Теоретическая основа метода фиксированных ролей
Метод фиксированных ролей разработан в когнитивной психологии Джорджем Келли. Истоком этой системы является убеждение психолога в том, что эмоциональная и поведенческая сферы обусловлены теми понятийными категориями, которых придерживается человек, а сформированы они оказались в ходе предшествующего опыта. На основании этого опыта человек прогнозирует события или последствия своих поступков и исходит именно из этого в решениях и реакциях. Однако интерпретация своего опыта вовсе не обязательно отражает объективную реальность.
Согласно Келли, принцип терапии – в изменении установок или личностных конструктов человека, возрастание способности улавливать действительное положение вещей с минимизацией иллюзий. Как это возможно на практике? Во-первых, путем выявления этих конструктов, неработающих понятий, догм, которые мешают клиенту быть эффективным и успешным в определенной сфере жизнедеятельности. Во-вторых, побуждение клиента к интерпретации событий и явлений иначе, с максимально возможным горизонтом, чтобы найти те, которые оптимально отвечают целям, задачам, установкам, направленным на повышение самоэффективности. В этом процессе особенно важна «обратная связь», - на этапе проверки и коррекции принятия новых конструктов. Когда клиент озвучивает те или иные установки, терапевт реагирует определенным образом, давая понять клиенту, в какой мере он на верном пути («верном» - в смысле конструктивности применительно к его жизни). Келли был убежден, что человек во многом определяется не только своими мыслями, но и поведением. А поведение хорошо поддается коррекции после самоанализа и, кроме того, именно поведение является основанием для того, чтобы окружающие составили свое представление о человеке. Иными словами, первичная обратная связь дается в ходе курса терапии психологом, а затем на клиента работает обратная связь, которую он получает от своего окружения в обычной жизни.
Практическое применение метода фиксированных ролей
Согласно убеждениям самого основоположника метода фиксированных ролей, он применим далеко не всегда. Прежде всего, предполагается наличие фиксации клиента на чем-то, искажения привычных реакций и поведенческих схем. Как выявляется подобная фиксация? В форме истории о самом себе в третьем лице, которую создает сам клиент. Затем совместно с терапевтом осуществляется анализ содержания этой истории: с точки зрения стратегий, которые применяет главный герой, способов реакции на ситуацию, личностных установок и ценностей, восприятия его поведения окружающими. Исходя из полученного материала, терапевтом создается очерк фиксированной роли, в котором особый акцент сделан именно на фиксациях, отличных по сравнению с фиксациями клиента. Иными словами, персонажа, созданного для данного клиента, снабжают новыми личностными конструктами, которые должны привести к повышению личной эффективности в работе, взаимоотношениях, семье и в иных сферах жизнедеятельности. Основная цель создания очерка фиксированной роли – расширить диапазон восприятия и стратегий поведения клиента, вначале «взглянуть на себя со стороны», а затем «создать нового себя».
После анализа очерка фиксированной роли клиент воплощает роль вымышленного героя желательно как можно чаще, по несколько раз в день, вживаясь в роль этого персонажа, реагируя, как он, избирая прежде нехарактерные для себя стратегии поведения. Так нарабатывается новый опыт и – парадоксально – отстраняясь от самого себя, клиент расширяет свои границы, реализует полнее свой творческий потенциал.
На этапе проигрывания роли задача терапевта – встречаться с клиентом и обсуждать, каким образом этот процесс проходит, какие сложности испытывает клиент. Позитивным аспектом терапии методом фиксированных ролей оказывается вовлеченность не только когнитивной сферы человека, но и эмоциональной.
Джордж Келли считал, что восприятие каждого человека опосредовано призмой личностных конструктов – жестких моделей и схем, которые задействованы в интерпретации получаемого опыта. Ученый верил, что этих конструктов всегда больше, чем количество актуализируемых в данный момент, а потому основой терапии считал расширение их диапазона и изменение поведения человека.
Келли разработал даже определенную классификацию конструктов, выделяя проницаемые и непроницаемые, прогностические, всесторонние, частные, базовые, периферические, ригидные и вариативные.
Возможности групповой работы
Метод фиксированных ролей активно применяется как в индивидуальной работе, так и в групповой коррекции. К примеру, если выясняется, что в группе есть человек «зажатый», неуверенный в себе, ему предписывается расширить собственный ролевой диапазон, сыграв свою полную противоположность. Даже школьные психологи применяют элементы этой методики при коррекции поведения изгоев в классе, закомплексованных учащихся, при работе с закрытыми, замкнутыми людьми. При этом особую важность приобретает отношение группы к данному участнику – его предписано воспринимать именно в своей новой роли – как успешного, активного, открытого, напористого, а не в своем привычном амплуа. Как известно, в групповой работе очень важен аспект «обратной связи» - и если она фиксируется в качестве позитивной, повышается уверенность в себе, меняется самовосприятие человека. Вся проблема только в том, что это проигрывание роли должно быть регулярным, частым. Насколько это возможно при групповой терапии, решается в каждом конкретном случае и зависит от общих целей, преследуемых тренером.
В чем особенность теории Дж. Келли?
Будучи представителем когнитивного направления в психологии, ученый основывал свой метод на принципах рационализма и позитивизма, особенный акцент делая на прогностических возможностях человека.
Если говорить о соотношении личной свободы и предопределенности, то здесь позиция Келли занимает промежуточное положение.
Мотивационная сфера человека трактовалась Келли как нечто априорное: человек мотивирован уже потому, что он жив, считал ученый. И полагал, что особую важность приобретает возможность и способность объяснять для себя события, интерпретировать их, а затем вырабатывать индивидуальную стратегию поведения, то есть, мыслительное опосредование реальных событий, собственных ощущений, чувств.
Очень важным достижением для развития психологии как практически ориентированной науки стало выделение ролевых амплуа человека, в смысле набора реакций, характера восприятия, реализации поведенческой модели. Сегодня доказано, что успешность человека определяется не уровнем знаний, но именно личностными качествами, а они, в свою очередь, складываются на основе личностной направленности и установок.
Тезис о наличии личностных конструктов оказался применимым к сферам, далеко выходящим за пределы только когнитивного подхода, так как задействованной оказывается сфера эмоций. Этот подход применялся при изучении и лечении больных шизофренией, в психотерапии посттравматических состояний.
Особую важность Келли придавал уже имеющемуся опыту человека и той интерпретации, которая сложилась в ходе его приобретения и реализации. Целью терапии методом фиксированных ролей является смена поведенческих стратегий, для приобретения качественно иного опыта, а также интеграция совокупного опыта для формирования нового представления о себе и выработки поведения в соответствии с этим.
Литература:
Евтихов О.В., Практика психологического тренинга. СПб: «Речь», 2005. - С. 61-63.
Купить книгу на ОЗОН Купить книгу в Лабиринте
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Свежие статьи
- Исследование: процедура устранения граффити в общественном туалете
- Обзор 11 исследований: Современный взгляд на вред курения через призму научных публикаций
- Исследование: Сознание в колыбели или о возникновении младенческого опыта
- Исследование: Паттерны травм, связанные с когнитивно-моторной диссоциацией
- Исследование: Пол, возраст и зависимость от смартфонов в 41 стране