Влияние музыкальных жанров на выполнение задания по проверке памяти: краткий перевод статьи Д. Багтера и Р. Кардена
В исследовании рассматривалось влияние двух музыкальных жанров, а также полной тишины на выполнение задания по проверке памяти. 60 респондентов были в случайном порядке разделены на три группы. Затем каждая из групп, играя в карточную игру «Мемори», прослушивала один из жанров музыки (рэп, классическая музыка, полная тишина). Исследователи подсчитывали количество переворачиваний карточек, которое потребовалось для завершения игры, и фиксировали это значение. По результатам однофакторного дисперсионного анализа были выявлены статистически значимые различия между группами. С помощью апостериорного анализа было установлено, что группа, прослушивавшая классическую музыку, справилась с заданием значительно лучше, чем группа слушателей рэпа.
Общая информация, касающаяся иследования
Современной наукой были изучены многие жанры музыки, равно как и их влияние на различные показатели. Так, обнаружено, что классическая музыка способна повышать продажи [2] и влиять на память и когнитивные процессы [9]. Например, исследователи Роше, Шоу и Кай в 1993 году отмечали, что прослушивание классической музыки оказывает благотворное влияние на память и умственные способности [16]. (та самая заметка об положительном влиянии музыки Моцарта«эффекте Моцарта» ). Однако многим другим ученым при повторных исследованиях не удалось достичь того же эффекта [15, 19, 13].
Известно, что около 70% студентов слушают музыку при выполнении домашнего задания [1]. Может показаться, что музыка отвлекает и эффективнее всего – работать в тишине. Однако установлено, что тишина не оказывает никакого влияния на процесс запоминания [1].
Таким образом, в рамках настоящего исследования сформулированы следующие гипотезы:
- Между тремя группами испытуемых (теми, кто слушал классическую музыку, рэп или работал в тишине) существуют различия в успешности выполнения задания по поверке памяти.
- У группы, прослушивавшей классическую музыку, фиксируется наилучший результат выполнения задания по проверке памяти.
Организация исследования
В исследовании участвовали 60 студентов (24 мужчины и 36 женщин), средний возраст которых составлял 20,25 лет (стандартное отклонение – 2,58). Участники эксперимента были разделены на 3 группы в произвольном порядке. Одна группа прослушивала классическую музыку (Людвиг ван Бетховен, Концерт для фортепиано с оркестром № 5 Ми-бемоль мажор в исполнении Лондонского фестивального оркестра, 1991 г., 48 ударов в минуту [12]). Вторая группа прослушивала рэп (Kempi - Coke Moet Gepushed Worden, 120 ударов в минуту [10]). С целью минимизации отвлечения респондентов была выбрана инструментальная версия рэп-композиции, уровень громкости обеих мелодий был одинаковым. Третья группа работала в тишине. Зависимая переменная – общее количество переворачиваний карт, которое потребовалось респонденту для завершения игры «Мемори» [4].
Результаты проведенного исследования и выводы
Первая гипотеза предполагала, что между группами, которые слушали классическую музыку, рэп или работали в тишине, существуют различия в успешности выполнения задания по поверке памяти (игра «Мемори»). Полученные данные были проанализированы с применением однофакторного дисперсионного анализа (Таблица 1). Между группами обнаружены статистически значимые различия (F (2,57) ? 3,97, p ? 0,02).
Таблица 1. Различия в выполнении задания по поверке памяти (игра «Мемори») между тремя группами испытуемых. Результаты однофакторного дисперсионного анализа
Группа |
Количество человек |
Средний показатель (количество переворачиваний карт) |
Стандартное отклонение |
Классическая музыка |
20 |
100,10 |
30,119 |
Рэп |
20 |
136,10 |
37,313 |
Тишина |
20 |
104,85 |
32,793 |
Вторая гипотеза также подтвердилась, однако статистически значимые различия между группами не выявлены. При помощи апостериорного анализа было установлено, что группа, прослушавшая классическую музыку, справилась с заданием значительно лучше, чем группа, прослушивавшая рэп (Таблица 2).
Таблица 2. Сравнение трех групп по среднему показателю. Апостериорный анализ данных.
|
|
Средняя разница (I – J) |
Статистическая значимость |
Сравниваемая группа (I) |
Остальные группы (J) |
||
Классическая музыка |
Рэп |
-36,000 |
0,042 |
Тишина |
-4,750 |
0,943 |
|
Рэп |
Классическая музыка |
36,000 |
0,042 |
Тишина |
31,250 |
0,088 |
|
Тишина |
Классическая музыка |
4,750 |
0,943 |
Рэп |
31,250 |
0,088 |
Результаты этого исследования согласуются с данными, полученными Халламом, Прайсом и Кацару [9], согласно которым успокаивающая музыка, в отличие от динамичной, способна улучшать память и когнитивные процессы.
В данном исследовании отмечены некоторые ограничения. Первое из них – причины, с которыми могли бы быть связаны такие результаты, пока не известны. Диббен и Уильямсон предположили, что рэп отвлекает респондентов от выполнения задания, в связи с чем эффективность работы падает [5]. Возможно, результаты группы, которая слушала классическую музыку, были лучше по причине большей сосредоточенности респондентов. Не исключено, что расслабляющая музыка в целом способна улучшать качество работы.
Второе ограничение настоящего исследования – количество рассматриваемых музыкальных жанров (были выбраны только классическая музыка и рэп).
Исходя из полученных результатов, нами были сформулированы рекомендации для проведения дальнейших исследований по этой теме:
- Выяснить, имел ли место благотворный эффект, оказываемый спокойной музыкой (такой как классическая), или динамичная музыка сама по себе отвлекает от задания. Возможно, проявляются сразу оба эффекта.
- Изучить влияние других музыкальных жанров (как динамичных, так и спокойных). Это поможет ответить на вопрос, распространяется ли эффект на всю динамичную/спокойную музыку или характерен только для данного жанра каждого типа музыки.
- Определить влияние рэп- и классической музыки на другие когнитивные процессы.
Список использованных источников:
- Anderson, S. A., & Fuller, G. B. (2010). Effect of Music on Reading Comprehension of Junior. School Psychology Quarterly, 25, 178-187.
- Areni, C., & Kim, D. (1993). The influence of background music on shopping behavior. Advances in Consumer Research, 20, 336-340.
- Blanchard, B.E. (1979).The effect of music on pulse-rate, blood pressure and final exam scores of University Students. The Journal of Sports Medicine,19,305-307.
- Concentration (1979). Milton Bradley.
- Dibben, N., & Williamson, V. J. (2007). An exploratory survey of in-vehicle music listening. Psychology of Music, 35, 571-589. Eskritt, M., & Lee, K. (2005). Remember Where You Last Saw That Card. Developmental Psychology, 38, 254-266.
- Freeburne, M. S., & Fleischer, C. M. (1952). The effect of music distraction upon reading rate and comprehension . Journal of Educational Psychology, 43, 101-109.
- Furnham, A., & Stephenson, R. (2007). Musical distracters, personality type and cognitive performance in school children. Psychology of Music, 35, 403-420.
- Hallam, S, Price, J. and Katsarou, G (2002) The effects of background music on primary school pupil's task performance. Educational Studies, 28, 111-122.
- Kempi (2007). Coke moet gepushed worden (instrumental version). Mixtape 2 Rap 'n Borie, Top Notch. Baarn, the Netherlands.
- Konecni, V. J. (1982). Social interaction and musical preference, in D. Deutsh (ed.). The Psychology of Music, (pp. 497 516). New York: Academic Press.
- London Festival Orchestra (1991). 1811: Beethoven Piano Concerto No. 5 in e flat major, Op.73. The Emperor Concerto. Hilversum, the Netherlands.
- McKelvie, P. & Low, J. (2002). Listening to Mozart does not improve children's spatial ability: Final curtains for the Mozart effect. British Journal of Developmental Psychology, 20, 241-258.
- Patton, J. E. & Offenbach, S. I. (1978). Effects of visual and auditory distracters on learning disabled and normal children's recognition memory performance. Journal of Educational Psychology, 70, 788-795.
- Pietschnig J., Voracek M., Formann A. K. (2010) Mozart effect-Shozart effect: A meta-analysis. Intelligence, 38, 314.
- Rauscher F. H., Shaw G. L., Ky K. N. (1993) Music and spatial task performance. Nature, 365, 611. 89 MPS I The Effect of Music Genre I Bugter & Carden I pgs. 87 - 90
- Roy, S. E. (2009). The effects of different types of music on cognitive processes. National Undergraduate Research Clearinghouse. Retrieved April 18, 2011, from http://clearinghouse.missouriwestern.edu/manuscripts/304.php
- Smith, C., & Morris, L. (1977). Differential effects of simulative and sedative music on anxiety, concentration, and performance. Psychological Reports, 41, 1047-1053.
- Spintge, R. and Droh, R. (eds.)(1987). Musik in der Medizin : neurophysiologische Grundlagen, klinische Applikationen, geisteswissenschaftliche Einordnung = Music in medicine : neurophysiological basis, clinical applications, aspects in the humanities. New York, NY, US: Springer-Verlag Publishing (1987), 427.
- Steele, K. M., Bass, K. E., & Crook, M. D. (1999). The mystery of the Mozart effect: Failure to replicate. Psychological Science, 10, 366-369.
Авторы: Даррах Багтер, Рэнди Карден (Университет Тревекка Назарян, Нэшвилл, штат Теннесси, США)
Переведено на русский: 2020 г., Матыченко Ю.В., педагог-психолог
Переведено при поддержке журнала © ykgr.ru
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Свежие статьи
- Исследование: процедура устранения граффити в общественном туалете
- Обзор 11 исследований: Современный взгляд на вред курения через призму научных публикаций
- Исследование: Сознание в колыбели или о возникновении младенческого опыта
- Исследование: Паттерны травм, связанные с когнитивно-моторной диссоциацией
- Исследование: Пол, возраст и зависимость от смартфонов в 41 стране