Игры, в которые играют люди и Люди, которые играют в игры
Рождаясь, ребенок познает окружающий мир с помощью взрослых. Развитие первых навыков происходит не от осмысления ребенком необходимости каких-либо действий, а по принципу «повторяй за мной». В животном мире взрослые не прибегают к вербалике: кошка показывает котятам способы выживания в среде. Если это дом – где находится миска с едой и лоток, если улица – как избегать встречи с опасностью и добывать корм.
У людей так же происходит передача опыта от родителя к ребенку. Все поведенческие паттерны воспринимаются ребенком как норма, у него нет причин сомневаться в эффективности этого. Так, с раннего детства закрепляются целые пласты поведенческих схем, которые применялись человеком с детства в неосознанном состоянии.
Берн говорит о том, что такие пласты выстраиваются в жизненные сценарии и даже судьбу. Принятое в детстве и одобренное родителями решение в дальнейшем действует на протяжении всей жизни. Или до тех пор, пока человек не осознает негативные стороны этого решения и не решит что-то иное. Существует также способ принятия решения на основе антисценария – это противоположный родительским установкам скрипт. Но ничем не лучший – это такое же неосознанное принятие набора установок, запретов и способов достижения цели.
Вторая книга из дуэта («Люди, которые играют в игры») так и подписана – психология человеческой судьбы. В авторском варианте 2-я книга называлась «What do you say after you say hello» - «Что вы говорите после того, как сказали «Здравствуйте!». Первая посвящена описаниям основных сценариев, которые встречались автору при его обширной клинической практике.
Автор вводит понятие «игра» в теорию о человеческих взаимоотношениях. Здесь «игра» используется в значении «неестественное», «полное скрытых, в том числе и от самих участников, мотивов», «общение по заранее установленному сценарию, который каждый принимает, но никогда не признается в этом». В таких играх обязательно присутствует элемент азарта – есть выигрывающий и проигрывающий.
Теория Берна основывается на том, что сенсорный голод сродни голоду питательному - человек нуждается в общении, социальном обмене столь же остро, сколь и в пище. И даже пишет о том, что неудовлетворение этой потребности способно привести к деструктивным изменениям мозга и в конечном исходе – к смерти.
Эта потребность постоянно толкает людей на совершение «социального акта» - акта общения. Когда нет установившейся близости, открытости, откровенности, запускаются сценарные варианты. Это может происходить в семье, где люди проживают под одной крышей, но разобщены и разделены между собой, и между едва знакомыми людьми.
Берн говорит о том, что общение помогает человеку упорядочить время бодрствования. Для человека мучительно молчание среди себе подобных. Это вынуждает идти на коммуникацию. Игры запускаются после определенного стимула и отыгрываются участниками полностью до логического финала. Они могут приводить к настоящим горячим конфликтам.
Эрик Берн стал последователем теории психоанализа и внес значительный вклад в описание и исследование транзакционного анализа. Он выделяет также определенные состояния сознания человека – состояния его самоощущения, эго. Так он описывает эго-состояния Я-Ребенок, Я-Родитель и Я-Взрослый, где Ребенок, Родитель и Взрослый пишутся с большой буквы, обозначая универсальное понятие внутреннего состояния.
Я-ребенок, по Берну, самая ценная часть человеческой личности – это творчество, спонтанность, радость бытия и познания, фантазия. Я-Родитель – это система запретов, призванная защитить от опасных ситуаций. То и другое состояние в меньшей степени подвержены осознанности. Если ребенок будет делать абсолютно все, что захочет, это может привести к травмам. Если у личности будет преобладающим состоянием Я-Родитель, то запретов может оказаться слишком много, они мешают развитию и приобретению осмысленного опыта, человек просто отказывается от попыток действовать.
Я-Взрослый – состояние осознанного человека, берущего на себя ответственность, риски, инициативу. В той или иной форме все эти состояния эго свойственны всем людям. Но преобладание состояния Я-Взрослый характеризует психологически зрелую личность.
Для запуска определенных сценариев необходимы не только структуры скриптов, но и определенные эго-состояния участников. Таким образом, по Эрику Берну, чем менее личность осознана, чем менее понимает себя и других, тем вероятнее она поддается на совместные игры, манипуляции и другие, по сути, вредные разновидности несвободного общения.
Главная мысль, идущая красной строкой через обе книги – осознание того, насколько несвободен человек, проживающий жизнь, в которой нет его волевого участия, а есть только скрытые от сознания механизмы. Впрочем, это могут быть и вполне успешные сценарии. Но осознанность собственного волевого решения способна изменить качество проживания жизни. Это свобода, которая достижима.
Обе книги, хоть и рассчитаны на широкий круг читателей, непросты в прочтении. Но любая попытка разобраться в себе принесет гораздо больше пользы, нежели очередное проживание повторяющегося из раза в раз алгоритма.
Источники: Эрик Берн " Игры, в которые играют люди", "Люди, которые играют в игры".
Темпераментные реальные феи проститутки Астрахань, сладкие и ухоженные, они такие изобретательные и профессиональные, что мужчины тают под их чарами. Прелестницы ждут тебя. Встречаются с адекватными и порядочными мужчинами, реальные феи проститутки Астрахань, для обоюдно приятного времяпрепровождения с комфортом в тихой и уютной обстановке.
Купить книгу в Литрес Купить книгу на ОЗОН Купить книгу в Лабиринте
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Свежие статьи
- Исследование: процедура устранения граффити в общественном туалете
- Обзор 11 исследований: Современный взгляд на вред курения через призму научных публикаций
- Исследование: Сознание в колыбели или о возникновении младенческого опыта
- Исследование: Паттерны травм, связанные с когнитивно-моторной диссоциацией
- Исследование: Пол, возраст и зависимость от смартфонов в 41 стране