Семейные расстановки Берта Хеллингера: разоблачение лженаучного метода
Поверхностная «психотерапия» для скучающих или заработок для «гуру»? Что вы подумаете о психотерапевте, который скажет вам, что вы не можете найти взаимопонимание со своим ребенком потому, что ваша бабушка делала аборты? А лишний вес у вас потому, что прабабушка умерла в блокаду? А экзамен на право вождения автотранспорта в ГИБДД вы никак не можете сдать по простой причине: ваша троюродная тетя, которую вы знали только по имени и никогда не видели, погибла в автокатастрофе… «Он специалист, он лучше знает»? Добро пожаловать на семейные расстановки по Берту Хеллингеру!
«Я смотрю на тебя как на такого же человека, как я: у которого точно так же есть отец, мать и своя особая судьба.
Делает ли это тебя больше? Или меньше? Лучше или хуже? Если ты больше, то я тоже. Если – меньше, то я тоже. Если ты лучше или хуже, то и я тоже. Потому что я – такой же человек, как ты. Если я уважаю тебя, я уважаю и себя. Если я питаю к тебе отвращение, то себе я тоже отвратителен». Берт Хеллингер. К Гитлеру. [1]
Чем опасен блеф в психологии и психотерапии
Покерный термин «блеф» – хорошая мина при плохой игре – вызывает негативные чувства, когда оказывается применимым к науке. Можно верить или не верить религиозным деятелям, мистикам, эзотерикам – но авторитет науки в глазах людей слишком высок. И когда в Интернете (впрочем, и задолго до эпохи Интернета) появляется очередная «научная сенсация» вроде находки скелетов гигантов в Индии весной 2007 года – люди закономерно ощущают разочарование, узнав, что Национальное географическое общество никаких гигантов знать не знает, а фотошоп может многое… Обидно, конечно, что нет археологического открытия, нет научного чуда. Но ведь авторитет настоящих археологов не пострадал. Да и никто не пострадал – вздохнули, посмеялись…
Но когда речь идет не о мертвых гигантах, а о живых людях – то есть, мыльным пузырем оказывается то, что непосредственно их касается и оказывает на них воздействие… Это уже не шутка (гигантов-то с натяжкой можно было принять за шутку) – это почти преступление.
Психолог и психотерапевт, использующие непроверенные, ненаучные методы работы, просто опасны. Хотя бы потому, что не могут предсказать последствий своей работы для каждой конкретной личности.
Но еще интереснее становится, когда неким методом гордо размахивают люди, имеющие очень косвенное отношение к психологии и ни малейшего – к психотерапии.
Теория
Первая и вполне серьезная статья на русском языке о методе семейных расстановок по Берту Хеллингеру, опубликованная в профессиональном психологическом издании «Психотерапия» – это работа Елены Веселаго, где дается достаточно полный обзор теории метода. Правда, со множеством оговорок – мол, сам Берт Хеллингер не называет себя теоретиком, преподавателем и учителем. Он не писал монографий и статей. Все его сборники – чужие записи с его «выступлений».
«Таким образом, стройной концепции расстановок «от первоисточника» просто нет. Этим «ненаучным» подходом Берт также «заразил» многих из своих первых учеников, ныне ведущих расстановщиков мира. Большинство из них не стремится принадлежать к научному сообществу и выбирает «практиковать, а не описывать», избегая иногда даже обычной разъяснительной работы для своих клиентов» [1].
Возможно потому, что в научном сообществе этим любителям «творчества, приключения, медитации» делать нечего? И разъяснить клиентам они, действующие «наобум Лазаря», просто ничего и не могут?
Еще чудесный пассаж из той же статьи: «Способность делать хорошие расстановки является «следствием» такого трудноопределимого фактора, как личная зрелость.
При этом, что такое «хорошая расстановка», тоже не определено, однозначные критерии качества не сформулированы. На расстановку часто смотрят как на искусство – хорошая работа красива. И подводить под эту красоту теоретическую базу многим совсем не хочется» [1].
Но как клиенту-то узнать, «дозрел» ли как личность человек, которому он вверяет свою психику, или еще не очень?! А «личностно незрелый» расстановщик, получается, сделает расстановку плохо? То есть легко может не помочь, а навредить?
И самый главный вопрос: красиво, медитация, приключение… Все это чудесно, но… при чем здесь психотерапия? И не жалко ли клиентам самих себя, когда они доверяют свое самое сокровенное этим творческим медитаторам, которые хотят красиво двигать фигуры и создавать иллюзию «примирения» человека с любыми трудностями и даже мерзостями его существования?
Ведь человек, по Хеллингеру – часть своей семейной системы, «никто не исключен, все принадлежат», если ты отрицаешь и пытаешься выбросить из жизни какую-то часть системы (ну, например, родного дядю со слабыми наклонностями педофила) – опасайся, что кто-то из твоих детей бессознательно будет проживать мотивы его жизни!
Звучит как бред? Вы просто не ощущаете себя частью семейной системы, что уж говорить об общечеловеческой! Вот Хеллингер ощущает (см. эпиграф) – даже Гитлера готов принять, понять и… уподобиться. Разве нет? Процитируем повторно: «Если я уважаю тебя, я уважаю и себя». Это возможно понять иначе?
Упомянув о том, что теоретик из Хеллингера никакой, Веселаго осторожно оговаривается: «Скорее, он духовный учитель…» [1].
Ну разумеется. Разумно не брезгующий материальным – духовность нынче хорошо оплачивается. Странно, почему прежние духовные учителя были такими простофилями – и Будда не брал с учеников платы за Просветление, и Иисус изгонял из человека бесов почему-то тоже даром…
Под статьей Веселаго, как и положено, приведен список литературы. Раз уж сам гуру не заботится об описании своей методики – почему бы это не сделать ученикам? Иисус тоже, как помнится, не написал ни одного Евангелия…
Итак, Свагито Либермайстер, «Корни любви». Фамилия - «родная», немецкая, имя получено от другого гуру – а именно, Ошо.
Книга повергает в глубокое недоумение с первых страниц. Сразу вспоминаются «лихие 90-е», когда полки книжных магазинов и уличные лотки были буквально завалены разнообразной эзотерической маку… извините, литературой, которую читаешь с невольной улыбкой: интересно, удастся автору обвести читателя вокруг пальца или нет?..
Судите сами, что написано в этой книге и проповедуется как эффективный метод решения личных и семейных проблем с помощью расстановок. В правом столбце – вопросы, которые вызывает это творение.
«Корни любви» |
Комментарии и вопросы автора |
«...клиент приносит с собой некое энергетическое поле своей семьи, и произвольно выбранные люди получают доступ к чувствам и переживаниям тех, кого они замещают.» [2] |
То самое поле, которое адепты Хеллингера называют «знающим», «информационным» и даже «морфогенетическим» (наукообразно, да). Какими приборами зафиксировано это «некое» поле и в каких единицах измеряется? Каким образом посторонние люди получают доступ к чувствам людей из семьи клиента? Ведь если клиент обратился за помощью по поводу проблем в семье – он и сам не имеет доступа к чувствам своих родных! А когда место отсутствующего человека заменяют предметом (на расстановках это практикуется) – стул или подушка тоже получают доступ в поле? |
«Во время сессии заместители могут перемещаться и произносить короткие фразы, которые им предлагает ведущий. Обычно это простые предложения, не больше одной строки, вскрывающие глубокую правду об отношениях между членами исследуемой семьи.» [2] |
Откуда ведущему (расстановщику) известна эта глубокая правда? Не иначе, «знающее поле» подсказало... |
«Любой человек, воспользовавшийся возможностью собрать членов своей семьи в расстановке по Хеллингеру, обнаружит, что полученная картина в точности представляет отношения между членами его семьи, а также увидит в ней некий скрытый смысл.» [2] |
Отношения между членами его семьи по мнению расстановщика? Ну разумеется, человека, который сам не может разобраться, что за отношения у него в семье, довольно легко убедить, что они именно таковы. Интересно мнение других членов семьи, но кто их спрашивает? Смысл, скрытый от кого? |
«Во время расстановки вы можете работать со всем, что вызывает у вас эмоциональный дискомфорт или затруднения в практическом плане, поскольку корни почти всех психологических проблем кроются в неразрешенных семейных конфликтах.» [2] |
Почти всех? Неужели? Человек с конфликтом в профессиональной сфере, возникшим из-за его некомпетентности и небрежного отношения к работе, должен искать корни этого конфликта в своей семье? Да можно, конечно, найти, если сильно захотеть. Может, жена мешала профессионально совершенствоваться, требовала помочь с детьми и мыть посуду. Или покойный дедушка из-за запоев не выходил на посевную в колхозе… Не нужно удивляться покойному дедушке, нужно читать дальше... |
«Простого понимания того, что мои личные трудности являются отражением некой большей дисгармонии, которую испытывают все, с кем я рос и кто жил до меня, оказывается достаточно для того, чтобы расслабиться.» [2] |
А вот и он, с приветом с того света! Те, кто жил до клиента, до сих пор испытывают дисгармонию! Глагол «испытывают» употреблен в настоящем времени, иначе это понять невозможно. Любопытно, что испытывают родственники людей, не верящих в загробное существование? |
«Клиенту не следует обсуждать полученный опыт или что-то с ним делать — в нужное время изменения начнут происходить как бы сами собой. Возможно, вскоре после того, как в сознании клиента произойдут некие подвижки, он вновь захочет сделать расстановку. И новая сессия будет проводиться совершенно независимо от предыдущей.» [2] |
А если не начнут? А если они будут негативными? Но следующая фраза объясняет все: конечно, понадобится новая расстановка! А потом еще одна… и еще… Всем хорошо: клиент убежден, что вовсю решает свои проблемы – непонятно только, почему требуется обращаться за расстановками снова и снова – проблемы не решаются, а усугубляются? Или их число растет? И ведущему хорошо: каждая расстановка – это немалые деньги... |
Очень интересно про эти новые расстановки пишет Елена Веселаго: «Например, ко мне обращался за советом мужчина, жена которого «подсела» на расстановочную работу и почти еженедельно запрашивала расстановки про свои отношения с ним, несмотря на то, что муж категорически был против таких работ» [1]. Эта цитата из той части ее статьи, которая называется «Вопросы корректности доступа и вмешательства в систему» – то есть внимание расстановщика сосредоточено на муже клиентки, которому не нравится происходящее.
На «подсевшую» – ноль внимания. То есть это, по всей видимости, воспринимается как абсолютно нормальное явление. Ну увлеклась, ну является каждую неделю – и платит, конечно же. Зачем разбираться, почему она это делает – расстановщику просто-напросто невыгодно отпугивать такую перспективную клиентку! Наверное, не стоит и говорить о профессиональной этике настоящих психотерапевтов, которые, видя, что не могут решить проблему клиента и ходят по кругу, «передают» его коллегам – с согласия клиента, конечно же…
Интересно другое: почему клиенты (точнее, по большей части клиентки) «подсаживаются» на расстановки? Потому ли, что действительно хотят решить свои проблемы? И те ли проблемы они решают, если расстановкам конца нет?
Может быть, «проблемы с мужем» тут ни при чем, а все намного проще? Расстановки – интересный, эмоционально насыщенный способ проведения досуга, к тому же, на них женщина ощущает себя в центре внимания… Может быть, ее настоящая проблема – это скучные будни, нереализованность и отсутствие живого общения? Человеку, действительно ярко живущему, и некогда, и неинтересно водить туда-сюда по комнате посторонних людей, воображая, что они замещают его близких...
Практика: театр одного режиссера
Желающие могут увидеть расстановщиков в действии.
Очень любительский фильм «Расстановки Елены Брежневой». Запрос молодой девушки: хочет встретить «своего» мужчину, но, видимо, пока не получается. Расстановщик предлагает выбрать заместителей – для клиентки и желаемого мужчины. Просит клиентку поставить их, как хочется. Девушка недолго думая соединяет их в объятии…
А дальше начинается странное. Расстановщик интересуется у заместительницы, долго ли она может так простоять (сомкнув руки на шее «возлюбленного»). А если день? Два, три?
В расстановку вводится заместитель ребенка этой пары. Надо же, ему только и остается стоять в сторонке, поскольку в такой позе его «мать» и «отец» могут быть заняты только друг другом! Из всего этого расстановщиком делается вывод, что у клиентки слишком романтические представления о жизни с будущим партнером, и ребенку тут места нет… Клиентку от души жаль: она только кивает, соглашаясь с «гуру» и совершенно не вдумываясь в услышанную «кухонную психологию».
Решительно непонятно, почему у молодой девушки не должно быть романтических чувств к мужчине своей мечты. Для влюбленности, начального периода отношений романтика более чем естественна – даже и не у столь молодых людей. Клиентка должна была усадить заместителей друг напротив друга и вообразить, что они по пунктам обговаривают брачный контракт, что ли? А там и «ребенок» рядышком подсел бы… Что странного и неправильного в том, что, соединив пару в объятиях, девушка передала свой образ нежности и близости?
Зачем были вопросы, сколько времени заместительница может простоять, обнимая мужчину? Расстановщик действительно полагает, что люди способны заниматься сексом круглосуточно, не делая ничего иного? И клиентка мечтает именно об этом? Откуда такое мнение?
Далее в расстановку вводятся заместители родителей клиентки. И это еще более странно – с точки зрения не-адепта Хеллингера. Девушка явно совершеннолетняя, партнера тоже вряд ли выберет школьного возраста… При чем здесь родители? Расстановщик, как и заповедано Хеллингером, решил пройтись по «семейной системе» – а ну как отношения с родителями мешают девушке построить свое счастье…
Насколько все это дилетантски-поверхностно выглядит, и говорить нечего. Но расстановщик, как рыба в воде – расставляет «фигуры» так и этак, ставит девушку (клиентка уже в расстановке) напротив «отца» и страстно подсказывает, что она должна сказать ему: «Со мной все хорошо, папа!». Начинает попахивать мылом. Бразильским. Телевизионным. «Мама» признается, что у нее мурашки побежали… Еще бы: режиссер помогает марионеткам играть то, что ему надо, чтобы они сыграли. Выкладывается на полную!
А титры-то в фильме интересные. Один из них – о том, что расстановки помогают решать любую проблему… частично.
И какие претензии могут быть потом? Человек сам себя убедит, что частично ему стало лучше. Что-то понял про себя. Но не очень понял, что именно. Опять же, мурашки побегали. Проблема как была, так и останется нерешенной, но частично что-то произошло!
В завершение – кое-что о расстановщике. После окончания дефектологического факультета МГПИ работала дефектологом и логопедом (зачем уточнение? МГПИ выпускает и психологов, но здесь не тот случай). Но еще на 3 курсе увлеклась практической психологией. Побывала и у Егидеса, и в Синтоне, и у Фиолетовых (из краткой автобиографии: «В 1998 году попала в Центр Всемирных взаимоотношений. Это было как взрыв: пошло осознание себя, своего пути. Через год начала работать инструктором в Социуме, потом — в Гармонии. Впитывала поток информации, почти полностью сменился круг друзей, пришли новые книги, идеи… Соприкоснулась с духовностью. Вторая ступень рейки») [3]. Как же «практическому психологу» без рейки – совершенно никуда, особенно после соприкосновения с духовностью. Интегративная семейная терапия, танатотерапия… Ну и Хеллингер как-то органично вписался в этот набор. Такое чувство, что и сама госпожа Брежнева когда-то хорошо «подсела» на «тренинги и самосовершенствование» – это что-то вроде любимого хобби, без которого жизни нет. Удивительно ли, что «подсаживаются» другие? Это же вечная тусовка, где тебе всегда уделят внимание!
Создала вместе с мужем (встреченным в Синтоне) тренинговый центр «Солнечный круг». Приглашает на тренинги. Расстановки по Хеллингеру – 5000 рублей с человека. И за тусовку цена великовата – а уж за работу с человеком, который не является ни психологом, ни уж тем более психотерапевтом… Не денег жалко – людей. С другой стороны, может, они, не желающие даже вникнуть в то, чем занимаются, и заслуживают именно такого специалиста – коррекционного педагога?
Литература:
- 1. Елена Веселаго. Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технология. Журнал «Психотерапия» № 7, 2010, № 1, 2011. [Электронный источник] // https://constellations.ru/paper.html
- 2. Свагито Р. Либермайстер. Корни любви. Пер. с англ. Санкт-Петербург: ВЕСЬ, 2008. [Электронный источник] // https://www.litmir.me/bd/?b=161155
- 3. Портал Самопознание.ру, страница Тренинги и специалисты, Елена Брежнева. [Электронный источник] // https://samopoznanie.ru/trainers/elena_brezhneva
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Свежие статьи
- Исследование: процедура устранения граффити в общественном туалете
- Обзор 11 исследований: Современный взгляд на вред курения через призму научных публикаций
- Исследование: Сознание в колыбели или о возникновении младенческого опыта
- Исследование: Паттерны травм, связанные с когнитивно-моторной диссоциацией
- Исследование: Пол, возраст и зависимость от смартфонов в 41 стране