Меню
Понедельник, 14 ноября 2022 21:36

Исследование: проблемное использование социальных сетей и здоровое поведение детей школьного возраста в 43 странах

Может ли равноправный мир уменьшить проблемное использование социальных сетей? Вот вопрос, который лег в заголовок исследования, проводимого специалистами из Италии и Канады с участием подростков из 43 стран.

Исследование было направлено на выявление социальных детерминант проблемного использования социальных сетей (PSMU) среди подростков. В этом исследовании рассматривалась связь PSMU с экономическим неравенством, измеряемым на страновом, школьном и индивидуальном уровнях. В нем также оценивалась сдерживающая роль семьи и поддержки сверстников.

В исследовании "Поведение в отношении здоровья у детей школьного возраста" за 2017/18 год был измерен PSMU у 179 049 подростков в возрасте 11, 13 и 15 лет в 43 странах и субрегионах Бельгии (Фландрия и Валлония) и Соединенного Королевства (Англия, Шотландия и Уэльс). Связи между неравенством и PSU были протестированы с использованием многоуровневого логистического регрессионного анализа.

Выводы: выявленная связь с неравенством материального достатка в школе была сильнее у молодых людей с более низкой поддержкой сверстников. Кроме того, связь между неравенством доходов в стране и PSMU была также обнаружена у подростков, сообщивших о низком уровне поддержки семьи. В целом, эти результаты указывают на потенциально вредное влияние неравенства на индивидуальном уровне, уровне школы и страны на проблемное использование подростками социальных сетей.

Эти результаты указывают на возможный путь, с помощью которого экономическое неравенство влияет на подростковый PSMU. Подростки, занимающие более низкие социально-экономические позиции, чем их одноклассники, могут подвергаться большему риску участия в PSMU из-за усиления социальных сравнений (Cheung & Lucas, 2016) и повышенной озабоченности статусом, что приводит к усилению статусной тревоги и чувства неполноценности.

Злоупотребление в использовании социальных сетей может представлять собой средство ослабления негативных последствий относительной обделенности путем выражения негативных эмоций или избавления от негативных чувств с помощью онлайн-активности. В этом ключе участие в PSMU может представлять собой дополнительное негативное последствие невыгодных сравнений с более богатыми одноклассниками (Elgar et al., 2018). Эта стратегия противостояния негативным эмоциям может привести к нерегулируемому использованию социальных сетей, которое является важнейшим компонентом PSMU.

Возможность обмена визуальными образами привлекательна, особенно для подростков, которые склонны проводить социальные сравнения на основе внешнего вида (de Vries et al., 2016). По этой причине платформы социальных сетей используются не только для создания профиля, основанного на внешности, но и для оценки своего социально-экономического статуса с помощью общих изображений и видео. Эти платформы позволяют обмениваться важными сообщениями о статусе и власти, которые находят особенно сильный отклик у подростков, являющихся относительно более обездоленными, чем их одноклассники, или посещающих школы с крайне неравным положением. Эти подростки, возможно, более мотивированы использовать социальные сети в качестве инструмента социального сравнения, чтобы найти более выгодные сравнения или вдохновляющие образцы для подражания. Более того, подростки, которые подвергаются более выраженному неравенству в школе, могут иметь большую склонность искать одобрения сверстников и использовать социальные сети для сбора релевантной для себя информации посредством обратной связи и отраженной переоценки (Borelli & Prinstein, 2006; Butzer & Kuiper, 2006), что увеличивает риск PSMU.

Подростки, занимающие более низкое социально-экономическое положение, чем их одноклассники, или посещающие школы, характеризующиеся значительным неравенством, могут использовать социальные сети в качестве инструмента для управления озабоченностью статусом, участвуя в выборочной самопрезентации в социальных сетях. Они получают возможность выбирать и изменять контент для совместного использования в Интернете, что позволяет отображать улучшенную версию их личности и жизни (Brown & Tiggemann, 2016; Cohen et al., 2017; Kim & Chock, 2015; Nesi et al., 2018; Subrahmanyam & Smahel, 2011) и может быть одним из процессов, лежащих в основе ассоциаций с PSMU.

Результаты также свидетельствуют о том, что поддержка сверстников обеспечивает некоторую защиту от негативных последствий относительной депривации. Вполне возможно, что молодые люди, воспринимающие своих сверстников как более благосклонных, меньше беспокоятся о своем статусе, тем самым уменьшая вред относительной депривации. Подростки с поддерживающей сетью друзей могут иметь большую склонность ценить цели отношений (т.е. цели, направленные на развитие социальных отношений) более высоко, чем инструментальные цели (т.е. цели, направленные на получение власти и контроля над ресурсами; Арсенио и др., 2009) и быть менее чувствительными к иерархиям, основанным на социально-экономическом статусе. И наоборот, риск вовлечения в PSMU из-за относительной депривации был значительно выше среди социально изолированных подростков, которым не хватало поддерживающей сети сверстников. Однако небольшие размеры эффекта этого взаимодействия требуют очень осторожной интерпретации и подтверждения в будущих исследованиях.

Вопреки гипотезам авторов исследования, неравенство доходов на уровне страны не было напрямую связано с PSMU подростков. Интересно, что связь была обнаружена, но только у молодежи, которая сообщила о низком уровне поддержки семьи. Этот результат отличается от предыдущих исследований, которые показали пагубное воздействие социально-экономического неравенства на широкий спектр показателей здоровья подростков (например, Elgar et al., 2015; Odgers, 2015; Pickett & Wilkinson, 2015). Хотя PSMU, по-видимому, не является более распространенным в странах с высоким уровнем неравенства, он может быть более распространен у подростков, которым не хватает поддержки членов семьи. Отсутствие поддержки семьи, которое имеет хорошо известные негативные последствия для самооценки подростков (например, Yeung et al., 2016), по-видимому, взаимодействует с неравенством на уровне страны и увеличивает вероятность PSMU. Однако сила этого взаимодействия была очень мала, и ее следует интерпретировать с осторожностью. Другая возможность заключается в том, что неравенство влияет на подростковый PSMU в первую очередь, когда оно проявляется в более близких условиях – например, в школе, где различия в статусе и социально-экономических обстоятельствах могут быть более заметными. Однако для подтверждения этих выводов необходимы дальнейшие исследования.

  • Количество участников: 179 049
  • Возраст участников: 11-15 лет
  • Метод: анкеты и опросы под наблюдением преподавателей  
  • Авторы исследования: Michela Lenzi (Department of Developmental and Social Psychology, University of Padova, Padova, Italy), Frank J. Elgar (School of Population and Global Health, McGill University, Montreal, Canada) и др.
  • Дата публикации: 7 сентября 2022
  • Название: Can an equal world reduce problematic social media use? Evidence from the Health Behavior in School-aged Children study in 43 countries
  • Ссылка на источник: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1369118X.2022.2109981


Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!



Прочитано 7194 раз
июня 29, 2017
Карл Густав Юнг «Человек и его символы»

Карл Густав Юнг «Человек и его символы»

Эта книга была последней, заключительной в жизни великого мастера психоанализа Карла Густава Юнга. Она имеет свою интересную историю и особое предназначение. Если точнее, то книга «Человек и его символы», в отличие от других работ Юнга, предназначена широкому…
января 04, 2018
дети-Маугли

Необратимость сенситивного периода: дети-Маугли

Наш современный мир вполне можно назвать детоцентричным: появляется множество методик развития, принцип проявления креативности стал основополагающим в процессе воспитания и обучения, реализуется индивидуальный подход. Особенно ценным для психологии развития…
декабря 22, 2015

Биография Карла Густава Юнга

Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии». Его учитель - основатель психоанализа Зигмунд Фрейд только приоткрыл бездну бессознательного человека, Юнг эту бездну сделал общечеловеческой. Он ввел понятие…
вверх