К. Воглер. «Путешествие писателя». Книга для тех, кто стремится найти себя
Универсальная работа К. Воглера «Путешествие писателя» - это увлекательная книга для сценаристов, филологов и сказкотерапевтов. Опыт именитого сценариста расскажет о том, как построить сценарий своей жизни и найти себя.
Коротко об авторе
К. Воглер – сценарист, сотрудничавший с такими именитыми компаниями, как «Уолт Дисней», «Уорнер Брозерс», «20th Century Fox». Преподаватель сценарного искусства, консультант.
Кому будет полезна работа К. Воглера «Путешествие писателя»?
Однозначно, не только узким специалистам, которые работают в сфере киноиндустрии, создавая сценарии. Все очень просто: концепция автора оказывается применимой и к сказочным, мифологическим, литературным сюжетам. То есть, психологи-сказкотерапевты могут почерпнуть там много важного и полезного. Также книга станет полезной филологам, изучающим производство массовой литературы, сюжетостроение с точки зрения теории литературы – ведь небезынтересно узнать о тех закономерностях, которые провоцируют неизменный читательский интерес. Кроме того, любой человек, кто способен смотреть на свою жизнь с позиции выстраивания сценария (а мы воплощаем в жизни разные сценарии, и у каждого – своя логика и развязка), может «сложить паззл» окончательно, осмыслив причины жизненных тупиков и проанализировав свою жизнь с точки зрения «путешествия героя».
Логика путешествия как ведущий архетип мировой культуры
Огромное влияние на Воглера оказала книга Дж. Кэмпбелла «Тысячеликий герой», в которой дана своеобразная философия пути героя, состоящая из ряда архетипических моделей. Отсылая к концепции К. Г. Юнга о коллективном бессознательном, Кэмпбелл выявляет основные узлы сценариев героя, который назван тысячеликим как раз в силу множества вариантов этого образа. Он прочитывается, в том числе, и как обычный человек, наш с вами современник, ищущий свой смысл в жизни и преодолевающий свои преграды, каждая из которых имеет символический язык. Говоря об архетипах, выделенных К. Г. Юнгом – старца, оборотня, скрытого врага, матери – оба автора утверждают, что на самом деле их гораздо больше, при том что они могут варьироваться, менять свою модальность и характер в процессе путешествия.
Этапы пути героя
Если попробовать прочитать приведенную модель применительно к своей жизни, то могут получиться весьма любопытные выводы. Можно отследить, в какой именно точке вы находитесь в данный момент, почему не получается задуманное, становятся видны сильные и слабые стороны героя и его оценка ситуации.
Итак, с чего начинается путь? С картины обыденного мира, который по тем или иным параметрам перестает удовлетворять героя. На языке современной психологии это может звучать как призыв покинуть «зону комфорта». Потому что обыденный мир бесконфликтен, а значит, там нет места развитию личности. Это зона временного отдыха, возможно. Но рано или поздно герою становится в ней попросту тесно. Узнаете себя? Это первая архетипическая ситуация.
Далее, по логике, следует некий зов, стимул к тому, чтобы направить усилия на выход из пределов обыденности. Вы можете получить некое известие, вступить в конфликт (с родителями, начальником, старейшиной, сверстниками и т. п.), - словом, что-то должно пойти не так.
Следующий этап, вполне объяснимый и понятный каждому из нас, - это сомнения героя. Смогу ли я? Стоит ли? А вдруг не получится? Нередко эти сомнения ведут к отвержению зова. Но интересно то, что чувство неудовлетворенности нарастает, и сомнения не могут привести к гармонии. Они всегда свидетельствуют о том, что на прежний путь герою не вернуться.
В это время нередко появляется наставник – кто-то авторитетный, дающий совет или снабжающий в сказках волшебными предметами, которые помогут в пути. Это важная поддержка, после которой путь к отступлению практически отрезан.
Первый порог испытаний нередко связан с проверкой героя, его решимости, силы, уверенности в себе. Нередко в фольклоре и мифологии на этом пути встречается привратник, суровая с виду фигура, но играющая важную роль – отбирающая достойных кандидатов. Это своеобразная провокация героя: «Покажи свою силу, убеди в том, что ты – достоин!» И открыт вопрос относительно того, кому это нужно больше – самому привратнику или пустившемуся в путь.
Утвердившись в собственной силе, уверившись в себе, герой продолжает путь, приближаясь к переломному моменту испытаний. Это схватка с самим собой, умение «победить внутренних драконов», и цель данного испытания – личностная трансформация. Современный герой открывает новый бизнес, меняется, стремясь завоевать новую любовь, достигает нового социального статуса – все что угодно может стать главной целью.
Награда – логичное следствие переломного момента, ибо герой должен победить – такова логика его образа. Если он проиграл, грядет новая схватка, новое испытание, но герой так называется потому, что он обречен на трансформацию. Наградой может стать символический брак с царевной – обретение своей внутренней целостности, получение чего-то очень ценного, того, что способно улучшить жизнь народа. Это могут быть сакральные знания, несущие потенциал коллективных изменений.
Далее героя ждет обратный путь. Он должен сохранить обретенное, отблагодарить всех помогавших, разрядиться смехом или отдохнуть, осмыслить этапы предыдущего пути.
Кульминация действия, иногда совпадающая с развязкой, – это часто еще одна проверка, «закрепление пройденного». Герой должен суметь применить полученное, доказать право на обладание им. Иногда это повторный бой с более могущественным противником – но и герой уже гораздо сильнее. Иногда это выманивание хитростью или обесценивание дара, нуждающегося в защите. Постоянно отстаивая полученное, будь то волшебный предмет или личностная трансформация, герой словно утверждает свое право на это, вновь и вновь доказывая, что он – достоин.
Возвращение с эликсиром или развязка – это триумф героя, получающего признание от других. И здесь очень важный момент в логике развертывания сюжета – умение делиться с другими своим приобретением, иначе оно может, условно говоря, превратиться в труху – стать бесполезным.
На каждом этапе герой последовательно решает каждый раз новые задачи, в результате чего в конце истории он действительно наращивает мускулы, оправдывая свое гордое звание.
Сценарные образы-архетипы
Если герой – это архетипический образ, то и многочисленные другие тоже носят универсальный характер. Вариаций может быть всегда много, но главное – в функции образа. Если вы герой, то вы должны стремиться к целостности, гармонии, уметь быть честным с собой.
Точно так же и привратник может быть каким угодно, но его функция – отобрать достойного. Функция оборотня – вызвать сомнения, обмануть, показать иную личину. Нередко это романтическое увлечение героя, воплощение идеала о противоположном поле. Тень – это все то, что мы отрицаем в себе, и чем сильнее отрицание, тем могущественнее Тень. Плут – это комический двойник героя, товарищ, который отличается большей простотой и сниженным пафосом, часто разряжающий обстановку смехом или смешным поступком. Попробуйте самостоятельно привести примеры, иллюстрирующие эти архетипы, из своих любимых фильмов, историй, романов, сказок. Ответьте себе на вопрос, какие роли были вашими в реальных жизненных сценариях. Были ли вы для кого-то Оборотнем или Тенью? Подобного рода «контрольные вопросы» завершают каждую главу книги Воглера и заставляют анализировать расширенный материал.
Продуктивность модели путешествия
В сказкотерапии есть методики, основанные на сочинении клиентом истории о себе. Приведенная модель и архетипическая система образов позволяет психологам глубже понять механизмы историй клиентов, осмыслить логику каждого индивидуального пути, понять, в какой точке архетипического сюжета находится клиент. Если герой не прошел испытания – кто вокруг него? Возможно, кого-то он принимает не за того, кем тот является на самом деле? Или ошибка героя – в том, что, обладая ценным знанием, он обкрадывает себя и других, отказываясь делиться им с теми, кому это важно и нужно? Или постоянное столкновение с оборотнями противоположного пола – знак того, что что-то упущено? Что следует избавляться от иллюзий и нереалистичных ожиданий – либо просто менять окружение? И наконец, самое главное – то, как человек будет рассказывать о себе, какие слова при этом выберет и какие повороты сюжета прозвучат – это и станет самым важным в его истории.
Книга Воглера изобилует анализом известных широкой аудитории кинокартин, поэтому поупражняться в анализе можно вслед за автором. Особенно интересной кажется интерпретация Воглером всем известного фильма «Титаник» - автор размышляет о причинах популярности картины, об узловых моментах и их решении на экзистенциальном уровне. Путешествие автора и героя – это и про нас с вами. Это и о работе психолога с клиентом. И о самопознании.
Встретят у себя или приедут к тебе, лучшие феи проститутки Саранск, выезд круглосуточно. Сайт redsaransk.ru предлагает вам воспользоваться самым надёжным и проверенным способом. Сексуальные лучшие феи проститутки Саранск, пылкие и страстные, они такие интересные и профессиональные, что возбуждение неизбежно. Не отказывай себе в удовольствии.
Купить в Литрес Купить в OZON Купить в Лабиринте
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Свежие статьи
- Исследование: процедура устранения граффити в общественном туалете
- Обзор 11 исследований: Современный взгляд на вред курения через призму научных публикаций
- Исследование: Сознание в колыбели или о возникновении младенческого опыта
- Исследование: Паттерны травм, связанные с когнитивно-моторной диссоциацией
- Исследование: Пол, возраст и зависимость от смартфонов в 41 стране