Меню
Воскресенье, 27 сентября 2020 16:32

Мертвее мертвого: восприятие вегетативного состояния. По материалам исследования К. Грея

Пациенты в вегетативном состоянии (ВС) биологически живы – однако люди считают их «более мертвыми» по сравнению с умершими людьми. Такие пациенты не реагируют на визуальные, аудиальные или тактильные стимулы, у них не отмечается каких-либо проявлений свободы воли, целенаправленности. В то же время умершие люди продолжают жить в воспоминаниях близких или даже, по некоторым представлениям, обретают жизнь после смерти. Исследования показывают – люди расценивают вегетативное состояние как менее активное, чем смерть. И это подтверждается экспериментально.

Эксперимент 1. Состояние «не совсем смерти»

В этом эксперименте исследовались представления людей о ВС, жизни и смерти. Испытуемые (201 участник, средний возраст – 23 года) прочитали короткую историю о Дэвиде, который пострадал в результате автомобильной аварии. У истории было 3 версии:

  • Герой выживает и вскоре оправляется.
  • Герой погибает в аварии.
  • Герой остается в ВС.

Затем участников эксперимента попросили оценить, насколько присущи каждой из историй следующие характеристики главного героя:

  • Может влиять на ситуацию.
  • Знает, что правильно, а что – нет.
  • Помнит события своей жизни.
  • Обладает чувствами и эмоциями.
  • Знает о том, где он находится.
  • Является личностью.

Все показатели оценивались применительно к каждому состоянию по семибалльной шкале от «Полностью не согласен» до «Полностью согласен». Эксперимент выявил, что респонденты считали умершего персонажа более разумным, активным и свободным в действиях по сравнению с этим же героем, оставшимся в результате аварии в ВС. Гендерных различий в полученных результатах выявлено не было.

Эксперимент 2. Вера в загробную жизнь и ее объяснительная сила

Вера в жизнь после смерти может быть связана с тем, что после похорон или кремации люди могут представлять себе умершего как бестелесную душу, так как больше не видят тела. И напротив, тело пациента в ВС служит для других постоянным напоминанием об отсутствии мозговой активности.

В ходе второго эксперимента респонденты (всего – 143 человека, средний возраст – 23 года) ознакомились с тремя историями, которые были почти идентичны указанным в первом эксперименте. Однако история, в которой Дэвид выживал, была заменена на другую. Таким образом, в эксперименте фигурировали следующие развязки:

  • Герой остается в ВС.
  • Герой умирает в результате аварии.
  • Герой умирает, но в финале звучит фраза: «Теперь Дэвид покоится на местном кладбище». Фраза акцентировала внимание слушателей на теле покойного.

Также в опросник были добавлены утверждения «Я – религиозный человек» и «Я верю в жизнь после смерти». Остальные методы исследования и измерения также были идентичны методам в предыдущем эксперименте.

Как верующие, так и неверующие посчитали персонажа в ВС менее ментально активным и свободным, чем умершего персонажа. Однако на группу неверующих упоминание похорон Дэвида произвело гораздо большее впечатление, чем история, где Дэвид умирает. Похороненному Дэвиду также приписывалась гораздо меньшая активность по сравнению с умершим персонажем. Группа верующих посчитала персонажа в ВС менее умственно активным, чем обоих погибших. Гендерные различия вновь не выявлены.

Эксперимент 3. Вегетативное состояние – это хуже смерти?

Предыдущие эксперименты показали, насколько парадоксально мы воспринимаем вегетативное состояние. С одной стороны, человек биологически жив; с другой – он кажется еще менее умственно активным, чем умершие люди. И, поскольку разум и воля расцениваются как одна из ключевых характеристик человека, может ли ВС считаться худшей перспективой, чем смерть?

Респонденты (всего – 55 человек, средний возраст – 33 года) прошли онлайн-исследование, в ходе которого им было предложено представить свое гипотетическое будущее. В будущем они предположительно пострадали в результате автомобильной аварии. У истории также было две развязки – в одной респондент навсегда оставался в ВС, во второй – умирал. Для того чтобы отвести внимание респондентов от финансового вопроса, отмечалось, что страховка покроет расходы на поддержание жизни/похороны. Испытуемым предлагалось оценить, насколько каждый из исходов кажется плохим, по семибалльной шкале (от «Совсем не плох» до «Крайне плох»).

Было установлено, что респонденты посчитали жизнь в ВС худшей перспективой, чем смерть – как для самих себя, так и для своих родных. Как и в предыдущих экспериментах, свобода воли и умственная активность показались менее выраженными в ВС, чем после смерти.

Итак, можно сказать, что смерть воспринимается как более функциональное и активное состояние, чем ВС. При этом верующие люди чаще всего выступают против эвтаназии для таких пациентов. Конечно, вопрос прерывания ВС крайне сложен и многогранен. Но такие исследования, как это, свидетельствуют, что порой душа (разум, ментальная активность) и тело представляются людям как две соперничающие структуры.

Так или иначе, в случае ВС вопрос жизни и смерти скорее предназначен для того, кто принимает решение, чем для самого пациента.

Список использованных источников:
  • 1. Albrecht, K., Volz, K. G., Sutter, M., Laibson, D. I., & von Cramon, D. Y. (2011). What is for me is not for you: Brain correlates of intertemporal choice for self and other. Social Cognitive and Affective Neuroscience, 6(2), 218–225.
  • 2. Archer, D., Iritani, B., Kimes, D. D., & Barrios, M. (1983). Face-ism: Five studies of sex differences in facial prominence. Journal of Personality and Social Psychology, 45(4), 725–735. doi:10.1037/0022-3514.45.4.725.
  • 3. Bastian, B., Laham, S. M., Wilson, S., Haslam, N., & Koval, P. (in press). Blaming, praising, and protecting our humanity: The implications of everyday dehumanization for judgments of moral status. British Journal of Social Psychology. doi:10.1348/014466610X521383.
  • 4. Beecher, H. (1967). Ethical problems created by the hopelessly unconscious patient. In Presented at the conference on the ethical aspects of experimentation on human subjects, Boston, MA.
  • 5. Bering, J. M., & Bjorklund, D. F. (2004). The natural emergence of reasoning about the afterlife as a developmental regularity. Developmental Psychology, 40(2), 217–233. doi:10.1037/0012-1649.40.2.217.
  • 6. Bering, J. M. (2002). Intuitive conceptions of dead agents’ minds: The natural foundations of afterlife beliefs as phenomenological boundary. Journal of Cognition and Culture, 2(4), 263–308. doi:10.1163/15685370260441008.
  • 7. Bloom, P. (2004). Descartes’ baby: How the science of child development explains what makes us human. New York: Basic Books. Borthwick, C. (2005). Ethics and the vegetative state. Neuropsychological Rehabilitation, 15(3–4), 257–263.
  • 8. Demertzi, A., Ledoux, D., Bruno, M. -A., Vanhaudenhuyse, A., Gosseries, O., Soddu, A., et al. (2011). Attitudes towards end-of-life issues in disorders of consciousness: A European survey. Journal of Neurology. doi:10.1007/s00415-010-5882-z.
  • 9. Zeman, A. (1997). Persistent vegetative state. The Lancet, 350(9080), 795–799.

Авторы: Kurt Gray, T. Anne Knickman, Daniel M. Wegner

Переведено на русский Ю.В. Матыченко при поддержке журнала © ykgr.ru

Источник: https://doi.org/10.1016/j.cognition.2011.06.014

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна


Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!



Прочитано 70075 раз
августа 20, 2017
Факторы, влияющие на ослабление творческой активности.

Причины ослабления творческой активности Часть 1: Внешние факторы

Во все времена этот вопрос оказывался актуальным – и мучил, прежде всего, тех, кто хоть однажды проявил свой талант. Нет ничего хуже, чем ощутить себя в какой-то момент на пике вдохновения, а затем тщетно добиваться вновь наступления подобного состояния – об…
января 18, 2018
Альберт Эллис

Краткая биография доктора Альберта Эллиса

Нижеследующий текст является выдержкой из готовящейся к выходу в свет последней работы доктора Эллиса в сотрудничестве с Майком и Лидией Абрамсами, докторами наук. Альберт Эллис родился в еврейской семье 17 сентября 1913 года в Питтсбурге. Он был старшим из…
декабря 15, 2019
Astma

Исследование эффекта плацебо на больных астмой: иллюзия причинности и субъективные ощущения

Всегда ли наши субъективные ощущения точны? Можем ли мы полагаться на свое внутреннее чувство? Принято считать, что да, но исследования ученых доказывают обратное. Мы склонны не только субъективно оценивать свое самочувствие выше или ниже реального, но и…
вверх