Меню
Суббота, 09 февраля 2019 22:33

Стратегии Миямото Мусаси: сила в гармонии с миром

Миямото Мусаси (1584–1645) — человек-легенда, японский мастер боевых искусств и фехтования на мечах. Если верить его ученикам, Мусаси не проиграл ни одного поединка за всю жизнь. Но главное достояние Миямото Мусаси — его знаменитая «Книга Пяти Колец», которая по праву считается одним из лучших трактатов о военном искусстве.

Жизнь Мусаси

Мусаси был прославленным воином — поэты посвящали ему стихотворения, писатели слагали легенды о его жизни. Его образ воплощал самые героические черты, характерные для жителей Японии XVI–XVII вв.

Миямото Мусаси презирал роскошь и предпочитал спартанские условия — жил в горных пещерах, неустанно тренировался, учился концентрации и созерцанию. В жизни воин был скромен и учтив, но в битве — бесстрашен и беспощаден. Настоящий японский рыцарь: безупречный в бою, на досуге он занимался каллиграфией, живописью, писал поэмы. Из-под его руки вышли многочисленные рисунки животных, птиц, буддийских святых, драконов. Сёгуны даже заказывали у него картины. Произведение о «воинственном духе» (Сэнки) было написано каллиграфией. Он был талантливым кузнецом, основавшим отдельное ремесленное направление (занимался изготовлением новых гард для японских мечей). По некоторым сведениям, Мусаси также писал стихи и песни, но эти тексты не сохранились.

«Книга Пяти Колец» Мусаси популярна и в наши дни. Ее активно изучают не только адепты боевых искусств, но и японские бизнесмены и политики. Деловые переговоры или операции по сбыту продукции они зачастую проводят как военную или разведывательную операцию. Эта книга способна наставлять и вдохновлять. Мусаси стал гордостью японского народа, а его методы — ценным историческим наследием.

Стратегия и тактика японского воина

В «Книге Пяти Колец» Миямото Мусаси изложил наиболее важные на свой взгляд принципы военной стратегии. Им была разработана особая система планирования и тактики боя, описаны различные техники фехтования. Значительная часть книги посвящена кэндзюцу — древнему японскому искусству фехтования на мечах.

Этот трактат несколько столетий являлся настольным руководством для военачальников. Особенность рекомендаций Мусаси — в универсальности. Его стратегические наработки эффективны как для ведения одиночного боя на мечах, так и для управления целой армией.

При всей своей научной ценности, книга Мусаси — вовсе не скучное заумное сочинение. Это живое, практическое исследование. Мусаси создавал это произведение для своих современников, желавших развить стратегическое мышление.

В названии трактата скрыт некий сакральный смысл. Пять Колец — это пять основных сил, которые управляют миром. Это Земля, Вода, Ветер, Огонь и Металл, которые в сумме означают ключ к вечности и бесконечный источник познания. Говорят, что перечитывать этот труд можно многократно — всегда открывается нечто новое, и для новичка-фехтовальщика, и для опытного стратега.

Принципы боя

Трактат был очень популярен в Японии в самых разных кругах. Кланы ниндзя, разведчиков и убийц использовали его в качестве практического руководства. Эффективность советов Мусаси была проверена на практике поколениями фехтовальщиков.

На разных примерах Мусаси рассказывает о фундаменте души воина, о том, без чего нельзя добиться успеха ни в одном деле, в том числе и в бою. По его мнению, тот, кто обрел путь стратегии — владеет собой и миром, «увидит Путь во всем и везде». Мусаси сформулировал несколько принципов, которыми должны руководствоваться воины.

Первое, чему учил Мусаси — «необходимо изучить Пути всех мастеров». Сам он воплотил этот принцип. Его биография включала разные практики — от монашеской аскезы до ремесленничества и живописи. Так он смог получить не только массу полезных умений, но и возможность разностороннего восприятия мира. Все учение Мусаси наполнено духом трудолюбия и великой скромности.

Хотя воинское искусство само по себе безжалостно и рационалистично, в исполнении мастера оно приобретает благородные черты. Те же ниндзя из кланов владели иностранными языками, искусством фортификации, актерским мастерством, умели анализировать и запоминать большие объемы информации.

Второй принцип воина — нужно воспитывать в себе терпение, умение ждать. Наступление нужных событий зачастую не стоит форсировать. Какими бы сильными ни были страх, усталость или боль, важно перетерпеть — и дождаться нужного момента.

Третий постулат Мусаси гласит, что воин должен быть «мертвым при жизни» — это позволит преодолеть все страхи, особенно страх смерти, и тягу к мирским желаниям. Тогда воину откроется суть всех вещей, как в незамутненном зеркале. Разум станет чистым, как лотос, свободным от страстей и предрассудков. Быть незаметным, бесстрастным — значит обрести внутренний покой, абсолютное самообладание.

Согласно четвертому принципу, важно быть в гармонии с миром, где бы воин ни находился. Мир — это источник баланса и спокойствия. Научившись сливаться с природой, ниндзя достигали грандиозных успехов, выполняя свои секретные военные и политические миссии. Они умели прятаться там, где спрятаться было невозможно — на мосту, в открытых коридорах, на поле или во дворе дома.

Пятый принцип Мусаси — добиваться идеального владения возможностями своего тела и психики. Многое зависит от врожденных талантов, но значимых результатов можно добиться только ежедневными тренировками.

Особое внимание уделяется в трактате техникам управления жизненной энергией «ки» через дыхание и медитацию. Наполняя этой энергией свои жизненные каналы, концентрируя потоки силы, мастер может атаковать соперника, даже не вступая в полноценный бой. Воин мог победить врага одним легким касанием.

Воинское знание сквозь века

Такими способностями, как у Мусаси, обладали единицы. Но методики, предложенные им для саморегуляции и концентрации, применяли очень многие.

В книге описаны, в том числе, и техники кудзиин (переплетения пальцев), с помощью которых можно перенаправлять энергию и тем самым адаптироваться к любым обстоятельствам. Еще Мусаси обучал воинов искусству иллюзии, мастерству избегать прямой агрессии и столкновений, наносить решающий удар из «пустоты», искусству «невидимости».

По сей день все эти методы дают превосходные результаты.

Список использованных источников:
  • 1. Мусаси М. Книга Пяти Колец [Электронный ресурс] // Библиотека Мошкова. URL: http://lib.ru/DO/m6m.txt.
  • 2. Маслов А. А. «Святой меча» — Миямото Мусаси // Дзэн самурая. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — С. 269—283.

Встретят тебя с позитивным настроением, лучшие проститутки Иваново, страстным взглядом и сексуальностью доведут до рая. Девушки, представленные на сайте, отдаются по максимуму своей работе. Сексуальные лучшие проститутки Иваново, горячие и прелестные, они такие изобретательные и привлекательные, что удовольствие неизбежно. Прелестницы ждут тебя.


Купить в Литрес Купить в OZON Купить в Лабиринте


Миямото Мусаси. «Книга пяти колец».

Психология Пути Воина – Цитаты

О том, кто такой Миямото Мусаси:

Я в течение многих лет практиковался в Пути Стратегии, называемом мною "Ни Тэн Ити Рю", и сейчас впервые задумал изложить мой опыт на бумаге (1). В первые десять дней Десятого месяца двадцатого года Канэй (1645) я поднялся на гору Ивато в Хиго, на Кюсю, чтобы помолиться Небу (2).

Я хочу помолиться Кан-Нон (богине милосердия в буддизме) и склонить колени перед Буддой. Я воин из провинции Харима, Синмен Мусаси-но-Ками Фудзивара-но-Генсин. Мне шестьдесят шесть лет. С самой молодости мое сердце прикипело к Пути Боя. Тринадцати лет от роду я вступил в свою первую схватку и побил некоего Ариму Кихея, последователя стратегии школы при синтоистском храме. Когда мне исполнилось шестнадцать, я победил еще одного способного бойца  —  Тадасиму Акияма. В возрасте двадцати одного года я отправился в столицу и дрался там с различными мастерами клинка, ни разу не потерпев поражения. Далее я ходил из провинции в провинцию, сражаясь с бойцами различных школ, и побеждал всех. В тот период моей жизни  —  между тринадцатью и двадцатью девятью годами  —  я провел более шестидесяти серьезных поединков.

Когда мне исполнилось тридцать лет, я оглянулся на свое прошлое и понял, что своими победами никак не обязан Стратегии. Возможно, бойцовский талант был дарован мне волей Неба. Возможно, учения других школ были несовершенны. Как бы там ни было, несмотря на очевидные успехи на боевом поприще, я не успокоился и продолжал тренироваться с утра до вечера, пытаясь найти Принцип, и пришел к пониманию Пути Стратегии к пятидесятилетнему возрасту. С тех пор я живу, не следуя никаким особенным правилам. Обладая пониманием Пути Боя, я практикуюсь в различных искусствах и ремеслах, но всюду отказываюсь от помощи учителей (3).

При написании этой книги я не стану пользоваться ни Законом Будды, ни учением Конфуция, ни старыми военными хрониками, ни учебниками по тактике. Я беру в руки кисть, чтобы изъяснить истинный дух школы Ити так, как он отражен в Пути Небес и душе Каннон. Сейчас ночь десятого дня десятого месяца, час тигра (4).

О важности практической работы и главных правилах Миямото Мусаси:

Если ты день и ночь станешь практиковаться в указанной выше стратегии школы Ити, твой дух естественным образом расширится. Так распространяется по миру масштабная Стратегия и
Стратегия одиночного боя. Это впервые описано мной в пяти книгах: Земли, Воды, Огня, Традиции (Ветра) и Пустоты. Вот Заповеди для мужчин, которые хотят изучить мою Стратегию:

  • Не допускай бесчестных мыслей.
  • Путь  —  в упражнении.
  • Познакомься с каждым искусством.
  • Познай Пути всех профессий. 
  • Различай выигрыш и потерю в делах мирских.
  • Развивай интуитивное понимание окружающего.
  • Прозревай невидимое. 
  • Обращай внимание даже на заурядное. 
  • Не делай ничего бесполезного.

Важно начать с укоренения этих общих принципов в твоем сердце. Без широкого взгляда на вещи тебе будет трудно понять Стратегию. Если же ты изучишь наши положения и овладеешь Стратегией, ты никогда не проиграешь даже двадцати или тридцати противникам. С самого начала ты должен укрепить свое сердце на Стратегии и держаться Пути. Ты станешь способен опрокидывать врага в схватках и побеждать взглядом. Посредством тренировок ты также сможешь свободно управлять своим телом, покоряя людей своими действиями, и при достаточной тренированности сможешь сломить волю многих силою своего духа. Когда ты достигнешь этого состояния, не будет ли это означать, что ты непобедим? Более того, в масштабной Стратегии высокопоставленный муж сможет умело обходиться со множеством подчиненных, корректно вести себя, разумно править страной и вдохновлять людей на подвиги, таким образом укрепляя достоинство правителя. Если существует Путь, позволяющий человеку, не падая духом, опереться на себя и завоевать честь и славу, то это  —  Путь Стратегии.

О значимости терпения:

Изучай содержание этой книги, тему за темой, и, сражаясь с противником, ты постепенно поймешь принципы Пути. Осознанно, терпеливо впитывай достоинства учения, время от времени участвуя в схватках. Сохраняй дух пути, когда бы ты ни скрестил меч с противником. Шаг за шагом иди по дороге в тысячу километров. Изучай Стратегию в течение многих лет и закали дух воина. Сегодня  —  победи себя вчерашнего; завтра  — победишь низких людей. Далее, чтобы справляться с более умелыми, тренируйся согласно этой книге, не позволяя своему сердцу свернуть на боковую дорожку. Помни, если убьешь врага приемом, не основанным на том, чему ты научился, это не истинный Путь.

О важности освобождения от своего эго:

Любой, кто хочет овладеть сущностью моей Стратегии, должен тренироваться усердно день и ночь. Так он сможет отточить свое умение, стать свободным от своего эго и реализовать свои экстраординарные способности. Он придет к обладанию чудесной силой. Эти качества  —  практический результат Стратегии.

О Пустоте как Пути:

То, что зовут духом Пустоты, находится там, где нет ничего. Этот тезис не укладывается в человеческое понимание. Пустота  —  это ничто. Только познав то, что существует, ты сможешь узнать то, что не существует. Это Пустота. Люди в нашем мире ошибочно смотрят на вещи, полагая, что все, чего они не понимают, должно быть пустотой. Это не истинная пустота. Это заблуждение. И на Пути Стратегии воины, обучающиеся военному делу, считают, что все, чего они не понимают в своем ремесле,  —  пустота. Это не истинная пустота. Чтобы обрести Путь Стратегии в качестве воина, ты должен полностью изучить прочие боевые искусства, ни на йоту не отклоняясь от истинного Пути. С установившимся духом накапливай опыт день за днем, час за часом. Полируй обоюдоострые сердце и ум, оттачивай обоюдоострые восприятие и зрение. Когда твой дух не будет омрачен ни в малейшей степени, когда последние тени заблуждений исчезнут, тебе откроется истинная Пустота. Пока ты не осознаешь истинный Путь  —  в буддизме или в здравом рассуждении,  —  ты можешь полагать, что все вещи правильны и находятся в гармонии. Однако, если взглянешь на вещи объективно, с точки зрения законов мироздания, ты увидишь различные течения, отклоняющиеся от истинного Пути. Постарайся впитать этот дух, с прямотой в качестве основания и истиной в качестве Пути. Применяй Стратегию широко, корректно и открыто. Тогда ты начнешь думать о вещах в широкой перспективе и, приняв Пустоту как Путь, увидишь Путь как Пустоту.  В пустоте  —  достоинство, и никакого зла. Мудрость обладает существованием, принцип имеет существование. Путь обладает существованием, дух есть пустота.

Примечания:

  1. Иероглиф, означающий "Путь", имеет два прочтения: "мичи" и "до" — эквивалент китайского "дао". "До" охватывает всю жизнь воина, указывает на его преданность мечу, определяет место бойца в конфуциански окрашенной бюрократической системе Токугавы. Шире "до” понимается как путь космоса. Это не просто комплекс этических норм для художника или монаха, но следы Бога, указующего дорогу. "Стратегия"  —  "хейхо"  —  также слово китайского происхождения. "Хей" означает "солдат", "хо"  —  метод, форма. Здесь и далее в скобках будут приводиться примечания переводчика.
  2. "Тэн" — "Небо", означает религию Синто. Иероглиф "Синто" состоит из двух знаков: "ками"  —  "Бог, Дух" и "мичи"  —  "путь". Синто  —  Древняя религия японцев. В ней почитаются прабожества  —  предки императорской фамилии, а также существует множество различных святых и божеств, покровительствующих ремеслам, материалам, процессам производства.
  3. В период Муромати для любых искусств были установлены регламентируемые рамки — системы званий, лицензий, возрастной иерархии. Каноны ужесточились при бюрократии Токугавы. Мусаси старательно изучал правила различных школ боевых, художественных и цеховых искусств, но после просветления отошел от традиционного наставничества. Мастер заключает "Книгу Пустоты" так: "Ты придешь к помышлению о вещах в широкой перспективе, и, избрав Пустоту в качестве Пути, ты поймешь Путь как Пустоту".
  4. "Син", или "кокоро", переводится как "сердце", "душа", "дух". Этот иероглиф можно понять также, как "чувство", "манера". Японская пословица гласит: "Меч — душа самурая!" Годы, месяцы и часы приводятся Мусаси по древней китайской зодиакальной системе. Час тигра плавает где-то между тремя и пятью утра нашего времени суток.

Встретят тебя с позитивным настроением, лучшие проститутки Иваново, страстным взглядом и сексуальностью доведут до рая. Девушки, представленные на сайте, отдаются по максимуму своей работе. Сексуальные лучшие проститутки Иваново, горячие и прелестные, они такие изобретательные и привлекательные, что удовольствие неизбежно. Прелестницы ждут тебя.


Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!



Прочитано 15172 раз
апреля 19, 2017
Ухтомский А. А. «Доминанта»

Ухтомский А. А. «Доминанта»

Русский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский ввел в научный обиход понятие доминанты в самом начале ХХ века (10-е годы). Сегодня в ситуации междисциплинарного взаимодействия это учение принимается как психологами, так и физиологами, биологами, неврологами.…
января 22, 2020
Развитие анализ методы

Как стать лучше? Работающая система 12 шагов от И. Л. Викентьева

Любой человек, склонный к рефлексии, рано или поздно осознает, что его жизнь требует улучшения. Это может быть связано с творческим кризисом, застоем, нарушением жизненного баланса. Особенно остро возникает такая проблема на фоне потери жизненного ориентира.…
декабря 02, 2017
Как формируется поведение одаренной личности?

Как формируется поведение одаренной личности? Часть 2: Внешние факторы

Мы говорили ранее о внутренних механизмах, регулирующих поведение творческих личностей. Настало время обратить внимание и на социально важные факторы – не секрет, что влияние социума примерно наполовину обусловливает наше поведение, и без широкой аудитории…
вверх