Исаак Ньютон и настойчивость
Нередко судьбу называют слепой. Но судьба не так слепа, как люди. Если всмотреться в жизнь повнимательнее, то неизбежно нужно прийти к заключению, что судьба обычно благоприятствует людям наиболее трудолюбивым, подобно тому, как ветер и волны всегда благоприятствуют лучшим мореплавателям. Даже в высших отраслях умственной деятельности человека наиболее полезными оказываются самые обыкновенные качества, как-то: здравый смысл, внимание, прилежание и настойчивость. Гениальность вовсе не составляет необходимости; но даже и гении высшего полета немыслимы без этих качеств. Величайшие люди сомневались в силе гения и ставили гениальность на одну доску с житейской мудростью и стойкостью в преследовании намеченной цели. Многие мыслители смотрят на гениальность, как на более интенсивный здравый смысл. Джон Фостер считает ее не чем иным, как способностью поддерживать огонь вдохновения. Бюффон говорит: "Гений — это терпение".
Ньютон был, несомненно, умом высшего полета, но все же, когда его спрашивали, каким образом дошел он до своих замечательных открытий, он скромно отвечал: "По средством постоянного размышления над ними" В другой раз он так выразился о методе, которому следовал при своих занятиях: "Я никогда не упускаю из виду изучаемого вопроса и жду, пока первое мерцание наступающего дня сменится полным светом" В этом отношении Ньютон использовал лишь пример других, и высокая слава его всецело основана на прилежании и настойчивости. Даже отдых его состоял в перемене занятий, так как он оставлял один предмет для того, чтобы заняться другим. Вот слова, сказанные Ньютоном мистеру Бентли: "Если я оказал обществу некоторую услугу, то лишь благодаря прилежанию и терпению" Так и Кеплер — другой великий естествоиспытатель, — говоря о своих трудах и заслугах, выражался следующим образом: «Как говорится у Виргилия: "Слава усиливается по мере своего разрастания".
Так было и со мной: размышления над одним предметом всегда наводили меня на размышления о другом; таким образом, я был вынужден сосредоточиться еще глубже на интересовавшем меня предмете». Необыкновенные результаты, явившиеся следствием трудолюбия и настойчивости, привели многих выдающихся мыслителей к постановке вопроса о том, действительно ли гениальность представляет собой исключительное явление, согласно расхожему мнению. Так, по мнению Вольтера, лишь очень ничтожное расстояние разделяет гениального человека от человека обыкновенного ума. Беккариа даже полагает, что все люди без исключения могут быть поэтами и ораторами; а Рейнолдс держится того взгляда, что всякий человек может сделаться живописцем и скульптором. В силу этого вопрос довольно ограниченного англичанина, спросившего у брата Кановы после смерти последнего, "намерен ли он продолжать его дело", вовсе не может считаться столь нелепым. Локк, Гельвеций и Дидро держались того мнения, что все люди одинаково склонны к гениальности, и то, что способны совершить лишь некоторые избранные, могут при одинаковых условиях совершить и другие, так как законы мышления во всех случаях одни и те же.
Но, даже признавая высокое значение трудолюбия, признавая вместе с тем, что самые гениальные люди были в то же время наиболее неутомимыми работниками, никоим образом нельзя оспаривать то, что без природных способностей никакое трудолюбие не может создать гениев, подобных Шекспиру, Ньютону, Бетховену или Микеланджело. Химик Дальтон решительно отвергал свою гениальность и приписывал все достигнутые им результаты исключительно трудолюбию и опытности. Джон Гентер говорил о самом себе: "Мой ум подобен пчелиному улью; хотя в нем по внешнему виду царит путаница и хаос, он на самом деле исполнен порядка и правильности; он черпает пищу из самых лучших продуктов природы" Обращаясь к биографиям великих людей, мы находим, что наиболее выдающиеся изобретатели, артисты, мыслители и деятели всех родов в значительной мере обязаны успехами, достигнутыми ими, неутомимому трудолюбию и прилежанию. Это были люди, превращавшие в золото все, даже время.
Дизраэли-старший полагал, что вся тайна успеха заключается в искусстве овладевать предметом, а искусство это приобретается лишь неутомимым трудолюбием и усердием. Люди, наиболее содействовавшие прогрессу человечества, были не столько людьми гениальными в собственном смысле слова, сколько людьми с развитыми средними способностями и непреодолимой настойчивостью; не столь часто люди, богато одаренные от природы, преуспевали в жизни, как те, которые предавались делу с неутомимым усердием, к какой бы сфере ни относилась их деятельность. Люди, которым недостает настойчивости, как бы способны они не были, весьма часто отстают от людей, даже ограниченных, но прилежных.
Таким образом, самой важной задачей воспитания является выработка в человеке умения трудиться; если это достигнуто, успех в жизни достигается сравнительно легко. Еще раз повторяем — все в жизни достигается трудом. Самое простое дело нельзя осуществить иначе, как посредством упорного труда; и чего только нельзя преодолеть им!
Цитат из книги Сэмюэла Смайлса «Саморазвитие умственное, нравственное и практическое», первоисточника по теме саморазвития. Книга впервые была издана в 1859 году.
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Свежие статьи
- Виктор Пелевин о счастье
- Луций Сенека Нравственные письма к Луцилию
- Сложные задачи и психологи
- Виктор Пелевин о природе сознания
- Чем вдохновлялся Ричард Бах Когда писал Чайку