Павел Вацлавик «Как стать несчастным без посторонней помощи»
«Как найти много друзей», «Как стать миллионером» – знакомые заголовки? В настоящее издается большое количество книг с подобными названиями. Со времен Дейла Карнеги их поток не иссякает, и все они очень похожи одна на другую, но только отдельным авторам удалось сказать совершенно новое слово в этой области. Одним из таких авторов является профессор Стэнфордского университета, знаменитый австрийский и американский психолог Павел Вацлавик. Его небольшая книга «Как стать несчастным без посторонней помощи» [1] с момента выхода в свет в 1983 году завоевала сердца миллионов читателей в самых разных странах, став поистине мировым бестселлером. И это неудивительно, ведь крайне редко о серьезных и важных проблемах повествуют в столь простой форме, четко, увлекательно, и с тонким юмором.
Венское остроумие знатока коммуникации
Павел Вацлавик родился в Вене вскоре после того, как Австро-Венгерская империя приказала долго жить, произошло это в 1921 году. Венский блеск остроумия не поугас, юный Павел рос и развивался в интеллектуально насыщенной и мультикультурной атмосфере, предопределившей его дальнейший интерес к психологии.
Ученую степень в области аналитической психологии Вацлавик получил в 1954 году в Институте Карла Юнга (г. Цюрих), после чего некоторое время работал в университете Сальвадора. В 1960 году Вацлавик возглавил Институт исследования психики в Пало-Альто (США). Среди его научных достижений следует отметить внедрение системного подхода в теорию семейных коммуникаций. В частности, Вацлавик разработал пять аксиом общения, обеспечивающих существование семьи как социальной единицы. Также он автор таких книг, как «Прагматика человеческих коммуникаций» [2], «Насколько действительно настоящее» [3] и др., но подлинную славу ему принесли не насыщенные научными терминами исследования, а сборник шуточных «вредных советов».
Хочешь быть несчастным? Будь!
Пародируя образчики массовой научно-популярной литературы, Вацлавик показывает в четырнадцати главах книги основные психологические механизмы, которые отравляют человеку существование. Например, вера в то, что раньше все было лучше, чем сейчас и выбор заведомо недостижимой цели; привычка заранее переживать о всевозможных проблемах и упорное следование неэффективным моделям поведение (в просторечии «наступать на те же грабли») – все, о чем пишет Вацлавик, в той или иной степени присуще каждому человеку.
Конечно, воспоминания о юности - это всегда лишь одна из множества возможностей. В качестве другого примера можно назвать безутешную скорбь о разрыве романтической связи. Ни в коем случае не поддавайтесь доводам разума, не верьте собственным воспоминаниям и оставайтесь глухи к увещеваниям добрых друзей, в один голос твердящих вам, что роман все равно был обречен на неудачу и что время от времени вы и сами уже мечтали, как бы вырваться из этого ада. Не верьте, если вам будут говорить, будто разрыв - это еще не самое страшное и что могло быть гораздо хуже. Наоборот, попытайтесь в сотый раз убедить себя в том, что если бы вам снова удалось начать с начала - но только уже по-серьезному, по-хорошему,- то все бы сложилось самым прекрасным образом. (Совершенно очевидно, что ни малейших шансов на благополучный исход романа нет и не предвидится.) Отметайте все сомнения и руководствуйтесь следующим, в высшей степени логичным, соображением: раз утрата возлюбленной вызывает у вас такие адские муки, то каким же райским блаженством было бы обрести ее вновь! [1, с.16]
Продолжайте «накручивать» себя, настойчиво отказывайтесь от всяческих конструктивных изменений, ищите врагов, выдавайте самосбывающиеся пророчества – и тогда боль, обида и разочарование никогда не уйдут из вашей жизни, уверяет Вацлавик. Отдельно следует отметить блестящий анализ, который провел автор относительно провальных коммуникативных техник. А для тех, кто еще недостаточно в них преуспел, предусмотрены шуточные упражнения.
Упражнение 1
Попросите партнера оказать вам какую-нибудь услугу. Как только он направится исполнять вашу просьбу, тут же, не давая опомниться, обратитесь к нему с новым поручением. Поскольку партнер сможет выполнить обе ваши просьбы только поочередно, а никак не одновременно, победа вам практически обеспечена. Если он предпочтет сперва довести до конца первое дело, то вы сможете упрекнуть его в невнимании к вашей второй просьбе, и наоборот. В том же случае, если партнеру вздумается рассердиться, не упустите возможности кротко и грустно заметить, что в последнее время он почему-то стал очень раздражительным. [1, с.41]
Вацлавик не только описывает основные психологические ловушки, но и объясняет, каким образом они появляются в сознании человека. Важную роль здесь также играют модели и сценарии поведения, которые буквально навязывает человеку современная культура (причем не только массовая) и национальные традиции. К примеру, патологические отношения между партнерами, в которых один играет роль вечной жертвы, а другой – вечного спасателя, увековечены во многих шедеврах всех культур и эпох.
Если обратиться к литературным примерам, то сразу же приходят в голову бесчисленные романы и либретто XVIII и XIX веков, повествующие о юном аристократе, который посвящает свою жизнь спасению распутной, одержимой порочными страстями - но, как оказывается, в глубине души совершенно невинной, обворожительной и наделенной всевозможными достоинствами - женщины легкого поведения. Более современный и близкий нам пример представляет собой некая особа женского пола - как правило, умная, интеллигентная, вполне респектабельная и склонная к самопожертвованию,- одержимая роковой манией нежной силою своей любви спасти и вернуть к нормальной жизни какого-нибудь алкоголика, любителя азартных игр или преступника и вплоть до самого печального финала упрямо продолжает в том же духе: в ответ на ничуть не меняющееся поведение избранника она с не меньшим постоянством одаривает его все новыми и новыми порциями преданности и готовности прийти на помощь. [1, с.50]
Может показаться, что Вацлавик слишком саркастичен в своем повествовании, но на самом деле это не так. В действительности же, сильные сторонами его книги являются здоровый юмор и гуманистический подход. Автор не просто верит в то, что человек создан для счастья, а он глубоко убежден, что счастье и несчастье человека в конечном счете зависят только от него самого. Прочитайте «Как стать несчастным без посторонней помощи» – и вы поймете, что это действительно правда.
Литература:
- 1. Вацлавик, П. Как стать несчастным без посторонней помощи; пер. с англ. О.В. Захаровой. — М.: ПРОГРЕСС, 1990. — 96
- 2. Вацлавик, П. Прагматика человеческих коммуникаций/ П. Вацлавик, Д. Бивин, Д. Джексон; пер. с англ. А. Суворовой. — М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО Пресс, 2000. — 320 с. (Серия «Психология. XX век»).
- 3. Watzlawick, P. How real is real? : Confusion, disinformation, communication. — New York : Random House, 1976. — 266 p.
Купить книгу на ОЗОН Купить книгу в Лабиринте
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Свежие статьи
- Исследование: процедура устранения граффити в общественном туалете
- Обзор 11 исследований: Современный взгляд на вред курения через призму научных публикаций
- Исследование: Сознание в колыбели или о возникновении младенческого опыта
- Исследование: Паттерны травм, связанные с когнитивно-моторной диссоциацией
- Исследование: Пол, возраст и зависимость от смартфонов в 41 стране