Меню
Воскресенье, 25 декабря 2016 00:28

Некоторые особенности методики НЛП

В последние годы понятие нейролингвистического программирования стало особенно популярным в среде практикующих коучеров, некоторых психологов и тренеров и людей, желающих изменить свою жизнь благодаря новым методикам. Академическая наука до сих пор не признает теорию НЛП, хотя последняя возникла задолго до большинства современных направлений и методологий психологической науки.

Однако нельзя не отметить некоторые положительные моменты от использования методик НЛП в психотерапии. Именно наличие множества, зачастую прямо противоположных, взглядов на данный феномен актуализирует вопрос прояснения базовых понятий данного направления. Неосведомленность людей приводит к тому, что нейролингвистическое программирование сводится к ассоциациям с гипнозом и иными методами воздействия на сознание людей, подчинения их своей воле и манипулированием.

Итак, что же собой представляет НЛП и чем оно не является?

Прежде всего, нейролингвистическое программирование является одним из видов суггестивной психотерапии, который направлен на изменение поведения и восприятия человека посредством формирования новых заданных программ в вербальной форме (в непрямом виде) [1, c. 57].

Основой НЛП является убеждение в том, что каждому человеку присущи некие паттерны успешности. Изучая истории тех людей, которые многого добились в определенной сфере, можно выявить общие черты.

Считается, что у каждого человека есть собственные скрытые психические ресурсы. Это в чем-то похоже на биологическую теорию о скрытых мобилизационных ресурсах организма, которые включаются в критических ситуациях, заставляя человека развивать предельную скорость передвижения, недюжинную силу, терпение или сообразительность [2, c.127-128].

Задачей врача является обеспечить возможность пациента использовать свои скрытые психические возможности не только в чрезвычайной ситуации, но и в обычной жизни для улучшения ее качества.

Человек формирует свое понимание мира, основываясь на чувственном восприятии. Увиденное, услышанное, тактильно осознанное является эмпирической основой для перехода к умственному познанию. "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах", - эта известная фраза Аристотеля стала своеобразным гимном сторонников субъективного идеализм и солипсизма. Но в действительности, нам не обойтись без первичной информации, которую каждый из нас получает посредством органов чувств [1, c.87].

В зависимости от качества восприятия, личного опыта, знаний и особенностей мышления даже одинаковые события и явления понимаются разными людьми по-разному. Таким образом, каждый человек создает вокруг себя свой собственный мир, свою действительность. Соответственно, можно вывести определенные направления для конструирования качественно новой картины мира, которая бы устраивала человека.

В НЛП процесс восприятия при помощи определенных органов чувств носит название модальности. Так, у визуалов превалирует зрительное, а у аудиалов слуховое восприятие и т.п. Анально-векторная психология помогает понять, какая из модальностей более развита, а какая - наименее. Особенности восприятия также многое могут рассказать о человеке, его фиксациях, комплексах и нерешенных проблемах [3, c.63].

Специалист легко может понять доминирующую модальность пациента по речи. В речи это выражается форма предиката. Например, визуал расскажет о себе, используя слова "видеть", "смотреть", "выглядеть", "внешний вид", "отчетливо", "ясно" и "ярко". А аудиал чаще будет использовать "слышать", "звуки", "скрипеть", "оглушительный", "тихий". Кинестеты больше сосредоточены на чувствах и ощущениях, поэтому их речь будет наполнена словами "ощущать", "тепло", "холодно", "шершавый", "пахнуть", "твердый", "мягкий", "ароматный" [3, c.64-65].

Также существуют невербальные ключи к пониманию человека. Это особенности поведения, поза, жестикуляция, тембр голоса, темп речи, иные отличительные черты. В НЛП непосредственно выделяют паттерны глаз, с помощью которых можно быстро определить особенности восприятия человека и подобрать к нему свой ключик. Это подстройка, если говорить о терминологии данной теории. Подстрока необходима для установления контакта и доверительных отношений. Когда вы подстраиваетесь, то можете получить расположение собеседника.

Задачей психотерапевта является получение информации о модальностях и паттернах пациента. Необходимо иметь представление о его мета-модели поведения (у нормального человека их не более 2-3). Психически нездоровый человек имеет неограниченный набор моделей поведения, порой не поддающихся коррекции [4, c.89].

Нейролингвистическое программирование используется не только в практике психотерапии, но и для различных тренингов личностного роста, бизнес-стратегий и рекламных компаний. Понятие "разрыв шаблона" считается одним из самых известных в НЛП. Для того чтобы привлечь внимание человека и, собственно, перепрограммировать его сознание на восприятие той или иной информации, необходимо разрушить привычные логичные и ассоциативные связи. Этой технологией пользуются создатели телевизионных шоу, рекламных роликов и новостных выпусков.

Поскольку язык является важным элементом познания (мышление и речь тесно взаимосвязаны), то и воздействовать удобнее всего посредством речи. Построение особых речевых конструкций позволяет изменять стратегии поведения пациента и его восприятие. Любое влияние ведется осторожно и деликатно, это настоящее искусство и полноценная серия психотерапевтических сеансов.

Преимущества методик нейролингвистического программирования

  • возможность мягкого воздействия на пациента;
  • построение доверительных отношений;
  • раскрытие присущих человеку черт и особенностей;
  • эффективное избавление от фобий и комплексов;
  • гармонизация личности.

Существующие мифы об НЛП несколько демонизируют саму теорию и методологию, вызывая у обывателей страх и недоверие ко всему, что связано с данной темой [4, c.92]. Отчасти это происходит из-за того, что многие тренеры пользуются несколькими методами лингвистического программирования для повышения мотивации людей, построения модели поведения лидера и т.п. Такой утилизированный аспект вопроса существенно сужает действительно разнообразную, глубокую и эффективную методологию НЛП, способную реально помогать людям с серьезными психологическими и психическими проблемами.

Список литературы:
  • 1. Берулава Г. А.  Методологические основы деятельности практического психолога. — М.: Высшая школа, 2003. — 4000 экз.
  • 2. И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г.
  • 3. Т.Лири, М.Стюарт и др. Технологии изменения сознания в деструктивных культах. — СПб.: «Экслибрис», 2002. 224 с.
  • 4. Михайлов Б. В., Сердюк А. И., Федосеев В. А.  Психотерапия в общесоматической медицине: Клиническое руководство / Под общ. ред. Б. В. Михайлова. — Харьков: Прапор, 2002. — 128 с.

Автор: Ланчевская Антонина
Политолог, социальный философ, журналист, публицист

Точка зрения редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи. ПРИМЕР. В 1996 году один из отцов-основателей НЛП (нейро-лингвистическое программирование) и «великий коммуникатор» (каким он сам себя считал) Ричард Бендлер подал в американкий суд на другого отца-основателя НЛП Джона Гриндера и ряд других НЛП-тренеров, обвиняя их в присвоении его интелектуальной собственности – НЛП и требуя компенсации, цитируем: «в размере, определяемом судом, ни в коем случае не меньшем чем 10 миллионов долларов с каждого». В 2000 году Верховный Суд США вынес решение, гласящее: «Р. Бендлер вводил общество в заблуждение, посредством лицензионного соглашения и рекламного материала, заявляя, будто является единственным владельцем интеллектуальной собственности НЛП и единственным лицом, имеющим право на определение членства в НЛП-сообществе». Чуть позже Бендлер проиграл аналогичный суд в Великобритании и был вынужден в июле 2000 года объявить себя банкротом. Источник:  40 типовых ошибок при разработке новых тренингов, семинаров и консалтинговых продуктов версия 2.01 Викентьев И.Л., 2009 г.


Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!



Прочитано 6901 раз
марта 04, 2020
«Джедайские техники» М. Дорофеева

«Джедайские техники» М. Дорофеева: от прокрастинации и потерь к высокой личной эффективности

Прокрастинация, низкая продуктивность, отсутствие эффективного плана работы… Все это проблемы, до боли известные современным менеджерам и обычным людям, увлекающимся саморазвитием. Литературы на тему прокрастинации и ее андипода — высокой продуктивности —…
апреля 19, 2017
Ухтомский А. А. «Доминанта»

Ухтомский А. А. «Доминанта»

Русский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский ввел в научный обиход понятие доминанты в самом начале ХХ века (10-е годы). Сегодня в ситуации междисциплинарного взаимодействия это учение принимается как психологами, так и физиологами, биологами, неврологами.…
января 04, 2018
дети-Маугли

Необратимость сенситивного периода: дети-Маугли

Наш современный мир вполне можно назвать детоцентричным: появляется множество методик развития, принцип проявления креативности стал основополагающим в процессе воспитания и обучения, реализуется индивидуальный подход. Особенно ценным для психологии развития…
вверх