Меню
Воскресенье, 17 декабря 2023 01:21

Первое упоминание об осознанном сновидении IV век до н.э.

Трактаты Аристотеля можно охарактеризовать как важное явление в развитии истории науки и философии. Его работы оказали огромное влияние на развитие различных научных дисциплин и философии в целом. Хотя современные стандарты и методы научного исследования отличаются от того, что было в древности, тем не менее, многие из его идей и методов заложили основы для будущих научных парадигм.

Одной из важных черт работ Аристотеля является систематизация знаний его времени. В его трудах, таких как "Метафизика", "Физика" и "Органон", он представлял систематический подход к изучению природы, метафизики и логики. Например, в "Физике" он предложил свои идеи о природе движения и причинности, которые в той или иной форме оставались актуальными для науки на протяжении веков.

Его методы исследования также имели важное значение. Аристотель признавал необходимость наблюдения и экспериментов для изучения природы, хотя его методы не сопоставимы с современными научными подходами. Он предполагал логический вывод на основе наблюдений, анализируя данные и делая обобщения. Этот подход к исследованию был первым шагом к научной методологии. Кроме того, работы Аристотеля в области логики, особенно в "Органоне", оказали значительное влияние на развитие логики как науки. Введение концепций, таких как силлогизмы и категории мышления, стали основой для формальной логики и методов рассуждения.

Современная наука значительно продвинулась вперед по сравнению с временами Аристотеля. Методы и стандарты научного исследования изменились, а также расширился спектр научных дисциплин и подходов к изучению мира.

Таким образом, хотя работы Аристотеля не соответствуют современным стандартам научности, его вклад в развитие науки и философии остается важным и вдохновляющим для исследователей на протяжении многих веков.

 Что такое осознанное сновидение с научной точки зрения

Термин "Осознанное сновидение" был введён Фредериком Ван Эденом в своей статье «Исследование сновидений» 1913 году:

«Я могу только сказать, что я проводил свои наблюдения во время нормального глубокого и здорового сна, и что в 352 случаях я полностью помнил свою повседневную жизнь и мог действовать добровольно, хотя я спал так крепко, что никакие телесные ощущения не проникали в мое восприятие. Если кто-то отказывается называть это состояние ума сном, он может предложить какое-нибудь другое название. Что касается меня, то именно эта форма сновидения, которую я называю "осознанными сновидениями", вызвала у меня самый острый интерес и которую я самым тщательным образом записал.»

Фредерик Ван Эден описывал состояние, когда человек осознаёт своё присутствие во сне и может управлять содержанием или ходом сновидения. Термин стал более широко известным благодаря работам различных исследователей, таких как Карла Густав Юнга и Стивена ЛаБержа.

Осознанные сновидения - это состояние, когда человек осознает факт того, что он находится во сне, и может управлять собой и событиями внутри сновидения. С научной точки зрения, осознанные сновидения исследуются в рамках научной области, известной как "луцидные сновидения".

Научные исследования показывают, что осознанные сновидения возможны и могут быть стимулированы путем различных методов и практик, таких как регулярное ведение дневника сновидений, техники реальности, проверок реальности в течение дня и другие. Многие из этих методов основаны на принципах осознанности и внимания к текущему состоянию сознания.

С точки зрения науки, исследования осознанных сновидений позволяют лучше понять природу сознания, феномен восприятия во сне и его связь с активностью мозга. Это может иметь значение для понимания механизмов сновидений, способствовать изучению сновидческого состояния и его влияния на мозговую активность.

Хотя это пока не полностью понятное и изученное явление, научные исследования в этой области продолжаются с использованием методов нейронауки, психологии и сновидческих практик для более глубокого понимания феномена осознанных сновидений.

Первое упоминание Осознанного сновидения в трактате Аристотеля «О сновидении»

Аристотель написал трактат "О сновидениях" примерно в IV веке до нашей эры, входящем в его работы по естественным наукам и философии. Точная дата написания этой работы неизвестна из-за ограниченной информации об этом периоде и жизни Аристотеля.

Хотя термин "осознанные сновидения" в самом виде, не упоминался в трактате Аристотеля, однако очевидно, что Аристотель фактически описывает сам феномен и затрагивает идеи, которые можно связать с этим понятием.

Фрагмент об осознании во сне (Кориск вымышленный персонаж):

Однако каждое [из этих движений], как было сказано, является лишь остатком чувственного впечатления, некогда произведенного действительным ощущением; а когда это настоящее впечатление исчезло, его след по-прежнему сохраняется, и о нем можно сказать, что хоть это и не Кориск, но все же похоже на Кориска!?. Ибо когда человек действительно нечто воспринимает, главенствующая и выносящая суждения способность не назовет это [чувство] Кориском, но, побуждаемая этим [чувственным впечатлением] признает его [соответствующим настоящему Кориску]. Поэтому-то чувственное воздействие, которое, будучи действительно воспринимаемым, признается истинным (если только способность суждения не совсем подавлена движением крови), возникает от движений сохранившихся в органах чувств и воспринимается как нечто подобное настоящему впечатлению, но вследствие сна эта [ошибка] остается незамеченной. То же самое произойдет, если перед глазами незаметно поставить палец; один предмет не только будет казатся двумя, но и создастся мнение о двух предметах; но если [палец] будет замечен, восприятие останется тем же, но мнение о нем окажется иным. Так же происходит и во сне: если спящий понимает, что спит, и [сознает] состояние, в котором восприятия являются его уму, то нечто в нем самом говорит об этом: «Мне является [образ] Кориска, но не сам Кориск»; ибо часто спящий говорит в душе, что являющееся ему есть лишь сновидение; если же он не осознает, что спит, то ничего не противоречит его фантазии.

Работа Аристотеля "О сновидении" представляет собой значительный вклад в понимание природы сновидений и их связи с реальностью. В этом труде Аристотель обращается к философскому анализу природы сновидений, их возможных причин и значение для понимания человеческой природы.

Во-первых, следует отметить, что для Аристотеля сновидения являлись важной частью психологии человека. Он предполагал, что сновидения возникают в результате активности разума во время сна. Анализируя этот феномен, он стремился понять, как разум функционирует вне сознательного контроля, когда мы находимся в состоянии покоя.

В работе "О сновидении" Аристотель выделяет два типа сновидений: те, которые связаны с нашими внутренними переживаниями и мыслями, и те, которые вызваны внешними воздействиями на органы чувств. Он пытается объяснить происхождение сновидений, рассматривая влияние чувств, восприятие и воображение.

Одним из важных аспектов работы является идея о связи между сновидениями и реальностью. Аристотель предполагал, что сновидения могут отражать наши реальные опыты и чувства, но они также могут быть результатом нашего воображения и фантазии. Таким образом, он признавал, что сновидения могут иметь как связь с реальными событиями, так и быть чисто продуктом нашего внутреннего мира.

В современном контексте работы Аристотеля "О сновидении" остаются актуальными, поскольку философский подход к пониманию сновидений продолжает привлекать внимание ученых и философов. С развитием нейронауки и психологии, мы стали более осведомленными о механизмах, лежащих в основе сновидений, однако фундаментальные вопросы, поднятые Аристотелем, остаются предметом интереса исследований.

Таким образом, работа Аристотеля "О сновидении" не только представляет собой ценный философский текст, но и продолжает вносить свой вклад в понимание сложной природы человеческой психики и ее взаимосвязи с миром сновидений.

Источник:
  1. Аристотель «О сновидении»
  2. Фредерик Ван Эден «Исследование сновидений», 1913 // http://www.lucidity.com/vanEeden.html
  3. Чернов А. «Осознанные сновидения: от первого упоминания в научной литературе до актуальных работ» // https://ykgr.ru/practice/lucid-dreaming/871-lucid-dreaming-in-science

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!



Прочитано 3391 раз
июня 29, 2017
Карл Густав Юнг «Человек и его символы»

Карл Густав Юнг «Человек и его символы»

Эта книга была последней, заключительной в жизни великого мастера психоанализа Карла Густава Юнга. Она имеет свою интересную историю и особое предназначение. Если точнее, то книга «Человек и его символы», в отличие от других работ Юнга, предназначена широкому…
февраля 22, 2020
Воля и самоконтроль

Ирина Якутенко «Воля и самоконтроль»

Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью прилагать усилие воли, чтобы избежать мелких соблазнов и не поддаться сиюминутным порывам. Человек, у которого это получается лучше, чем у других, как правило, вызывает всеобщее одобрение. Высокий уровень…
декабря 15, 2019
Astma

Исследование эффекта плацебо на больных астмой: иллюзия причинности и субъективные ощущения

Всегда ли наши субъективные ощущения точны? Можем ли мы полагаться на свое внутреннее чувство? Принято считать, что да, но исследования ученых доказывают обратное. Мы склонны не только субъективно оценивать свое самочувствие выше или ниже реального, но и…
вверх