Психологические игры: «Домашний мудрец»
Коммуникация между людьми тем или иным способом связана с их участием в психологических играх. Игры - это промежуточное состояние между времяпрепровождением и истиной близостью. Времяпрепровождение не затягивает человека надолго, а истинная близость многих пугает. Игра является источником поглаживаний для человека, при этом не возникает необходимости вступать в близость.
Эрик Бёрн считал, что
Промежуток между времяпрепровождениями и истинной близостью как бы прослоен играми. Повторяющиеся времяпрепровождения, такие, например, как вечеринки в честь продвижения по службе, в конце концов приедаются. Близость, в свою очередь, требует тщательной осмотрительности, причем и Родитель, и Взрослый, и Ребенок обычно настроены против нее.
Один из последователей Эрик Бёрна Клод Штайнер видит причину желания людей участвовать в играх в наличии выигрыша: «Причина того, что человек играет в игры, лежит в наличии выигрыша. Если провести аналогию с техникой, структурный анализ описывает части личности так же, как техническое описание — части машины или механизма. Транзактный анализ описывает, как эти части взаимодействуют между собой, так же как чертеж среза механизма показывает, как его части соединяются между собой. Но для того чтобы понять, почему люди вообще стремятся общаться друг с другом, необходимо постулировать существование некой движущей силы, наподобие бензина; для этого в транзактном анализе существуют мотивационные концепции стимульного голода, структурного голода и позиционного голода. Игры утоляют голод всех трех видов, и удовлетворение от игр связано с наличием в них выигрыша».
Игры могут быть как разрушительными для человека, так и созидательными. Одной из созидательных или конструктивных игр является «Домашний мудрец». Бёрн писал в своей книге «Игры, в которые играют люди», что «Домашний мудрец» это в большей степени не игра, а сценарий с элементами игры.
Роли
Инициатором, как правило, является мудрый и опытный человек, который имеет широкий кругозор и знания в различных сферах жизни. Люди часто обращаются к нему за помощью или советом. Если этот человек имеет возможность помочь, то он обязательно это сделает. Взамен за свою помощь он ничего не просит. Его «вознаграждение в этой игре» сам факт того, что к нему обращаются за помощью. Он чувствует внутреннее удовлетворение от самого факт нужности окружающим.
Скрытые мотивы
Игрок действует из эго-позиции Родителя. В данной игре оказание помощи посредством действия или совета является для игрока способом самореализации. Кроме того, он получает от других игроков благодарность, что возмещает его потребность в поглаживаниях.
Анализ игры
Чаще всего в эту игру играют люди в зрелом возрасте. Благодаря своей открытости и готовности прийти на помощь в любой момент, а также определенному багажу знаний и навыков этот человек очень скоро приобретает славу «местного мудреца», соответственно, и определенное социальное положение.
Эрик Бёрн пишет в книге «Игры, в которые играют люди» следующее:
Лучше всего эта игра удается людям, которые, прежде чем приступить к исполнению своей роли, обратились к психотерапевту, чтобы для себя выяснить свои мотивы и узнать, каких ошибок им следует избегать.
Анализ игр помогает человеку понять свои истинные мотивы при совершении того или иного действия, а в случае необходимости перепрограммировать свой сценарий, чтобы достичь внутренней гармонии и согласия с окружающим миром.
Литература:
- Бёрн Э. Игры, в которые играют люди.
- Бёрн Э. Психика в действии.
- Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна.
Автор: Елизавета Листер
писатель, преподаватель истории
Публикуется в авторской редакции
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Свежие статьи
- Исследование: процедура устранения граффити в общественном туалете
- Обзор 11 исследований: Современный взгляд на вред курения через призму научных публикаций
- Исследование: Сознание в колыбели или о возникновении младенческого опыта
- Исследование: Паттерны травм, связанные с когнитивно-моторной диссоциацией
- Исследование: Пол, возраст и зависимость от смартфонов в 41 стране