Практические способы работы с чувством неполноценности
Такой популярный термин, как “комплекс неполноценности”, ввел австрийский психоаналитик Альфред Адлер (1870-1937). Начались исследования в этом направлении с изучения органической неполноценности и механизма ее компенсации. Кульминацией научного интереса стали исследования психологического чувства неполноценности. В этой статье, рассуждая о сути изысканий Альфреда Адлера, мы рассмотрим коннотацию понимания “чувства неполноценности”.
Истоки чувства неполноценности
Итак, назвать себя действительно счастливым и довольным собой и своей жизнью человеком могут немногие. Да и есть ли необходимость ежедневно задаваться философскими вопросами о счастье?
Мы создаем для себя идеализированную цель полной адаптации, а затем боремся за ее достижение, как если бы эта цель равнялась успеху, счастью и безопасности [4].
Здесь уже не до рассуждений. Происходит борьба – независимо от того, подчинена ли повседневная деятельность фиктивным целям, сформулированным стереотипами, о чем пишет Альфред Адлер в работе “Невротическая конституция”. Или, как нам кажется, ею руководят осознанные порывы, боремся мы за них или отступаем.
Но только смелые, уверенные в себе люди, чувствующие себя в мире, как дома, могут извлекать преимущества как из благ жизни, так и из ее трудностей. Они знают, что трудности существуют, но они также знают, что в состоянии их преодолеть. Они готовы к любым проблемам жизни, которые неизменно оказываются социальными проблемами [3].
Как правило, трудности и социальные проблемы провоцируют развитие чувства неполноценности, которое присуще каждому. Это совсем не указывает на то, что вы неуверенный в себе или не смелый человек. Или на то, что те люди, которые чувствуют себя в мире, как дома, о которых писал Адлер, вымышленные и просто не могут существовать. Дело в том, что чувство неполноценности может как строить препятствия, так и мотивировать человека на конструктивные достижения.
Индивидуальная психология Адлера основывается на исследовании конкретных примеров поведения и их последствиях. Он, как психолог, транслировал свой жизненный опыт на исследуемое поле. Из биографии ученого известно, что в детстве Адлер перенес не одну серьезную болезнь. Вероятно, стремление быть таким же, как другие дети, быть включенным в коллектив - является примером, когда чувство неполноценности стимулирует желание жить и развиваться. Так, он полагал, что применимые к ребенку объяснения в необходимости семьи возможно применить к обществу вообще.
Слабость, по причине которой ребенок живет в семейной группе, аналогична слабости, которая заставляет взрослого человека жить в обществе. Все люди чувствуют свою неадекватность в тех или иных ситуациях. Они чувствуют себя придавленными трудностями жизни и не в состоянии встретиться с ними один на один. Поэтому одной из самых сильных наклонностей человека всегда было стремление объединяться в группы с тем, чтобы он имел возможность жить как член общества, а не как изолированный индивид [3].
Безусловно, стремление к общности является движущим началом для индивида. Тем не менее, в условиях необходимости включения человека в социальную жизнь и разворачиваются баталии компенсации и чувства неполноценности.
Карен Хорни – исследователь, который принадлежит к важным фигурам в развитии социально-психологических теорий личности, акцентировала в своей работе “Невротическая личность нашего времени” внимание на значении окружающей социальной среды.
Каждый человек понимает, что в границах того, что считается нормальным, имеются вариации. Такая вариация имеет место, например, вследствие половых различий, поскольку они существуют в обществе, как это имеет место и в западной культуре, где считается, что мужчины и женщины обладают разными темпераментами. Проявление сверхозабоченности и страха перед приближающейся старостью для сорокалетней женщины является "нормальным", в то время как мужчина в аналогичной ситуации будет считаться невротиком [1].
В контексте же нашей темы – это доступный пример того, как с общепринятым пониманием нормальности уживается и чувство неполноценности. Более того, такое понимание его провоцирует. Человек сравнивает себя с другими людьми или какими-либо стандартами – и если он не соответствует им или они ему чужды, ощущает свою неполноценность. Другая сторона - чувство превосходства, когда человек испытывает потребность быть лучше других.
Как справиться с чувством неполноценности
Чтобы справиться с чувством неполноценности, прежде всего, нужно освободиться от стереотипов. А с этим можно разобраться, только прибегая к философскому вопросу, с которого мы начали: доволен ли я собой, счастлив ли я? Адлер выделял понятия жизненной цели и стиля жизни. Так, сознательно поставленная жизненная цель помогает справиться с чувством неполноценности. Жизненная цель проецирует светлое будущее, неуверенность или неприятности преодолеваются в стремлении достигнуть ее, что и трансформируется в стиль жизни.
Но ведь все не так просто. Казалось бы, кто знает больше человека, что ему нужно? Тем не менее, скрытые цели, которыми мы руководствуемся бессознательно, могут быть разрушительны. К примеру, Адлер заметил, что невротики часто ставят фантастические цели о превосходстве, уделяя им больше внимания, чем целям, приводящим к реальным достижениям. Невроз – это зачастую конфликт между подавленными желаниями и социальными нормами. Поэтому так важно обозначить действительно свои цели, абстрагируясь от "нормальных", общепринятых.
Карен Хорни пишет, что невротиками в обществе считают тех людей, которые отличаются от остальных отношением к жизни:
Например, мы будем склонны считать невротичной девушку, предпочитающую ничем не выделяться, отказывающуюся от получения более высокой оплаты и не стремящуюся к достижению более высокого положения, или художника, зарабатывающего всего 30 долларов в неделю и предпочитающего довольствоваться малым вместо того, чтобы трудиться и стремиться к большему. Причина, по которой мы будем называть таких людей невротичными, заключается в том, что большинство из нас знакомо только с таким образцом поведения, который подразумевает стремление преуспеть в жизни, опередить других, заработать больше того минимума, который необходим для нормального существования [1].
Парадокс в том, что заимствуя общепринятую модель поведения, игнорируя истинные желания и следуя поставленным не нами целям - мы испытываем чувство неполноценности. То же случается, если мы не подавляем свои желания, а следуем им, но не находим отклика в обществе.
В подобном ключе Фромм рассматривал проблему свободы. Как суметь быть собой, быть свободным и при этом оставаться частью общества? Он усмотрел компромисс в возможности свободной реализации личности.
Спонтанная активность – это не вынужденная активность, навязанная индивиду его изоляцией и бессилием; это не активность робота, обусловленная некритическим восприятием шаблонов, внушаемых извне. Спонтанная активность – это свободная деятельность личности; в ее определение входит буквальное значение латинского слова sponte – сам собой, по собственному побуждению. Под деятельностью мы понимаем не «делание чего-нибудь»; речь идет о творческой активности, которая может проявляться в эмоциональной, интеллектуальной и чувственной жизни человека, а также и в его воле [2].
Каждый из нас способен жить спонтанно. Но прежде нужно ответить на вопрос: что действительно делает меня счастливым?
Второй способ избавиться от чувства неполноценности сугубо практический и видеться нам наиболее эффективным как в отношении затраченного времени, так и в отношении результативности. Этот способ заключается в планомерной и систематической работе по методике депрограммирования «ТС» [5].
В основе этой системы (ТС) лежит идея об избавлении от стереотипов с помощью постепенной их "проработки" и для того, чтобы система себя полностью раскрыла, может потребоваться немало времени, однако первые мощные результаты можно получить уже в течение нескольких месяцев.
Список литературы:
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Новые пути в психоанализе. Питер, 2013.
- Фромм Э. Бегство от свободы. АСТ, 2015.
- Адлер А. Наука жить. Port-Royal, 1997.
- Фрейджер Р., Фейдимер Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
- Дмитрий Леушкин Турбо-Суслик. Брутальная скоростная система — ISBN 978-5-9573-2948-0
Автор: Комарова Илона
Скачать методику по депрограммированию
Встречаются индивидуально в своей квартире, индивидуалки Ростов, это нечто - redrostov.ru. Девочки Ростова-на-Дону дадут вам всё, что вы ищете в сексе: яркие эмоции, страсть, разнообразие, приятные ощущения и множественные оргазмы на зло скучным соседям. Позитивные индивидуалки Ростов, пылкие и страстные, они такие интересные и стройные, что невозможно отказаться от удовольствия. Не отказывай себе в удовольствии.
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Свежие статьи
- Исследование: процедура устранения граффити в общественном туалете
- Обзор 11 исследований: Современный взгляд на вред курения через призму научных публикаций
- Исследование: Сознание в колыбели или о возникновении младенческого опыта
- Исследование: Паттерны травм, связанные с когнитивно-моторной диссоциацией
- Исследование: Пол, возраст и зависимость от смартфонов в 41 стране