Истоки обиды: рассказ об астрологии, Sci-Hub и трансформации гнева
На примере недавнего конфликта в сфере научно-популяризаторского сообщества рассмотрим такую проблему как обида. Выясним, что такое обида, откуда она берется и как ее побороть. Узнаем, что думали по поводу обиды такие психологи и психиатры как Эрик Берн, Беррес Скиннер, Альфред Адлер. А также — что делать, чтобы самому избавиться от обиды, и как себя вести, если обижен другой человек?
Рассмотрим проблему обиды, проанализировав конкретный широко известный случай. Пример для иллюстрации выбран не случайно, он довольно четко отражает характерный образ мыслей обидчивых людей, и частично проливает свет на причину обидчивого поведения. Речь пойдет о недавнем нашумевшем конфликте между создателем портала Sci-Hub Александрой Элбакян и представителями российского научного сообщества.
Коротко о конфликте: Элбакян vs научное сообщество
Если попытаться коротко (для нашего анализа этого будет достаточно) проследить цепочку событий, которая привела к конфликту, получится примерно следующее:
1) В 2011 году Александра Элбакян, выпускница Казахстанского национального технического университета имени К. И. Сатпаева по специальности “Информационная безопасность”, создала портал Sci-Hub — интернет-ресурс, предоставляющий доступ к миллионам научных статей и других трудов. Sci-Hub свободно распространял научные публикации, защищенные авторским правом, за что был заблокирован в ноябре 2015 года по постановлению суда США, но возобновил работу в том же месяце под другим доменом.
2) Александра Элбакян неоднократно публикует материалы на тему астрологии, и регулярно получает негативные отзывы (с мотивированной критикой этой “науки” от своих подписчиков и целевой аудитории портала, т. е. научного сообщества) — что неудивительно, ведь астрология как минимум с середины прошлого века воспринимается в научном мире как псевдонаучное течение и шарлатанство. Комментарии в группе ВК под постами Элбакян закрыты по понятным причинам: она не дает возможности дискутировать о своих публикациях — вероятно, слишком много пользователей пришлось бы блокировать. В глазах большинства людей астрология имеет к науке такое же отношение, как религия.
- Корень “логос” в астрологии — случайный гость. Неоднократные попытки верифицировать это учение не увенчались успехом. Например, работа Мишеля Гоклена (та, в которой описывался Эффект Марса — гипотеза о предполагаемой зависимости спортивных достижений человека от положения планеты Марс в момент его рождения) не получила признания в научном сообществе из-за того, что тот допускал систематическую ошибку, отбирая для опыта только тех людей, чьи данные о моменте рождения подтверждали его теорию [1].
- Самое распространенное объяснение популярности астрологии можно найти в Эффекте Барнума-Форера. Чечко Ирина недавно писала об этом эффекте в нашем журнале [2].
- Одним из наиболее убедительных доказательств ложности астрологии считается почти 50-летний эксперимент, начатый в 1958 году английскими учёными [3] и продолжающийся по настоящее время. Исследователи изучили более 2,1 тысяч человек, родившихся с одинаковым интервалом времени (так называемых «временных близнецов»). Ожидалось, что они будут близки по профессии, по складу ума, по привычкам и т. д. Но, к сожалению для всех любителей астрологии, они оказались столь же отличны друг от друга, как и люди, родившиеся в разное время под любыми другими знаками Зодиака..
3) В 2017 биологи из России и Мексики решили назвать подвид паразитов-наездников (одно из крупнейших и наименее изученных семейств членистоногих) в честь Элбакян. Они пояснили, что "Вид назван в честь Александры Элбакян (Казахстан/Россия), создателя сайта Sci-Hub, в признание ее усилий, направленных на то, чтобы научное знание было доступно всем исследователям [4]."
4) С 05.09.2017 сервис Sci-Hub прекращает работу на территории Российской Федерации.
А. Элбакян закрывает портал с такой мотивацией: "Причинами для этого стало крайне неадекватное, оскорбительное поведение российских ученых в адрес создательницы сервиса. ..." А. Элбакян заканчивает свое объяснение словами: " … Варитесь в своем дерьме сами, а мне это тоже надоело, российская наука с возу - кобыле легче. Высвободившиеся ресурсы я направлю на свои исследования. Как принято говорить в России: всего вам доброго, хорошего настроения, здоровья и главное Православия побольше. Проект скорее всего потом как-нибудь продолжит работу, но уже без вас. С уважением, Александра, создатель сервиса Sci-Hub."
5) 9 сентября А. Элбакян вернула доступ к сайту Sci-Hub для россиян. В интервью с Аллой Астаховой [13] она упоминает: “— Примерно за пару дней до того, как я сделала первую версию Sci-Hub и опубликовала её на форуме, мне приснился такой сон. Я нахожусь в Российской академии наук, которая выглядит как жилой дом. Там темно и на диванах в странных позах спят люди. Я поворачиваю выключатель, и внезапно свет вспыхивает во всем 12-этажном здании. Люди, видя это, очень радуются. Затем я выхожу и выключаю свет, везде раздаются недовольные возгласы. Тогда я включаю его вновь.”
Очевидно, что это не первое и не последнее проявление обиды А. Элбакян. Так, например, сама Элбакян в интервью журналу Нэйкед Саенс [10] сообщает, что во время закрытия Фонда Династия создала опрос в своей группе ВКонтакте: “что важнее для науки: «Династия» или Sci-Hub?” и всех, кто проголосовал за Фонд Династия забанила. Мотивировала это так: “зачем мне в группе Sci-Hub человек, который поддерживает оскорбления сторонников фонда в мой адрес?”. Ключевая часть фразы Элбакян, как мы покажем далее, это: “зачем мне...?”.
Ценность этого примера для настоящей публикации в том, что случай публичный, и в нем ярко проявляется реакция человека на обиду, критику, шутки или комментарии, противоречащие его ожиданиям и его самооценке.
Мы еще вернемся к Александре Элбакян, и вы поймете, почему пример “яркий”. А пока давайте разберемся с истоками обиды.
Что такое обида?
Обида — это неприятное чувство, которое по ощущениям можно сравнить с физической болью. Часто чувство обиды возникает в результате уязвления самолюбия (от оскорбления или предательства), и воспринимается человеком как рана.
Таким образом, обида — это реакция человека на оскорбление/предательство, а также вызванные этим отрицательно окрашенные эмоции. При этом реакция может быть выражена не только переживаниями, но и соответствующими действиями.
Обида представляет из себя глубоко подавленный гнев, который возникает в результате унижения. Но кроме гнева по отношению к обидчику, чувство обиды включает в себя еще одну обязательную часть — жалость к самому себе. Когда после оскорбления гнев не может быть выплеснут (из-за усвоеной модели поведения, при которой гнев не выплескивается, а подавляется) — проявляется чувство обиды.
В целом можно выделить три основных вида реакции на оскорбления (настоящие или мнимые,которые только в голове оскорбленного — в данном случае это неважно):
- 1) Гнев — он возникает, если человек очень гордится собой и считает себя важной персоной. Обычно эта реакция выражается в виде возмущения.
- 2) Гнев с последующим подавлением и его трансформацией в обиду из-за жалости к себе. Жалость к себе возникает в тех случаях, когда в процессе взросления человек приучился маскировать свою важность/значимость даже перед самим собой (комплекс неполноценности). В этом случае человек “проглатывает” возмущение (т. к. опасается своего оппонента), но при этом чувствует, что с ним поступили несправедливо. Он хочет наказать “зло” (обидчика), и сделает это при любой возможности.
- 3) Анализ ситуации в позитивном ключе (проявляется в самоиронии или равнодушии) — зрелая реакция сформировавшейся личности. Человек делает выводы, и старается не допускать повторения инцидента (например, перестает общаться с оскорбившим). Или вообще не принимает произошедшее всерьез: спорщик, перешедший на оскорбления, кажется ему забавным.
Что такое обида по Эрику Берну
Интересное описание механизма обиды есть у американского психолога и психиатра Эрика Берна. Эрик Берн известен прежде всего, как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа. По выявленным им сценариям некоторые люди склонны систематически проявлять обиду и интерпретировать события таким образом чтобы быть в позиции обиженных постоянно, так они "собирают голубые и коричневые купоны".
Купоны — это ощущения. Вот что пишет Эрик Берн в книге “Люди, которые играют в игры”: "На профессиональном жаргоне выигрыши называются купонами. «Хорошие» ощущения – это «золотые» купоны, а неприятные или раздражающие – «коричневые» купоны. В нашем случае пациентка получила фальшивый золотой купон, испытав фальшивое торжество, а терапевт – коричневый купон, что вполне обычно [5]."
Некоторые люди как будто ищут обиду. Они не только реагируют таким образом на любую ситуацию, но и сами провоцируют обидчиков. В книге “Психика в действии” Берн объяснил, зачем они это делают. Это такой способ “наказания” самих себя:
Как либидо отчасти обращено на самого индивида, проявляясь самоуважением, самолюбованием и самозащитой, так и мортидо направлено внутрь энергией самобичевания. Когда человек делает что-то несовместимое с поведением, усвоенным в младенческом возрасте как должное, часть его мортидо зажигает в сознании порицающие образы отсутствующих родителей. Чувство, возникающее, когда мы делаем то, что делать не должны, называют чувством «вины». Даже если индивид не сознает своей вины, неудовлетворенное напряжение внутренне направленного мортидо, вызываемое «греховным» поступком, проявляется как «потребность в наказании». Чувство вины и потребность в наказании означают, что бессознательные и сознательные образы родителей или лиц, их заменяющих, активизируются, грозя наказать его, как это делали в далеком прошлом реальные люди. Пока эта потребность в наказании не удовлетворена, она продолжает существовать, и напряжение может накапливаться годами, побуждая человека снова и снова навлекать на себя неприятности в стремлении получить облегчение [11].
Берн приводит интересный пример проявления гнева через обиду, и описывает последующую реакцию (“наказание” обидчика):
“В несколько более позднем возрасте ребенок может выражать свой гнев более агрессивно – кусаться. Он способен кусать материнскую грудь до крови. Здесь – как и в том случае, когда мужчина убивает женщину, которую любит, – для удовлетворения мортидо используется тот же объект, что и для удовлетворения либидо. Для младенца самый эффективный способ «устранить» обидевший его предмет – съесть его. И если он хочет, чтобы обидевшая его грудь исчезла, он пытается ее откусить (всегда при этом подразумевая, что после подобного наказания грудь появится снова и будет снова должным образом кормить его). К счастью, зубы в таком возрасте обычно развиты еще недостаточно, чтобы ребенок мог зайти в этом направлении слишком далеко [11] ."
Согласно теории Эрика Берна, человек все время находится во власти игры, сценария, вынужденной реакции или необходимости поступать тем или иным образом, чтобы "собирать" те ощущения, к которым бессознательно стремится из-за склада своей личности (как правило, сформированного в результате воспитания). Если ваши родители использовали какие-то сценарии, то вы привыкаете пользоваться теми же сценариями. Эта привычка двигаться по одному и тому же маршруту может быть разрушена только принятием и осознанием ее наличия. Человек должен понять, что он “ходит” по маршруту сценария (или играет в игру). Но, как правило, для этого нужно измениться и перейти из состояния “ребёнка" в состояние “взрослого", что для людей, не готовых расставаться со своими убеждениями/верой, сделать довольно трудно или порой просто невозможно.
Что такое обида по Скиннеру
С другой стороны описывает природу обиды американский психолог, изобретатель и писатель Беррес Фредерик Скиннер. Напомню, Б. Скиннер разработал теорию усиления мотивации (опубликована в 1938). Он выявил предпосылки эмоциональной реакции обиды у лишенного вознаграждения человека, связывая появление этого чувства с непроявленными ожиданиями.
В какой-то степени чувство обиды — это когнитивный диссонанс между настоящим миром и внутренним ожиданием, непроявленном в реальности, но уже сложившимся в голове испытывающего обиду.
Некоторые психологи, издававшиеся позднее, писали примерно о том же. Например, Ю. М. Орлов в своей книге "Обида и Вина" 1990 года, не ссылаясь на Б. Скиннера, приводит такое объяснение чувству обиды:
"Для осознания структуры обиды нужно будет ответить на вопрос о том, каковы те автоматические умственные действия, в результате которых вырабатывается обида? Разберем эту ситуацию детально от первого лица. Я — обиделся. В обиде можно выделить три элемента:
А) мои ожидания относительно поведения другого человека, ориентированного на меня; нам уже ясно, что в этих ожиданиях мой ум моделирует то, как он, обидчик, должен был бы вести себя применительно ко мне;
Б) акт восприятия поведения другого, которое неблагоприятно отклоняется от моих ожиданий в неприятную для меня сторону;
В) умственное действие сличения моих ожиданий и реальности, то есть оценка этого поведения путем сличения с моими ожиданиями; в результате — «разорванность» моей души. Именно это причиняет страдание, именуемое обидой. Следовательно, ум сам вырабатывает эту эмоцию. Любое рассогласование ожиданий и реальности, действия и результата, то есть любая дезинтеграция целого, вызывает неприятность. Даже такие пустяки: я вошел в темную комнату и нажал на выключатель, но света нет, здесь должен лежать нужный мне карандаш, а его нет. Ступенька должна быть, а ее не оказалось, и боль перелома является расплатой за ошибку. В этих случаях для нас ясно, что возникает рассогласование между моими ожиданиями и реальностью, которое и порождает страдание [6] . "
Трактовка чувства обиды Ю. Орловым кажется нам несколько поверхностной. Мы рискнем предположить, что “любое рассогласование ожиданий и реальности” является необходимым, но недостаточным условием для обиды. Так как мы не обижаемся, например, на камень, если споткнулись, или на напавшее на нас животное. Если речь идет об инстинкте или программном поведении, вы можете обижаться на неодушевленные предметы, только если наделяете их качествами одушивленных, что бывает часто у детей и намного реже у взрослых. Дети могут испытывать гнев по отношению к неодушевленным предметам, но взрослые обычно анализируют ситуацию — это основное отличие сформированного индивида от инфантильного. В результате анализа взрослый человек понимает, что споткнулся сам, и тут некого винить, или делает вывод, что нужно быть осторожней... Делать умозаключения и выводы, как ни странно, тоже особенность зрелого ума, и не всем взрослым с виду людям эта возможность доступна в полной степени. Вероятно, причина тому — изменчивость головного мозга, и было бы наивно требовать от каждого человека развивать контр-инстинктивные навыки.
Что такое обида по Альфреду Адлеру
Альфред Адлер — один из классиков психодинамической психотерапии, создатель индивидуальной психологии, известный австрийский психолог и психиатр. Адлер ввел понятие “комплекс неполноценности” — чувство собственной ущербности, которое вызывает стресс, принуждает совершать психологические обходные маневры и дает компенсаторный импульс, направленный к обретению иллюзорного чувства собственного превосходства.
Комплекс неполноценности — понятие, которое хорошо прижилось в психологии и, во многом благодаря непониманию его природы, стало отрицательным ярлыком. На самом же деле, по мнению А. Адлера, комплекс неполноценности иногда может выступать в роли позитивного стремления, и на уровне инстинктов помогать человеку преодолевать трудности — это некая движущая сила для адаптации к трудностям природы.
Но зачастую комплекс неполноценности становится тем психическим процессом, который может дать толчок для развития чувства непомерного честолюбия.
“Глубокий комплекс неполноценности, пропитавший всю его душу, дал толчок для развития непомерного честолюбия, неконтролируемого стремления к превосходству и самоутверждению, которое непрерывно искажало его отношения с внешним миром. Чем меньше он говорил, тем больше его душу заполняли, и днем и ночью, грезы о триумфах и победах [7].”
“Именно чувство неполноценности, неадекватности и неуверенности определяет цель существования индивидуума. Желание быть центром всеобщего внимания и требовать внимания родителей появляется уже в первые дни жизни. Здесь можно обнаружить первые признаки того, что пробуждающееся желание добиться признания развивается параллельно чувству собственной неполноценности. Цель этого желания — достичь такого положения, когда индивидуум выглядит превосходящим свое окружение [7] .”
Непомерное честолюбие, в свою очередь, может вызвать гнев и, как следствие, сильное чувство обиды. Объектом этого чувства становятся люди, которые уязвили своими действиями или словами это самое непомерное честолюбие. Таким образом, корни неполноценности уходят в придаваемую самому себе значимость. В итоге получается, что причина жалости к себе кроется в самомнении и чувстве собственной важности.
Еще в начале прошлого века, в 1931 году, в книге “Понять природу человека” А. Адлер писал:
“Говоря о применении гнева, мы имеем в виду индивидуумов, у которых это чувство наличествует всегда и является привычной, ясно выраженной реакцией. Некоторые люди систематически используют гнев для достижения своих целей, поскольку они не знают других способов решения своих проблем. Обычно это надменные, очень обидчивые люди, которые не могут вынести, когда кто-нибудь стоит выше них или даже наравне с ними, которые сами должны стоять выше других, чтобы быть счастливыми. Соответственно, они постоянно настороже на случай, если кто-нибудь приблизится к ним на слишком близкое расстояние или оценит их недостаточно высоко. Недоверчивость — вот черта характера, чаще всего сопутствующая подобной чувствительности. Такие люди не могут довериться себе подобным. Их вспыльчивость сопровождается другими, находящимися с ней в тесной связи, чертами характера — обидчивостью и подозрительностью. В экстремальных случаях можно увидеть, например, как чрезвычайно честолюбивый индивидуум уклоняется от любых серьезных задач и оказывается не в силах приспособиться к жизни в обществе. Если ему в чем-либо откажут, ему известен лишь один способ отреагировать на это. Он выказывает свой протест образом, обычно весьма болезненным для окружающих; [...]. Вследствие этого подобные вечно разгневанные люди вскоре оказываются в состоянии конфликта со всем миром [7] .”
Если мы придаем важность своей персоне, то мы сильно переживаем по поводу проблем, с которыми сталкиваемся. Трудности не мотивируют на преодоление препятствий, а вызывают жалость к самому себе. Если же мы не чувствуем чрезмерной важности себя, то не чувствуем и жалости. Позицию безжалостности по отношению к себе можно проиллюстрировать распространенной фразой “сам виноват” или "Кому сейчас легко?!".
Интересное подтверждение вышеупомянутой гипотезе Адлера можно найти на странице Александры Элбакян. Она опубликовала изображение с плакатной зарисовкой на манер советских времен, демонстрирующее проблему неравноправия и, выражающее, по всей видимости, озабоченность Элбакян вопросами гендерного неравенства.
По поводу особенной реакции женщин, Альфред Адлер в своей книге "Воспитание Детей" пишет: "Нелегко исправить существующую ситуацию, потому что нередко не только отцы, но также и матери считают справедливым наличие у мужчин привилегий, и в соответствии с этой идеей они и воспитывают своих детей. Они учат детей тому, что власть мужчины оправдана, и их мальчики требуют подчинения себе, чему девочки и подчиняются. Детям следует знать, и как можно раньше, к какому полу они принадлежат, а также то, что их пол неизменяем. У женщин, как уже было отмечено, с течением времени развилось чувство обиды из-за присвоения мужчинами себе власти и превосходства. Особенно эта обида выражается в том, что женщина отказывается от признания своего пола и стремится, насколько это возможно, поступать как мужчина. Индивидуальная психология назвала этот феномен «мужским протестом». Сопутствующие симптомы, такие, как деформация или остановка в развитии, часто вызывает у взрослых сомнение относительно их пола, когда речь заходит об анатомической конституции (присутствие мужских физических признаков у девочек и женских у мальчиков). […] Худосочность и некрасивость девушки также часто ведут к уходу от жизненных проблем, потому что мы переоцениваем красоту [8]."
Обида Александры Элбакян или "Варитесь в своем дерьме сами"
Глубокая река не возмутится от того, что в неё бросить камень. Так же и человек: если он возмутился оскорблениями, он подобен не реке, а луже. Саади Ширази
Причиной обиды часто называют чувство уязвленного самолюбия, реже поводом считают жалость к себе. Нам кажется очевидным, что жалость к себе является результатом завышенной самооценки, зацикленности на себе, самовлюбленности — и рано или поздно она приводит к обиде.
Эту мысль можно проиллюстрировать таким примером. Давайте устроим экспресс-тест на взрослую личность: представим ситуацию, что кто-то хотел вас оскорбить и нарисовал карикатуру в виде паразита с вашим лицом. Какие эмоции это у вас вызовет?
Эмоционально взрослый человек не станет долго обижаться на кого бы то ни было, как максимум — он будет испытывать равнодушие по отношению к недружественному объекту. Эмоционально взрослый человек превращает обиду в самокритику и меняет себя под внешние обстоятельства. Он адаптируется под среду, а не старается переделать мир под свои ожидания.
Инфантилизм, или неспособность адекватно оценивать окружающую действительность — это настолько часто встречающееся явление, что сейчас это скорее норма, чем отклонение.
Ирония в случае с Элбакян заключается в том, что под страшным словом “паразит” имеется в виду всего навсего оса. Фактически, оса является хищником в мире насекомых.
Результатом постоянной обиды и поиска потенциальных обидчиков может, в конце концов, стать равнодушие со стороны окружающих. Или, как писала ранее Е. Листер, такой эгоцентризм может легко трансформироваться в депрессию [12].
Однако, нужно четко понимать, что во всем вышеперечисленном никто не виноват, кроме самого обиженного, и предложение “вариться самим в своем собственном” выглядит двусмысленно. Если человек умышленно систематически доводит ситуацию до собственных страданий — значит, это его цель, и не важно, сознательная или бессознательная. Формально человек взрослый, а значит должен брать на себя ответственность за свои поступки, и не вправе рассчитывать на какие-то поблажки за свои заслуги.
Почему при изучении чувства обиды интересен пример Элбакян?
Вера в астрологию, как нам кажется, это яркий показатель раздутой самооценки и неосознанный способ человека придать себе значимость вселенского масштаба.
Дело в том, что люди, склонные верить в астрологию, бессознательно (или иногда сознательно) рады проводить параллели между собой и Звездами, Пульсарами, Квазарами, Космическими телами, Галактиками, Созвездиями. Есть ли связь между, например, Элбакян и какой-нибудь звездой из далекого космоса в миллионах световых лет? Только представьте на секунду, что это возможно. Мир, полный связей, где каждая звезда на небе как-то сопряжена с людьми на нашей планете. Чувство значимости человека питается за счет ассоциации себя с другими, где в роли другого выступают целые Созвездия. Такие мысли говорят не только об инфантилизме. Подобные сравнения с невероятным по весу космическим телом, далеким и таким притягательным, раздувают человеческое эго до гигантских размеров.
Как побороть обиду в себе
Мы привели наиболее действенные способы борьбы с обидой, постаравшись расположить их в порядке “от легкого к сложному”.
Самый эффективный способ, как побороть в себе обиду:
- 1) Самый легкий, но при этом эффективный способ — поговорить с человеком (источником обиды), рассказать ему о своих чувствах и вместе попробовать понять, почему его поступок причиняет боль.
- 2) Выписать свои обиды на бумагу (так же, как в совете №1, только высказаться нужно письменно). А затем мысленно представить, что вы прощаете обиду, прокрутить сцену прощения в воображении.
- 3) Замена/переключение/отвлечение. Не рекомендуем этот метод, так как конфликт остается неразрешенным, и может повлиять на дальнейшие отношения.
- 4) Система “депрограммирования” [9]. Обладает мощным потенциалом, способна воздействовать на подсознание. Система может уменьшить значимость психологических травм и разрядить неприятные события из памяти, умножая тем самым на ноль чувство собственной важности. Но в случае мелкой обиды этот способ еще хуже, чем предыдущий. Вы затратите массу усилий ради “стрельбы по воробьям”...
И главный совет — постарайтесь не действовать сгоряча. Дайте себе время на обдумывание ситуации.
Что делать, если обижен другой человек
В процессе воспитания обида — нормальное явление. Ведь рано или поздно даже самому лояльному родителю приходится сообщать ребенку о рамках, которыми следует ограничить свою свободу.
Конечно, ребенку это не нравится, и он считает это унижением. И тем сильнее обида (и связанная с ней боль), чем сильнее ребенок заблуждался в своей уникальности/значимости/важности. Чтобы предупредить завышенную самооценку, возможно, следует периодически рассказывать детям, что все мы в этом мире — гости. И люди, и муравьи, и мухи, и кольчатые черви, и бабочки, и слоны, и обезьяны, и даже наездники-ихневмониды — все мы здесь, в этом мире, присутствуем на равных правах, мы все одинаково значимы, и если нас не станет, то мир не остановится.
Если речь идет о ребенке, то ситуацию почти всегда можно исправить. Если коротко, то ваша задача — приравнять себя к ребенку (если вы источник обиды), чтобы он понял, что вы не ставите себя выше его. Тогда его самолюбие не будет страдать, и он поймет, что своими запретами вы не хотели его унизить или ущемить.
Еще можно попробовать рассмешить человека (особенно хорошо это работает с детьми), и одновременно посмеяться над его обидой (а лучше — и над самим обидчиком). Так вы сделаете ситуацию менее значимой и сведете конфликт к неудачной шутке.
Когда речь идет об обиженном человеке, которого вы не знаете, удачным методом станет игнорирование. Он не сможет получить свои “купоны” (подкрепление), и, не добившись желаемого результата, теоретически должен прекратить свои попытки.
Есть и более жесткий способ — дать человеку то, что он просит. Поддержите его настолько горячо, чтобы он понял, то что вы шутите. А на самом деле думаете, что вся эта ситуация с его важной и непременно очень значимой персоной, которую посмели обидеть, не стоит и выеденного яйца, впрочем, как и важность самой его персоны. Может показаться, что речь идет о троллинге, но здесь нет цели получить выгоды от душевных страданий человека, а напротив. Нужно дать понять обиженному, что его значимость для природы невелика, и что наверняка все забудут о его существовании даже до того, как он умрет (и уж совершенно точно — после).
Экзистенциальный призыв задуматься о значимости своей персоны здесь не насмешка — это способ намекнуть человеку, что он смертен, ведь если человек отдает в должной степени себе в этом отчет, значит никакие обиды и оскорбления не могут его задеть, он ведь не сумасшедший, чтобы сознательно тратить драгоценное и конечное время своей единственной жизни на страдания.
Литература:
- 1. Nienhuys J. W. The Mars Effect in Retrospect // Skeptical Inquirer, vol 21 #6, Nov 1997, 24-29. [Электронный ресурс]. URL: http://www.skepsis.nl/mars.html
- 2. Чечко И. Эффект Барнума-Форера [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://goo.gl/NN6qLN
- 3. Dean G. and Kelly I. W. Is Astrology Relevant to Consciousness and Psi? // Journal of Consciousness Studies, 2003, pp. 175—198. [Электронный ресурс]. URL: http://imprint.co.uk/pdf/Dean.pdf
- 4. Копиев Г. Новый вид насекомых назвали в честь Александры Элбакян. Она основала Sci-Hub [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nplus1.ru/news/2017/09/02/Sci-Hub
- 5. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / пер. с англ. Л. Г. Ионина; общая редакция М. С. Мацковского — СПб.: Лениздат, 1992. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://goo.gl/KpFvvV
- 6. Орлов Ю.М. "Обида и Вина". — 1990.
- 7. Адлер А. Понять природу человека. — СПб., 1997. — 256 с.
- 8. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов // Серия «Выдающиеся мыслители». — Ростов-на-Дону, Феникс, 1998. — 416 с. [Электронный ресурс]. URL: https://goo.gl/rCz3NP
- 9. Пневмин М. Депрограммирование: новое направление в практической психологии // Журнал ykgr.ru. Интернет-издание. [Электронный ресурс]. URL: http://ykgr.ru/newmethod
- 10. Нейкид Сайнс. Александра Элбакян: о либералах, троллинге и блокировке Sci-Hub в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://goo.gl/u8JZeY
- 11. Берн Э. Психика в действии. / пер. с англ. П.А. Самсонов. — Минск: Попурри, 2007.
- 12. Листер Е. Эго: «подводные камни» и призма восприятия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://goo.gl/ioeTgQ
- 13. Астахова А. Вернуть Sci-Hub [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://alla-astakhova.ru/sci-hub
- 14. Савельев С.В. Нищета мозга — М.: ВЕДИ, 2014. — 192 с.
Авторы: Максим Пневмин и Александр Чернов
Редактор: Медведева Ольга Юрьевна
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Свежие статьи
- Исследование: процедура устранения граффити в общественном туалете
- Обзор 11 исследований: Современный взгляд на вред курения через призму научных публикаций
- Исследование: Сознание в колыбели или о возникновении младенческого опыта
- Исследование: Паттерны травм, связанные с когнитивно-моторной диссоциацией
- Исследование: Пол, возраст и зависимость от смартфонов в 41 стране