напротив друг друга, разговаривая. Этот диалог был записан на аудио и видео. В рамках эксперимента студентов попросили посмотреть видеозапись своего разговора после того, как они разошлись по разным комнатам. Затем добровольцы должны были честно оценить, насколько они были заинтересованы в беседе. Исследователи анализировали динамику изменения размеров зрачков участников во время разговора.

Результаты указали на то, что участники вступали в визуальный контакт, когда синхронность их зрачков достигала пика. После этого синхронность резко снижалась и восстанавливалась только после прекращения визуального контакта. Это исследование показало, что для интересного разговора необязательно постоянно смотреть друг на друга, но взгляды нужно периодически направлять на собеседника. Разрыв визуального контакта помогает придать разговору свежесть и вдохнуть в него новую жизнь.

Нейронные корреляции зрительного контакта и социальной функции при расстройствах аутистического спектра (2021)

Исследователи из Йельского университета в США выявили, что определенные области мозга в задней части теменной коры, связанны с социальной симптоматикой аутизма. Исследование, описанное в журнале PLOS One, показало, что реакции этой части мозга на человеческие лица и визуальный контакт могут стать индикатором для диагностики расстройств аутистического спектра (РАС) и эффективности лечения таких состояний.

В ходе эксперимента пары взрослых, включающие здоровых участников и пациентов с РАС, анализировались на предмет активности мозга во время коротких диалогов. Это было осуществлено с помощью функциональной спектроскопии в ближней инфракрасной области - метода неинвазивной оптической нейровизуализации. Участники эксперимента носили специальные шапочки с множеством датчиков, излучающих инфракрасный свет в их мозг и фиксирующих изменения световых сигналов во время взгляда на лицо и в процессе визуального контакта.

Оказалось, что участники с РАС имели значительное снижение активности в области задней части теменной коры при визуальном контакте по сравнению с здоровыми участниками. Более тяжелые социальные симптомы РАС коррелировали с еще меньшей активностью в данной области мозга. У здоровых испытуемых нейрональная активность согласовывалась во время визуального контакта с собеседником, но не при взгляде на человеческое лицо на видеозаписи. У людей с РАС такой синхронизации не наблюдалось, что согласуется с их трудностями в социальном взаимодействии. Эти выводы не только углубили наше понимание нейробиологии аутизма и социальных различий, но также помогли выявить основные нейронные механизмы, лежащие в основе социальных взаимоотношений.

Источник:
  1. E. B. Titchener «The Feeling of Being Stared At», 1898 // https://www.jstor.org/stable/1626360?seq=1
  2. Sophie Wohltjen «Eye contact marks the rise and fall of shared attention in conversation», 2021 // https://www.pnas.org/doi/10.1073/pnas.2106645118
  3. Joy Hirsch «Neural correlates of eye contact and social function in autism spectrum disorder», 2022 // https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0265798

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!



Прочитано 6359 раз
января 30, 2016

Спорные вопросы теории сознания Д.Чалмерс Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории

Сознание — один из главных объектов и гуманитаристики, и естественных наук. Что есть сознание, как оно производится, как переживаются его феномены. Как вообще мыслящее существо способно представлять красное, ощущать именно то, а не иное чувство и именно так,…
декабря 22, 2015

Биография Карла Густава Юнга

Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии». Его учитель - основатель психоанализа Зигмунд Фрейд только приоткрыл бездну бессознательного человека, Юнг эту бездну сделал общечеловеческой. Он ввел понятие…
декабря 19, 2018
Психологические защиты: коварство или польза?

Коварство и многообразие психологических защит

В статье систематизирован огромный пласт материалов, собранных И. Л. Викентьевым. Все они посвящены формированию, развитию и осмыслению бессознательных и сознательных психологических защит, которые сохраняют психику человека от стрессогенных и разрушительных…
вверх