Меню
Воскресенье, 04 декабря 2016 23:28

Психология в философии Ницше

Фридрих Ницше многим известен как философ. Одна категория людей глубоко поддерживает его идеи, другая же – абсолютно не разделяет его взглядов. При упоминании трудов великого мыслителя, не часто затрагиваются их психологические аспекты, что порой может привести к искаженному и неполному пониманию его идей.

Психология и/или философия?

Неоспоримым является тот факт, что долгие годы психология существовала и развивалась, как часть философии. Уже в античное время философы рассуждали о человеке, его душе и пытались ответить на вопросы о том, какое место занимает человек в картине мира.

Лишь в XIX веке, психология была выделена в самостоятельную науку. Поэтому неудивительно, что такие вопросы, как смысл жизни, мировоззрение, моральные ценности являются предметом изучения как психологии, так и философии. Более того, сложность этих вопросов и невозможность подвергнуть их экспериментальному анализу, нередко заставляет обращаться за ответами к философии.

О человеке

Проблема человека и его сущности находит свое отражение и в психологических рассуждениях Ницше.

Для него человек - это прежде всего бесконечно изменчивое существо. Личность человека формируется как путем целенаправленного воздействия, так и под влиянием различных паттернов [1].

Паттерны, или «устойчивые поведенческие реакции» способны сильно влиять на личность человека, зачастую их приходится контролировать и подавлять. Отказ от одних моделей поведения оказывает положительный эффект и способствует благоприятному развитию личности, но изменение других наносит вред. Подавление сильных негативных эмоций может пагубно повлиять на психику человека.

Возможность отделиться от животного мира появилась не только в результате контроля над эмоциями и отказа от деструктивных моделей поведения. Другой важной составляющей стало самосознание [1]. Человек не просто осознал свое отличие от животного, он сделал попытку определить свое месте в мире и дать оценку окружающим явлениям.

Однако, составляя представление о внешнем мире, о других людях и о себе, человек нередко заблуждается. Это происходит потому, что в действительности то, как человек видит себя, часто внушается окружающими. Таким образом, многие представления индивида о себе ничто иное, как самообман. Однако способность сохранять устойчивое представление о себе является крайне важным. Именно это дает возможность верить в свои способности, познавать себя и совершенствоваться [1].

Интересным является тот факт, что несмотря на то, что все представление человека о себе самообман, лишь незначительное число людей обладает верой в себя, не говоря уже о том, что часть из этих и так немногих людей эту веру пытаются еще и заслужить хорошими поступками или значительными деяниями [3].

Немногие люди обладают вообще верои в себя; и из этих немногих одни получают ее как полезную слепоту или частично помрачение их духа (чтобы усмотрели они, сумеи они видеть себя до дна !), другие же должны прежде снискать ее себе: все, что делают они хорошего, дельного, значительного, есть в первую очередь аргумент против прижившегося в них скептика — его-то и надо убедить или уговорить, и для этого требуется почти гениальность. Это великие самонедовольцы (Seelbst-Ungenugsamen).Фридрих Ницше «Веселая наука»

Таким образом, когда человек в себя не верит, он не способен к самоуважению и может начать себя презирать. По мнению Ницше, такой человек себя стыдится и враждебно относится к окружающим.

Кто недоволен собою, тот постоянно готов мстить за это: мы прочие окажемся его жертвами….
Фридрих Ницше «Веселая наука»

Отсюда недовольство Ницше моралью. По его мнению, именно христианская религия подавляет в человеке все его достоинства. Заставляет его быть смиренным, убивая в нем стремление к борьбе, превращает здоровую личность в индивида, постоянно сдерживаемого чувством сомнения, страха и вины.

«Сверхчеловек - смысл земли!»

И Заратустра говорил так к народу: Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто , что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?
Фридрих Ницше

Помимо попыток понять человека, в своей философии он старается понять путь его дальнейшего развития. По его мнению, человек вовсе не цель, а лишь ступенька на пути развития сверхчеловека.

Но что из себя представляет сверхчеловек? И в чем недостаток просто человека?

Ницше считает, что моральные нормы, были необходимы человеку, чтобы превзойти животное. Они выполнили эту функцию. Налагая запреты, принуждая отказаться от проявления дикого и неприемлемого поведения и заставляя человечество подчиняться общепринятым правилам, эти установления сделали человека цивилизованным и позволили ему отделиться от животного. Теперь, когда человек обладает самосознанием, эти нормы стали сдерживать его дальнейшее развитие.

Сверхчеловек Ницше - это человек, который не нуждается во внешнем принуждении. Этот человек самодисциплинирован, способен к самовоспитанию. Продолжая быть стихийно формирующимся и изменяющимся индивидом, это личность, способна к созданию для себя новых ценностей. Это самодостаточная личность.

Человек есть нечто, что должно превзоити

В своих рассуждения Ницше стремится показать, что первостепенная цель человечества заключается в развитии человека как вида. Он объявляет войну морали, религии, авторитетам и всему, что под угрозой принуждения навязывает людям правила поведения. Слепое следование этим правилам, по его мнению, приводит к тому, что естественные побуждения и привычки человека подавляются, делая людей слабыми, превращая их в «стадных животных», неспособных к познанию, творчеству и развитию.

Так что же ищет Ницше? В здоровом обществе, которое он видит, каждый отдельный индивид прежде всего стремится к самопознанию. Воспитывая в себе личность, они приобретают сильный и независимый характер, который позволяет им достигать поставленных целей. Они активны и предприимчивы, не боятся ответственности, готовы бороться за то, во что верят. При этом, господствуют такие личности прежде всего над собой. Самодисциплина и самовоспитание - вот что характеризует их. Вот к чему должны стремиться люди.

Литература:
  • 1. Карл Ясперс. Ницше. Введение в понимание его философствования [электронный формат]
  • 2. Немов Р.С. Общие основы психологии. Книга 1 [электронный формат] 2003 г.
  • 3. Ницше Ф. Веселая наука [электронный формат]
  • 4. Ницше Ф. Так говорил Заратустра [электронный формат]

Автор: Закирова Ляйсан Ринатовна, студентка

Редактор: Бибикова Анна Александровна


Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!



Прочитано 19909 раз
июня 29, 2017
Карл Густав Юнг «Человек и его символы»

Карл Густав Юнг «Человек и его символы»

Эта книга была последней, заключительной в жизни великого мастера психоанализа Карла Густава Юнга. Она имеет свою интересную историю и особое предназначение. Если точнее, то книга «Человек и его символы», в отличие от других работ Юнга, предназначена широкому…
апреля 19, 2017
Ухтомский А. А. «Доминанта»

Ухтомский А. А. «Доминанта»

Русский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский ввел в научный обиход понятие доминанты в самом начале ХХ века (10-е годы). Сегодня в ситуации междисциплинарного взаимодействия это учение принимается как психологами, так и физиологами, биологами, неврологами.…
августа 21, 2017
Факторы, влияющие на ослабление творческой активности.

Причины ослабления творческой активности Часть 2: Внутренние факторы

Нерациональное интеллектуальное потребление. С одной стороны, принято считать, что чем больше знаний, тем богаче потенциальный опыт. И с этим сложно спорить. Достойная интеллектуальная база, систематические занятия, образование всегда только на пользу…
вверх