Меню
Среда, 29 июня 2016 23:39

Философия и психиатрия: к истории (не) содействия

Эта небольшая статья будет в определенной степени более свободна от академической строгости. Эта уступка объясняется сложностью излагаемого материала и извечным желанием «объять необъятное», то есть на нескольких страницах отобразить сложный процесс взаимодействия философии и психиатрии в течении всего ХХ века.

Ключевую идею моих размышлений можно выразить одним предложением, которую написал Рональд Лейнг в предисловия к одной из своих книг еще в 1964 году: «…по прежнему… слишком много о НИХ, и слишком мало о НАС». Под «ними» автор имел в виду психически нездоровых, в частности – шизофреников, а под «нами» - всех нас, людей, человечество. Увы, это проблемная сторона психиатрии остается до сих пор актуальной.

Существует старый анекдот-пословица, популярная среди психиатров: «Никогда не знаешь, сколько личностей сидит в очереди к психиатру». В этом анекдоте, на самом деле отражена важнейшая проблема психиатрии – понимания личности человека. С этих двух величин, феноменов – человека и патологии его личности выстраиваются и другие важнейшие понятия в психиатрии – понятия «нормы» и «патологии», «сознания», «мышления», «бессознательного» и т.д. и т.п. И едва ли можно осмыслить все это без философии.

Фрейдизм и психиатрия

Фрейд и его учение тоже имеют философские предпосылки; о бессознательном писали Лейбниц, и романтики, например Гете, отмечавший что «человек должен иногда убегать в бессознательное, ибо там живы его корни» [1, с. 15]; удивительно как много в теории Фрейда «предсказали» Шопенгауэр и Ницше, а также многие другие философы и мыслители. Вообще же «понятие бессознательного – не новость для тех, кто воспитывался в традициях немецкой культуры» [2, с. 189]. Но «философский парадокс Фрейда» состоит в том, что он сознательно отказывался от философии («Я вполне сознательно отказался от громадного наслаждения, которое дает чтение произведений Ницше, благодаря тому убеждению, что никакие предвзятые идеи не должны служить мне помехой в переработке моих психоаналитических впечатлений» [3]), но в конце жизни сам стал основателем известнейшей философской системы ХХ века, по влиятельности не уступающей марксизму или (пост-)структурализму.

Но как оказалось, при всей своей гениальности, Фрейд не сумел полностью удовлетворить интеллектуальный запрос своего времени; особенно это касалось психиатрии. Переложенный на психиатрическое поле психоанализ (существующий изначально как метод лечение неврозов) конечно же, привнес много нового, но по-прежнему не давал ответа о том, что такое психическое заболевание и что такое человек в его контексте. Как правильно заметил Рональд У. Лейнг: «Нельзя иметь шизофрению, как например… насморк. Пациент не схватывает шизофрению. Он есть шизофреник» [4, с. 40]. Психоаналитическая антропология во многом была далека от объяснения этих феноменов. Однако потребность в новой лечебно-философской парадигме выразилась уже в том успехе, какой изначально имела теория Фрейда в психиатрических кругах. Стоит ли напоминать о том, что многие из его изначально самых близких сподвижников были психиатрами-клиницистами и неврологами – Адлер, Юнг, Ференци, Джонс и т.д.

Ясперс, Бинсвангер

Но если на фоне научного поиска кто-то обращался к фрейдизму или к частично психоаналитической теории, то появлялись и другие, ищущие опору в философии, после Гуссерля и Хайддегера переживающей новый подъем. Естественно, одним из наиболее значимых психологов-философов был Карл Теодор Ясперс (1883 - 1969). Ясперс – не просто психиатр, но и один из ключевых философов экзистенциализма, и его философские идеи сыграли не последнюю роль в понимании психопатологии. Ясперс придерживался феноменологической модели сознания, изложенной в «Логических исследованиях» Э. Гуссерля, это во многом предопределило его взгляды на психозы и патологии. Однако, к предисловию к седьмому изданию его основного психиатрического труда «Общая психопатология» (1913), он отмечает: «И все же, когда мою книгу относят к феноменологическому направлению… это справедливо лишь наполовину. Моя книга шире отдельных направлении: она разъясняет методы, подходы, исследовательские направления психиатрии вообще» [5]. К заслугам Ясперса можно отнести интеграцию феноменологического метода в психопатологию, что позволило ему дать четкие и главное «рабочие» описания многочисленных психопатологических феноменов, а также превратить субъективный самоотчёт больных в научно-объективное (фактичекое) свидетельство.

Его заслуги, конечно же, этим не ограничиваются, но он были лишь первым среди целой плеяды людей, совместивших философию и психологию.

Особое место занимает среди них Людвиг Бинсвангер (1881 – 1966) и его экзистенциальный, или dasain (дазайн) – анализ, который опирается не только на феноменологию, но и на специфическую Хайдеггеровскую аналитику бытия-в-мире. Эта «аналитика существования Мартина Хайдеггера вдвойне важна для психиатрии. Здесь эмпирическое психопатологическое исследование находит новую, выходящую за прежние рамки методологическую и материальную основу» [6, с. 79]. Ключевой момент дазайн - аналитики это возможность посредством него «установить и описать исследуемые явления во всей полноте их феноменологического содержания и в свойственном им контексте» [6, с. 79]. Но кроме Хайдеггера, на Бинсвангера оказали влияние и Гегель, и как «гегельянец» он утверждает, что «Личность – это ее мир, мир внутренний. Сама по себе личность – это круг ее собственных действий... [6, с. 272], и как «кантианец»: «Задача состоит в том, чтобы выделить особенность априорной экзистенциальной структуры, которая делает возможным… симптомы шизофрении и шизофренический синдром в целом» [6, с. 272].

Экзистенциализм, как в форме Хайдеггеровской онтологии, так и более ранних представителях – Кьеркегоре, Унамуно, Ясперсе… - стал основой не только для дазайн-аналитики Хайдеггера, но через «экзистенциальную психоаналитику» Сартра получил широкое распространение в философии и литературе [1, с. 71].

«Антипсихиатрия» и экзистенциальная психология

Обращение психиатрии к философии сопровождало и дальнейший научный процесс 60-70х годов. К сожалению, масштаб статьи не позволяет остановиться на философских и антропологических воззрениях например М. Босса или В.Франкла, хотя они стали самостоятельными и значимыми направлениями в психотерапии. А сейчас стоит сказать о логическом продолжении философских взглядов в психиатрии, «антипсихиатрии» - движении и теоретической концепции, направленой на демифологизацию, разоблачение и радикальную перестройку современной психиатрии как массовой формы насилия. Если опустить социально-политический контекст, то антипсихиатрия включила в себя множество филофских идей, в первую очередь – феноменологии, экзистенциализма, а также герменевтики, структурализма, неокантианства и некоторых других течений.

Идеология антипсихиатрии основывается на психоаналитическом подходе к психиатрии, в противовес биологическому, следуя которому в основе психических болезней лежит нарушение деятельности мозга: «Выражаясь на языке экзистенциальной феноменологии, «другой», увиденный как личность или рассмотренный как организм, является объектом различных интенциональных актов… речь идет о двух познаваемых гештальтах (формах): личности и организме» [4, с. 18]. Один из главных идеологов антипсихиатрии – Рональд Лейнг писал о том, что «теория человека… идет по ложному пути, если упрощается до описания человека как машины или человека как… системы «нечто-процессов» [4, с. 21]. И в результате, психопатология приобретает очеловеченный вид, опираясь, вновь таки на философские понятия, напр. «Шизофрению невозможно понять, не понимая отчаяния. См. в этой связи: Кьеркегор «Болезнь к смерти»…» [4, с. 46].

Лейнг активно опирается на концепцию человеческого бытия, как определения всего того, чем является человек, в том числе и его болезни.

Экзистенциально - философская парадигма стала точкой опоры и для целого ряда психологов (Франкл, Мэй, Бьюдженталь), которые видели в этой философии реальный противовес существующей пан-детерменистской и бихевиорально-когнитивной психологии. «На самом деле, только два класса людей придерживаются той точки зрения, что их воля не свободна: больные шизофренией… и философы-детерменисты» [7, с.10]. Таким образом, проникновение философии в область психологических и психиатрических знаний вовсе не случайно, и закономерно обусловлено поиском и стремлением к всемерному пониманию человека. Описать этиологию, течение и критерии «выздоровления» в терминах исключительно органической, условно: эмпирической науки – невозможно, и потому представителям всех «пси-» дисциплин стоит искать новые точки опоры именно в философии. И конечный вопрос не в том, можно ли лечить психиатрические заболевания философией, вопрос в том, можно ли понять с помощью философии заболевание и человека?..

Список использованных источников:
  1. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. – М.: Политиздат, 1985. – 175 с.
  2. Шерток Л., Соссюр Р., де Рождение психоаналтика. От Месмера до Фрейда. – М.: Прогресс, 1991. – 288с.
  3. Фрейд З. Очерк истории психоанализа. – Электронный ресурс [Режим доступа]: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freyd/och_ist.php
  4. Лейнг Р. Разделенное Я. – К.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1995. – 320 с.
  5. Ясперс К. Общая психопатология. - Электронный ресурс [Режим доступа]: http://globalteka.ru/method/doc_details/9156----.html
  6. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. Избранные статьи. Я. Нидлмен. Критическое введение в экзистенциальный психоанализ. – М.: Рефл-бук, 1999. – 366с.
  7. Франкл В. Психотерапия и экзистенциализм. – М.: ИОИ, 2015. – 192 с.

Автор: Дмитрий Лобачев
Историк, психолог

Публикуется в авторской редакции

Милые киски встречаются с приятными мужчинами, реальные проститутки в Архангельске, для самого приятного времяпровождения. Определяйтесь по ценовым показателям, которые указаны в каждой анкете проститутки. Сексуальные реальные проститутки в Архангельске, страстные и желанные, они такие изобретательные и раскрепощённые, что ты не устоишь перед ними. Не отказывай себе в удовольствии.


Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!



Прочитано 5633 раз
Другие материалы в этой категории: Марк Аврелий. Наедине с собой »
октября 03, 2015

Осознанные сновидения: психофизиология и феноменология

Научные исследования сна Сон – явление человеческой жизни, постоянно притягивающее внимание писателей, философов, мистиков, художников, ученых. По-настоящему глубокие, основанные на объективных методах научных исследований труды о сне стали появляться только…
февраля 23, 2020
Эксперимент Либета и свобода воли

Эксперимент Либета и свобода воли

Наше сознание принято считать продуктом мозга. Также обычно не обсуждается тот факт, что мозгом мы думаем, обрабатываем информацию, принимаем решения. Но сами ли мы думаем, отдаем команду нашему мозгу и впоследствии телу? В 1979 году эксперимент Бенджамина…
декабря 02, 2017
Как формируется поведение одаренной личности?

Как формируется поведение одаренной личности? Часть 2: Внешние факторы

Мы говорили ранее о внутренних механизмах, регулирующих поведение творческих личностей. Настало время обратить внимание и на социально важные факторы – не секрет, что влияние социума примерно наполовину обусловливает наше поведение, и без широкой аудитории…
вверх