Меню
Среда, 04 января 2023 12:27

Исследование: неудобная правда или восприятие детской откровенности

Мы часто говорим одно, а делаем совершенно другое. Посылая противоречивые сигналы своим детям мы сами порой воспитываем противоположные качества, вместо тех которые считаем ценными. Взрослые передают детям противоречивые сообщения о приемлемости высказывания правды и лжи в разных контекстах.

В этом исследовании учёные из школы криминологии и правосудия в Техасе решили выяснить как поступят родители узнав что их ребёнок солгал. Чтобы разобраться в этом несоответствии, авторы исследования, предложили 267 взрослым посмотреть видеозаписи 24 ребенка в возрасте от 5 до 15 лет. В некоторых видеозаписях дети лгали чтобы защитить других или из вежливости, а в не которых видео говорили жестокую правду. Правда и ложь в видеозаписях отличались степенью своей прямоты (прямолинейной или утончённой). Взрослые оценивали детскую правду и ложь в различных ситуациях и делали выводы о качествах ребёнка и указывали, будут ли они вознаграждать или наказывать детей.

Результаты показали, что откровенные правдорубы были оценены наиболее негативно по сравнению с лжецами и тонкими правдорубами, но только за ложь из вежливости. В защитных сценариях (например, при попытке защитить сестру ложью) прямота не оказывала такого влияния. Кроме того, участники указали, что больше всего они вознаградили бы тонкое правдивое высказывание. Результаты нарисовали сложную картину того, как детская просоциальная ложь воспринимается и, вероятно, социализируется, подчёркивая важность обстоятельств и способа, при котором ложь и правда передаются.

Выводы: учитывая повсеместное влияние социализации на поведение детей, а также неоднозначные сообщения, которые дети получают о лжи, неудивительно, что они с раннего возраста занимаются нюансированной ложью. Текущее исследование иллюстрирует степень непоследовательности взрослых в их оценках и поведенческих реакциях на детей разного возраста, которые лгут или говорят правду. Остаются вопросы относительно того, последует ли их личное поведение этому примеру, но вполне вероятно, что эти противоречивые явные и неявные сообщения о честности и нечестности действуют как социализирующие влияния и формируют раннее поведение детей (Lavoie et al., 2016). Надеемся, что будущие исследования начнут документировать влияние процессов ранней социализации на развитие способности детей говорить правду и лгать с течением времени.

  • Количество испытуемых: 267 взрослых.
  • Возраст детей: от 6 до 15 лет (24 ребенка).
  • Метод: Детей снимали на видео, когда они делали каждое заявление для каждого условия из четырех сценариев. Это обеспечивало вариабельность стимулов, одновременно контролируя влияние отдельных детей на оценки участников. Опросы взрослых и решения о наказании или вознаграждении детей создали сложную картину исследования.
  • Авторы исследования: L. Brimbal, A.M. Crossman и др.
  • Дата публикации: 11 октября 2022
  • Название: Inconvenient truth-tellers: Perceptions of children’s blunt honesty
  • Ссылка на источник: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/03057240.2022.2109606


Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!



Прочитано 6702 раз
октября 19, 2017
Как формируется поведение одаренной личности?

Как формируется поведение одаренной личности? Часть 1: Внутренние факторы

Вопросы гениальности и психологии творческого процесса неизменно интересуют и привлекают к себе внимание. Но сколько бы мыслители, люди искусства, творчески одаренные личности ни размышляли о механизмах творчества, все равно остается некая тайна,…
апреля 19, 2017
Ухтомский А. А. «Доминанта»

Ухтомский А. А. «Доминанта»

Русский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский ввел в научный обиход понятие доминанты в самом начале ХХ века (10-е годы). Сегодня в ситуации междисциплинарного взаимодействия это учение принимается как психологами, так и физиологами, биологами, неврологами.…
февраля 12, 2022
Ли Росс и Фундаментальная ошибка атрибуции

Фундаментальная ошибка атрибуции

Фундаментальная ошибка (казуальной) атрибуции (FAE), или эффект атрибуции — когнитивное искажение, склонность людей объяснять поступки и поведение других их личностными особенностями, а собственное поведение — внешними обстоятельствами, ситуацией. Эти два…
вверх