Артемий Лебедев и Алексей Савватеев
Алексей Савватеев: Я посмотрел на фотографию, которая у тебя была в ЖЖ «Школьные годы чудесны», и там твои одноклассники, я многих помню еще со школьных времен, тусили на Гоголевском бульваре. Почти всегда, когда ты приходил к памятнику Гоголю, вокруг него сидели «хипы» и что-то делали, кто-то портвейн пил, кто-то на гитаре играл.
Артемий Лебедев: Да, меня не взяли в эту тусовку.
Алексей Савватеев: А ты стремился разве?
Артемий Лебедев: Я не то, чтобы стремился…но я был бы не против, если бы меня пригласили, а я сказал бы: «Спасибо, но нет». Я просто не понимаю радости этой тусовки на улице. Но это, конечно, очень сильно сформировало тоже большую часть моей личности, потому что я понял, что я не вхожу в тусовку и я более свободен. Они тусуются там, чтобы быть свободными, а я понимаю, что они себя ограничивают для того, чтобы назвать себя свободными. А я оставил себе выбор не идти туда и оказался гораздо свободней, чем они, у меня больше выбор.
Алексей Савватеев: Очень характерная ситуация, кстати.
Артемий Лебедев: Это ошибка логики, которую люди часто не понимают. Они ставят себя в очень жесткие рамки, два градуса спектра оставляют и вот только туда смотрят. И им кажется, что они свободны.
Алексей Савватеев: Да, это характерно, причем этот обман возникает даже в очень интеллектуальных сферах. Люди привыкают что-то считать о некоторой проблеме, обозначим ее Х. Есть некоторая проблема Х, неважно какая, и про нее принято в некотором сообществе считать некоторые вещи, и в этом случае люди, которые так считают, думают, что они свободны, потому что они считают не так, как сказано по телевизору про проблему Х. Но если их много и они все одинаково считают между собой, то на самом деле, какая разница, это та же несвобода, только с другой стороны.
Артемий Лебедев: Абсолютно верно.
Алексей Савватеев: Поэтому в политике я всегда оставляю за собой право лично, самостоятельно прийти к какому-то мнению, не навязанному ни телевизором в Киеве, ни телевизором в Москве или каким-то еще телевизором.
Артемий Лебедев: Мы сейчас живем в такое удивительное время, когда, если ты не думаешь, как принято у либералов или у каких-нибудь еще правых или левых, то ты, соответственно, как в известном выражении про религию, ты не можешь попасть в Рай в одной религии и не попасть в Ад во всех остальных. Делая выбор, ты автоматически становишься врагом для людей с другой точкой зрения.
Алексей Савватеев: Да, это если раз и навсегда сделал какой-то выбор. А если ты сегодня сделал выбор против них, а завтра – за них, то тебя много раз принимают или исключают?
Артемий Лебедев: Ну, могут простить, если до этого не убьют.
Алексей Савватеев: Часто бывает, что тусовка готова принять тебя обратно, они твои друзья, они всегда готовы принять тебя назад, поэтому, если ты по каким-то вопросам с ними вместе, они говорят: «Ну отлично, ладно, ну а по тем…ну что делать, ты сошел с ума».
Артемий Лебедев: Сейчас такого все меньше и меньше, это очень непопулярная модель поведения, потому что, как правило, за один битый пиксель выкидывают весь монитор. Тебя вообще не прощают.
Алексей Савватеев: Это интересно, математики так не делают. Среди математиков принято вот эти несколько пикселей вполне прощать.
Артемий Лебедев: А вот среди гуманитариев не прощают, т.е. казалось бы, надо их отмаркировать и просто не писать туда, остается же еще куда адресовать, но люди так не могут, за одно отношение, за одно высказывание, за один поступок ты становишься полностью… Это как ложка говна в бочке меда.
Алексей Савватеев: Да, понятно, понятно…
Артемий Лебедев: Ты уже бочка говна для них.
Алексей Савватеев: Да, понятно, у математиков соты. Если ты насрал, то только в одну соту, остальные чистые.
В этой цитате озвучены два интересных и взаимосвязанных психологических принципа. Оба принципа дополняют друг друга. Первый принцип или, другими словами, психологический эффект — это необходимость для человека стать частью группы, выносить суждения про или контра, или принадлежать сообществу, субкультуре, иметь свою уникальную точку зрения, быть на чьей-то стороне, не быть одиночкой, ориентироваться на окружающих. Эти псевдоценности формируются бессознательно под влиянием устоявшихся стереотипов и часто из того, что человек руководим в своём выборе инстинктами. В частности, этот эффект поддерживает сама архитектура нейронных связей нашего мозга.
Совершив мыслительную операцию и сохранив результат, наш мозг использует результат в будущем, не совершая вычислений, чтобы не тратить больше ценный ресурс на обдумывание какой-либо проблемы. Каждая наша идея и убеждение являются частью памяти и после того, как убеждения сформированы, наш разум теперь пытается сохранить сложившуюся парадигму идей, другими словами, сохранить нейронные связи. Перестраивать нейронные связи – это затратная операция, которая должна быть оправдана. Вступает в силу механизм инерции мышления. Ваш оппонент в споре не слушает ваши аргументы, а думает только о том, что сказать, чтобы переубедить вас. Переубедить человека трудно, а порой и невозможно, в оборонительной позиции часто конструктивные аргументы не могут изменить точку зрения вашего оппонента. Исследуя когнитивную ригидность, Карл Дункер, немецкий психолог и выдающийся исследователь мышления и Кларенс Мэлвин Зенер, американский физик, в 1924 году в совместной работе пришли к выводам, что механическое повторение решения проблемных задач или, другими словами, автоматическое принятие решений на основе предыдущего опыта ведет к ухудшению результатов при решении новых задач.
Второй психологический принцип – это нейропластичность. Зная все вышесказанное, подумайте о возможностях, открывающихся перед гибким интеллектом. В состоянии неопределенности или, другими словами, «я не знаю» в отношении точки зрения может быть менее комфортная, но более выигрышная позиция, чем какая-то одна точка зрения. Мышление может стать многомерным в противовес бинарной логике. Многомерный уровень понимания проблем – это творческий интеллект, который порой находит нестандартное решение задачи. «Выключенные битые пиксели» — это способность не только толерантно относиться к окружающим, это способность взрослой личности мыслить нелинейно. Перестать делать обобщающие выводы тяжело, а иногда просто вредно, но в целом на уровне системы может быть одной из фундаментальных особенностей нашего интеллекта, определяющего многие жизненные качества.
Источник: Артемий Лебедев и Алексей Савватеев: большая беседа о жизни, математике и дизайне https://youtu.be/5wksbCwGe5w
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Свежие статьи
- Виктор Пелевин о счастье
- Луций Сенека Нравственные письма к Луцилию
- Сложные задачи и психологи
- Виктор Пелевин о природе сознания
- Чем вдохновлялся Ричард Бах Когда писал Чайку